Общие сведения о курсе
У.Ю. Пащенко
Прогнозирование и планирование: Учебно-методический комплекс. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХ И ГС, 2014. – 33 с.
Рекомендуется для подготовки бакалавров по направлению: 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Профиль подготовки ГМУ в социальной сфере, Государственные и муниципальные финансы, Управление персоналом государственной и муниципальной службы.
Печатается по решению кафедры.
Протокол № от
Содержание
Общие сведения о курсе | |
Учебно-тематический план | |
Программа курса | |
Планы семинарских (практических) занятий | |
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) | |
Контрольные вопросы по курсу | |
Тесты | |
Глоссарий |
Общие сведения о курсе
Прогнозирование и планирование являются одними из первичных этапов принятия управленческих решений на всех уровнях государственного и муниципального управления и во многом определяют эффективность достижения поставленных целей и эффективность функционирования организации.
Предметом дисциплины«Прогнозирование и планирование» являются фундаментальные категории и технология разработки, социально-экономических прогнозов и упреждающего выявления возникающих проблем.
Цели дисциплины - подготовка специалиста в соответствии с квалификационными требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 081100.62 «Государственное муниципальное управление» по направлениям: Государственное и муниципальное управление в социальной сфере, Государственные и муниципальные финансы, Управление персоналом государственной и муниципальной службы.
Задачи дисциплины:
· ознакомить обучающихся с фундаментальными вопросами, касающимися
· сущности и методологии исследования социо-экономических систем;
· познакомить с теорией и методологией прогнозирования и планирования;
· дать представление об основных категориях, принципах и методах исследовния, прогнозирования и планирования развития организаций;
· обучить методам анализа и тенденций развития состояния организации; привить навыки разработки административной и контрольной документации, регламентирующей деятельность организаций;
· обучить приемам решения практических задач и проблем в области организации проектного менеджмента на предприятии.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· критерии целесообразности организации проектной деятельности на предприятии;
· сущность, цели и задачи мероприятий организационной диагностики;
· достоинства и недостатки организационных структур управления проектами;
· сущность и содержание стандартов управления проектами на предприятии;
· сущность и содержание процедур управления проектами на предприятии;
· порядок и методы внедрения стандартов управления проектами на предприятии.
Уметь:
· уметь формулировать задачи и порядок проведения организационной диагностики;
· выявлять и идентифицировать проблемы в сфере реализации проектов;
· классифицировать проекты предприятия;
· осуществлять формализацию управления проектами для конкретного предприятия;
· количественно оценивать, рассчитывать, анализировать и интерпретировать основные процессы социально-экономической и оперативно-хозяйственной деятельности организаций;
· выявлять факторы и резервы социально-экономического развития организаций и находить резервы повышения их эффективности;
· разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции, распределять функции управления проектами между подразделениями и должностными лицами.
Демонстрировать способность и готовность владеть:
информацией о порядке организации проектного менеджмента на предприятии.
Связь с другими дисциплинами:
Курс «Прогнозирование и планирование» в наибольшей степени связан с такими дисциплинами как: «Менеджмент», «Управление персоналом», «Инвестиции», «Теория организации», «Разработка управленческих решений». Кроме того, настоящий курс позволяет студентам обобщить и применить при разборе проблемных ситуаций и решении задач ранее полученные знания в области экономической теории, статистики, прикладной математики, психологии и права.
Уровень освоения студентами материалов настоящего курса определяется необходимостью прогнозной оценки социальной ситуации и принятия управленческих решений в ходе их будущей профессиональной деятельности.
В рамках дисциплины предусмотрены: лекции, практические занятия, во время которых обсуждаются вопросы лекций, домашних заданий, проводятся контрольные и аудиторные самостоятельные работы, делаются устные сообщения по теме занятия, проводятся деловые игры и т.д. Самостоятельная работа студентов, включает усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работу с учебниками, иной учебной и учебно-методической литературой, подготовку к текущему контролю успеваемости, к зачету и экзамену; тестированию по отдельным темам дисциплины; НИРС; написание тезисов, статей, докладов на конференции.
Реализация программы предполагает использование интерактивных форм проведения лекционных и практических занятий. Проведение практических занятий подразумевает обучение, построенное на групповой совместной деятельности студентов, в том числе с использованием систем компьютерной техники.
Освоение дисциплины предполагает две основные формы контроля – текущий и итоговый.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических занятиях в форме устного опроса, проверочных работ по основным разделам дисциплины. В конце лекций для контроля усвоения лекционного материала возможно проведение письменных блиц - опросов.
Итоговый контроль. Оценка полученных знаний производится в форме экзамена в конце процесса изучения. Экзамен проводится в устно-письменной форме с учетом результатов текущего контроля, а также показанных общих знаний и умений по всем разделам дисциплины.
Учебно-тематический план курса
№ | Наименование темы | Количество часов | ||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Сокращенная форма обучения | ||||||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | |||
Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования. | ||||||||
Обусловленность прогнозирования и планирования системой законов социально-экономического развития общества. | ||||||||
Система методов прогнозирования и планирования. | ||||||||
Система методов прогнозирования и планирования. | ||||||||
Формализованные методы прогнозирования. | ||||||||
Научно-технический прогресс как объект прогнозирования и фактор инновационного социального развития. | ||||||||
Прогнозирование социально-экономической ситуации на макроуровне. | ||||||||
Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества. | ||||||||
Актуальность бизнес-планирования и проектирования в организации. | ||||||||
Итого: | 36/18/54 | 4/6/96 | 4/4/96 | |||||
Самостоятельная работа, в том числе: - курсовая работа - контрольная работа -виды работ, предусмотренные приказом о нормах времени | ||||||||
Форма контроля | Экзамен | Экзамен | Экзамен | |||||