Принципы изменений
Динамика лидерства задается зарождающимися механизмами изменений во вновь созданных подразделениях или целых организациях. Изначально лидерами являются учредители, а не исполнительные директора, что обусловлено влиянием учредителей на деятельность организации и формирование ее кадрового потенциала. Они принимают стратегические решения о развитии бизнеса, рынках сбыта и, естественно, об организационных переменах. Это бесспорно для организаций с одним учредителем или несколькими, но среди которых один обладает преимущественным правом принимать решения, поскольку его доля является преобладающей в уставном фонде. Отдельные нюансы принятия решения зависят от организационно-правовой формы предприятия (унитарное предприятие, АО, ЗАО) и формы собственности (частная или государственная). Не менее важны принципы изменений, которых придерживается лидер.
Лидер-преобразователь отличается от менеджера, занимающего управленческий пост, предпринимательскими устремлениями и инновационным мышлением — качествами, без которых трудно привнести в фирму что-то новое, придать ей рыночную активность, создать конкурентные преимущества через организационные изменения.
Основные принципы обновления, определившие лидирующее положение ряда западных компаний в последнюю четверть XX в.. изложил Р. Уотермен в исследовании «Фактор обновления».
Первый принцип: обновление через вызов. Если лидеры — основные источники обновления, то личности — единственные источники обновления, надо только умело их использовать. Время «человеческого фактора», когда люди рассматривались в качестве факторов производства, осталось позади. В отличие от методов управления средствами производства и финансами, прежние методы управления людьми устарели и не дают роста производительности труда. Подавление личности ставит под угрозу организационное развитие. Только условия, благоприятные для самовыражения личности, способствующие обновлению или инновациям. Успешные компании отличает умение превращать активность своих сотрудников в один общий вызов конкурентам. Проблема лидерства состоит в том, чтобы насущные задачи и рутинные дела превратить в благородные порывы и трудовые мотивы.
Второй принцип: обновление через стохастические толчки (принцип дискретности обновления).Бизнесу присущ вероятностный характер, обусловленный хозяйственными и другими рисками. В работе менеджера то и дело происходят случайные события. Чтобы стать лидером, он должен уметь справляться с сомнениями относительно избранной стратегии и в условиях неопределенности и риска обеспечивать рациональность как процесса принятия решений, так и самих решений.
Принцип дискретности, или прерывности, впервые был сформулирован учеными в области микроэлектроники и квантовой механики, однако идею дискретности процессов они позаимствовали у финансистов: «Сумма денег может изменяться только скачками, прерывно... наименьшее возможное изменение, или... элементарный квант американских денег есть один цент». Если деньги не имеют своего элементарного кванта, то у них возникает проблема с функциями. Это наблюдение можно экстраполировать на групповое лидерство: дискретность обусловлена управлением людьми, каждый из которых является «квантом» своей группы.
Согласно принципу дискретности, обновление происходит лишь в тех случаях, когда энергия процессов обновления достигает передовых для конкретной ситуации дискретных значений. Лидеры преобразуют ее в деятельность группы, воздействуя «порциями» своей энергии, которую мы называем решениями.
Третий принцип: обновление через релевантную информацию и инновации. Высокая степень информированности — важное условие для поддержания лидерства. Только информация может подсказать, что выгоднее — покупать или продавать, опережать конкурентов или пропустить их вперед. Мы говорим о релевантной информации, т.е. той, которая необходима для избранной стратегии и соответствует миссии организации. Недальновидно экономить на инвестициях в научные исследования. Путь к обновлению лежит через инновации. Иногда формальные усилия по внедрению нового идут во вред. Инновационное лидерство означает тщательный отбор средств в соответствии с вероятностной природой инноваций, а не принудительное введение их в систему управления.
Современный лидер — это сторонник преобразований, и информация дает ему стратегическое преимущество. О любом бизнесе и рынке всегда можно узнать больше, чем известно на данный момент.
Четвертый принцип: обновление через предоставление направленной самостоятельности. Речь не идет о регулировании действий сотрудников. Работникам предоставляется творческая свобода, их активность поощряется, но в рамках курса, намеченного руководством, и в границах делегированных полномочий.
