Система управления нововведениями на предприятии. Виды инновационных стратегий развития товаропроизводства
Система управления нововведениями на предприятии предполагает совокупность инструментов, методов и элементов управляющего воздействия в целях производства новой продукции технологического обновления производства и модернизации основных производственных фондов.
К основным инструментам управляющего воздействия относятся:
1) планирование нововведений на предприятии.
2) финансирование нововведений (вложение капиталов)
3) стимулирование нововведений (системы материального поощрения)
4) организация нововведений.
К основным элементам управляющего воздействия относятся:
1) структурные подразделения предприятий, формирующие инновационную политику
2) обеспечивающие создание опытных образцов и разработку технологической документации
3) подразделения производящие новую продукцию и внедряющие новую технологию.
4) непосредственно дирекция предприятия.
В данном случае непосредственное управляющее звено объектом будет 4) дирекция, а субъектами выступают первые три элемента.
Схематично систему управления нововведениями на предприятии можно представить на основе теории принятия решений.
1) этап. Подготовка к принятию решения.
1.1 анализ внутреннего потенциала предприятия.
1.2 анализ внешней среды (рынки сбыта продукции, рыночные ниши, сегменты рынка, изучение конкурентов, конкурентной продукции).
1.3 параллельно с этим изучают формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности.
1.4 разработка стратегии развития предприятия.
Стратегия это документ концентрирующий концептуальное виденье перспектив развития предприятия. Он включает: миссию предприятия – его предназначение в жизни, цели развития (чего предприятие хочет добиться).
Задачи , которые нужно решать для достижения поставленных целей. Ключевые мероприятия которые необходимо реализовывать чтобы решить поставленные задачи. Кроме этого стратегия включает: индикаторы развития – это показатели которые предполагается достигнуть в будущем. Срок реализации и этапы, а так же объемы и источники финансирования реализации стратегических мероприятий. В данном документе предприятие определяет свое место на рынке товаров или услуг, рыночные ниши, сегменты рынка, виды производимой продукции и объемы производства.
2) этап. Принятие решения.
2.1 Предприятие вырабатывает инновационную стратегию. Инновационная стратегия – это документ определяющий:
1. приоритетные для предприятия направления инновационной деятельности.
2.степень новизны вводимых изменений.
3. ожидаемые результаты и их эффективность (эффективность с позиции потребителя и производителя).
Основными видами инновационной стратегии развития товаропроизводства выступает:
1 стратегия радикальных новаций, она предполагает освоение производства и массовый выпуск (крупносерийный) продукции, аналогов которой нет на мировом товарном рынке. Предприятие в данном случае выступает пионером рыночных ниш. В массовом объеме поставляя продукцию на мировой товарный рынок, оно:
- удовлетворяет новые потребности,
- получает огромные доходы от монополии на научно-техническую новизну в связи с отсутствием конкурентов. Обязательным условием стратегии радикальных инноваций выступает нацеленность на разработку принципиально новой продукции кардинально отличающейся от имеющейся на рынке, с использованием достижений науки, техники и технологий.
2 эмитентная стратегия данная стратегия предполагает ориентацию товаропроизводителя на производство продукции имеющей большой потребительский спрос выпускаемой другими производителями.
Задачей эмитента в данном случае выступает не просто копирование аналога, а его качественное улучшение, удешевление и улучшение потребительских свойств.
Эмитентная стратегия в отличие от стратегии радикальных инноваций предполагает использование научно-технических достижений совершенствующего порядка.
3 Стратегия повышения качества выпускаемой продукции.
Реализуя данную стратегию предприятия ориентируется не на основании принципиально новой продукции, а на совершенствование производимой : улучшение качества, улучшение дизайна, стандартизацию и унификацию, удешевление.
3) этап. Реализация принятого решения.
3.1 Планирование - финансирование – стимулирование – организация.
Посредством планирования осуществляется проработка мероприятий подлежащих реализации. План – это документ включающий набор мероприятий в определенной их последовательности, сроки выполнения, исполнителей, требуемые объемы инвестиций.
Сегодня на предприятиях разрабатывается следующие виды плановых документов:
- план (программа_ технического перевооружения и реконструкций действующего производства.
- план освоения выпуска новой продукции
- план внедрения новых технологий
- план повышения качества выпускаемой продукции
- план научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ при наличии внутри предприятия научных подразделений
- план организационно-технических мероприятий (по внедрению организационных инноваций, управленческих инноваций, информационных инноваций.