Данная концепция нашла практическое воплощение в фирме по производству мебели «Блэк Рэд Уайт» (СЭЗ «Брест»). Учредители данного совместного предприятия выработали курс и предоставили полную свободу действий и необходимые полномочия для принятия решений своим менеджерам. Фирма быстро растет, расширяет рынки сбыта, прежде всего ориентируясь на Россию. Ее сотрудники и особенно лидеры — сторонники обновлений, чья предприимчивость подпитывается предоставленной самостоятельностью.
Суть принципа направленной самостоятельности состоит еще и в том, что внедрение носит немедленный характер. От решений к действиям не требуется постепенный переход. Активность персонала по внесению изменений направленного действия разворачивается не последовательно, а параллельно. Классический подход требует, чтобы вначале разрабатывались и анализировались альтернативы, затем вносились рекомендации, далее шло их обсуждение, после чего принималось решение и разрабатывались мероприятия по его внедрению. Однако сегодня такой подход признан малоэффективным. Внедрение должно начинаться параллельно с принятием решения, в тот же день. Понять как сделать на оперативном уровне более важно, чем что следует делать.
Чтобы преодолеть дублирование в работе, успешные фирмы формируют крупные целевые группы (комплексные бригады, творческие команды).
Удачным опытом применения данного принципа является работа компании «Форд» над проектом «Таурус». Все операции протекают параллельно (дизайн, сборка, сбыт и др.), а соответствующие специалисты вовлекаются в дело уже на первой стадии что обусловливает их взаимодействие и позволяет оперативность изменения по обеспечению качества изделия, группа «Таурус» получила 1401 предложение по новому автомобилю от рабочих компании «Форд», около 80 % было реализовано. В 1986 г. журнал «Мотор тренз» признал «Таурус» автомобилем года.
Данный пример подтверждает плодотворность принципа направленной самостоятельности и пользу от решений, принимаемых в группе, особенно с участием рабочих.
Пятый принцип: благоприятный доброжелательный контроль.Отказ от жесткого контроля может обеспокоить руководителя, но не лидера. Речь не идет о полном отказе от контроля, контроль над результатом работы и рыночной активностью фирмы должен сохраняться. Жесткость подразумевает установление надзора за областью принятия решений, неприкосновенность границ этой области. Однако оборотными сторонами излишнего контроля являются «показуха», боязнь перемен, торможение новых идей. Принятие «судьбоносных» решений отнимает столько сил и времени, что ничего не остается для их реализации.
Неспособность предприятия к обновлению может поставить под угрозу его выживание. В таком случае целесообразно изменить технологию контроля. Выявив перечень ранжированных факторов выхода из кризиса, далее следует действовать, осуществляя эффективный контроль над событиями.
Потребность в контроле, который способствовал бы переменам, испытывают прежде всего динамически развивающиеся высокотехнологичные предприятия. Минское НПО «Интеграл» — ведущий производитель изделий микроэлектроники на пространстве СНГ — за последние 10 лет достигло внушительных успехов во внешнеэкономической деятельности. Важным фактором обновления стало осознание своих возможностей и осуществление эффективного и умелого контроля со стороны генерального директора. Стратегия рыночной активности объединения реализуется с опорой на анализ фактических данных.
Г. Саймон в исследовании «Административное поведение» отмечал, что фундаментальный принцип управления состоит в Отделении фактов от мнений, позволяющем различать области, Которые поддаются анализу на основе фактов, и области оценочных суждений и предложений. Проблемы не подаются лидеру рассортированными на оценочные элементы и факты. Нередко границы между этими категориями смазаны или специально затушеваны. По мнению Г. Саймона, лидер может отличить первых от вторых по следующим признакам: ценности относятся к тому, что должно быть, а факты — к тому, что есть. Проблемы контроля (как и проблемы обновления) носят постоянный характер и не могут быть решены окончательно. Несмотря на это, чтобы развиваться, предприятие должно заботиться о разбюрокрачивании своей системы контроля. Так же неустанно ему следует изучать сигналы, которые дает контроль динамики фактов. Это поможет выбрать лучший из путей обновления и выиграть в конкурентной борьбе.
Шестой принцип: групповая раб ото, на основе доверия. Данный принцип развивает принципы направленной самостоятельности и доброжелательного контроля, выполняя при этом самостоятельную роль в обеспечении предпосылок изменений.
Часто сопротивление переменам определяется позицией «ты — они», или отношениями противостояния типа «рабочие — администрация?, «линейные руководители — функциональные руководители», «цех — заводоуправление», «сбыт — производство», «упаковка — транспортировка». Общими признаками всех противостояний являются нарушение деловых отношений, возведение барьеров в общении, утрата доверия. Возникающие разногласия тормозят развитие фирмы. При этом расколы в коллективе иногда маскируются внешним всеобщим согласием, чрезмерной вежливостью, подчеркнуто формальными коммуникациями и вымученно-корректным поведением.
Для продвижения вперед организация должна своевременно преодолевать внутренние барьеры и разногласия, а формируя штаты, подбирать сотрудников, готовых работать в команде, решая общие задачи. В групповой работе иерархические соображения отходят на второй план, главное — интересные идеи, которые в группе чрезвычайно подвижны. Решения могут приниматься без совещаний — по телефону, в кулуарах, доверие приобретает принципиальный характер. Благодаря этому ускоряется обмен информацией, снимаются иерархические, функциональные, производственные противостояния и барьеры. Успешные компании отличает собственная внутренняя культура доверия.
Современные фирмы, работая на результат, иногда образуют под какой-либо важный для них проект две или даже несколько групп, открытое соперничество между которыми плодотворно, причем никто не стремится выиграть за счет другого-
Групповая работа особенно оправданна в кризисных и экстремальных ситуациях, выход из которых требует быстрых я кардинальных перемен.
Седьмой принцип: приверженность переменам.Сопричастность событиям, потребность в осмысленной работе так же важно, как и потребность в самих переменах. Приверженность переменам предполагает активные действия во время самих перемен. Это принцип двойного действия: мотивы плюс соучастие ли сопричастность — таковы его составляющие, а содержание можно определить как индивидуализированный смысл самих перемен. Всякое событие, развитие, обновление имеет свой смысл. Учредитель, планирующий реформировать предприятие, должен заинтересовать сотрудников в успехе реформ, позаботиться, чтобы обновление приобрело для них смысл. Те, кто пренебрегает принципом приверженности, допускают серьезную ошибку. Просто ставить цели типа «большие прибыли», «непрерывный рост», «постоянное обновление», «бескомпромиссная ориентация на качество (клиента)» и другие — недостаточно, чтобы люди увлеклись идеей преобразования. Для большинства погоня за прибылью не является синонимом обновления, а выживание предприятия значит не больше, чем сохранение рабочего места.
Успешные лидеры стали таковыми во многом потому, что сумели наполнить смыслом, понятным людям, даже рутинные и незначительные на первый взгляд дела и в результате получили верных последователей. Они умело используют преимущества делового климата, но не пренебрегают и атмосферой здорового авантюризма. Если не рисковать, то можно забыть об обновлении.
Сопричастность обновлению, приверженность переменам — движущая сила перемен, но одновременно и ловушка, способная заставить человека пойти на гораздо большие жертвы, чем он готов был изначально. Даже опытный руководитель может оказаться в сетях моральных или договорных обязательств, последствия которых проявляются, когда перемены принимают необратимый характер. Стоит вспомнить в этой связи события в Чечне, вторжение США в Ирак, подписание договора в Вискулях. На предприятии «оковами долга» могут стать публичные обещания.
Приверженность переменам действует как их источник и движущая сила, если правильно выбрана цель и движение к ней осуществляется постепенно. Причем важно участие каждого сотрудника в общем деле группы. Приверженность переменам реализуется через множество конкретных дел, в которых участвует каждый. Эти дела превращают высокую цель в реальные достижения.