Многие предприятия в основу планирования нововведений закладывают программный метод, разрабатывая целевые программы нововведений. На ряду с планами предприятия могут разрабатывать отдельные инновационные проекты под конкретные нововведения с разработкой к ним бизнес-планов, ориентированных на потенциальных инвесторов с целью привлечения инвестиций.
Финансирование
Предполагает поиск необходимых для реализации нововведения финансовых ресурсов.
Источниками финансирования нововведений могут выступать:
- собственные средства предприятий, к ним относят (прибыль, амортизационные накопления, арендная плата, средства поступившие от реализации ненужного оборудования
- привлеченные средства к ним относят (инвестиции материнских компаний, государственные инвестиции, средства от продажи вновь выпущенных акций)
- заемные ресурсы (кредиты коммерческих банков, государственные кредиты, кредиты прочих юр. и физ.лиц.
Стимулирование
Предполагает поиск дополнительных форм и методов материального и морального поощрения сотрудников предприятия напрямую связанных с нововведением, человек по своей природе консервативен и для того чтобы он не противился нововведению, не противостоял ему, не сдерживал процесс необходимы меры поощрительного характера. Основным инструментарием стимулирующего воздействия выступает:
- внедрение форм оплаты труда ориентированные на нововведения
- внедрение дополнительных систем материального поощрения (премирование работников)
- разработка методов морального поощрения за достигнутые успехи.
Организация
Предполагает определенную последовательность реализацию нововведения, а так же деятельность структур предприятия направленную на реализацию нововведения.
4) этап. Контроль за реализацией принятого решения.
4.1 контроль – за выполнением плановых документов – контроль за финансированием – контроль за стимулированием – контроль за организацией.
50. Бизнес-планирование инновационной деятельности: сущность, цели, структура бизнес-плана и пути привлечения инвесторов.
Основной целью бизнес -планирования инновационной деятельности выступает разработка бизнес-плана инновационного проекта для получения финансовой поддержки со стороны заинтересованного инвестора. Потенциальными инвесторами инновационных проектов могут выступать
- материнские компании (холдинговые структуры, концерны, ассоциации)
- государство
- внебюджетные фонды (фонд технологического развития, фонд поддержки малого бизнеса, малых предприятий научно-технической сферы, венчурные фонды)
- коммерческие банки
- прочие юридические и физические лица.
Бизнес – план – это документ в котором отражается сущность инновационного проекта, перспективы его реализации, потенциальные объемы производства и продажи продукции, а так же рыночные ниши и рынки сбыта. В зависимости от того на какого инвестора ориентирован бизнес- план просчитываются различные показатели эффективности реализации проекта для инвестора например для государства просчитывается бюджетный эффект, для коммерческого банка возможность погашения кредита и уплаты процентов, для материнской компании объемы прироста прибыли, для венчурного инвестора дивиденды на вложенный капитал.
Бизнес- план разрабатывается на период превышающий срок окупаемости проекта на один год. Бизнес-план имеет следующую типовую структуру:
- 1 раздел: титульный лист в котором указывается название предприятия, его место расположения, суть проекта кратко, объемы финансирования проекта в т.ч. требуемые от инвестора, сметная стоимость проекта и срок его окупаемости.
- 2 раздел: резюме проекта, здесь показываются цели проекта его социальная, экологическая эффективность и приводятся доказательства его выгодности.
- 3 раздел: маркетинговый план, здесь приводятся характеристика потребности и объемов производства, потенциальные рынки сбыта, рыночные ниши и сегменты, потенциальные конкуренты.
- 4 раздел: производственный план: программа производства, характеристика основных производственных фондов, материальных ресурсов и трудовых ресурсов.
- 5 раздел: организационный план: сведения о претенденте, статус, уставный или акционерный капитал, финансовое положение, основные характеристики руководящего состава.
- 6 раздел: финансовый план:
- объемы и источники финансирования проекта
- финансовые результаты реализации проекта (выручка от реализации, объем чистой прибыли)
- срок окупаемости проекта – это период времени, по истечении которого полученные доходы покроют расходы на реализацию проекта.
Пути привлечения инвесторов
- 1 путь: участие в конкурсных торгах и тендерах организуемых государственными заказчиками в рамках целевых программ, национальных проектов, инновационных конкурсов.
- 2 путь: участие в инновационных выставках и ярмарках.
- 3 путь: участие в конкурсах инновационных проектов (правительственные структуры, венчурные инвесторы, корпоративный сектор)
- 4 путь: путь индивидуального собеседования (экономист и инженер идут на собеседование)
- 5 путь: путь рекламы.