Предложение на рынке одного товара и его факторы.

Предложение – максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при данных условиях.

Функция предложения – зависимость предложения от определяющих его факторов:

QS = g (y1, y2, … , ym)

· где QS – объем предложения на данный товар в единицу времени (от англ. quantity supplied);

· y1, … , ym – факторы, влияющие на величину предложения.

Факторы предложения:

· цена данного товара;

· цены на ресурсы;

· цены взаимосвязанных товаров;

· характер применяемой технологии;

· ожидания производителей;

· налоги и дотации;

· число продавцов и др.

Цена данного товара.

Функция предложения от цены:

QS = g (P)

· где P – цена данного товара.

Закон предложения: при снижении цены данного товара объем его предложения уменьшается, при повышении – растет.

Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором предложения, ее изменение влияет на объем предложения, что находит выражение в скольжении по кривой предложения.

Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению предложения, что находит выражение в сдвиге кривой предложения.

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 1.2. Кривая предложения

Цены на ресурсы.

Влияние цен на ресурсы:

· рост цен на ресурсы сдвигает кривую предложения влево, понижение – вправо.

Взаимосвязанные товары.

С точки зрения предложения взаимосвязанными являются товары, производимые на основе однотипных ресурсов или технологий.

Влияние цен на взаимосвязанные товары:

· рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар, сдвигает кривую предложения данного товара влево, понижение – вправо.

Изменение технологии.

Влияние изменения технологии:

· появление новой технологии, сокращающей издержки и повышающей производительность, сдвигает кривую предложения вправо.

Ожидания производителей.

Влияние ожиданий производителей:

· изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка в зависимости от конкретных обстоятельств может сдвигать кривую предложения влево или вправо.

Налоги и дотации.

Влияние налогов и дотаций:

· увеличение налогов и уменьшение дотаций сдвигают кривую предложения влево;

· уменьшение налогов и увеличение дотаций – вправо.

Число продавцов.

Влияние числа продавцов:

· увеличение числа продавцов смещает кривую предложения вправо, уменьшение – влево.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%.

Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

· где ES(P) – ценовая эластичность предложения;

· %ΔQS – процентное изменение объема предложения;

· %ΔP – процентное изменение цены данного товара.

Пять состояний предложения с точки зрения его эластичности:

· совершенно неэластичное предложение;

· неэластичное предложение;

· предложение с единичной эластичностью;

· эластичное предложение;

· совершенно эластичное предложение.

Совершенно неэластичное предложение – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества предлагаемой продукции.

Неэластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества предлагаемой продукции.

Предложение с единичной эластичностью – имеет место тогда, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение предложения оказываются равными по величине.

Эластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества предлагаемой продукции.

Совершенно эластичное предложение – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает производителей закрывать производство, а любое повышение цены – увеличивать его от нуля до предела своих производственных возможностей.

Факторы ценовой эластичности предложения:

· мобильность факторов производства;

· фактор времени (продолжительность рыночного периода).

Мобильность факторов производства – легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер, равно как и их обратная трансформация; чем выше мобильность факторов производства, тем эластичнее предложение.

Продолжительность рыночного периода:

· кратчайший (мгновенный) рыночный период;

· короткий рыночный период;

· длительный рыночный период.

Кратчайший (мгновенный) рыночный период – настолько малый период, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.

Короткий рыночный период – такой период, в пределах которого производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.

Длительный рыночный период – такой период, который достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.

2.5. Равновесие на рынке одного товара.
Экономическая природа дефицита и избытка товаров.

Экономическое равновесие достигается в том случае, когда объем спроса равен объему предложения.

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 8.3. Равновесие на рынке одного товара

Неравновесие рынка:

· избыток предложения (затоваривание);

· избыток спроса (дефицит).

Избыток предложения – ситуация, при которой объем предложения превышает объем спроса:

QS>QD

Избыток предложения:

· возникает в случае, когда рыночная цена выше равновесной;

· оказывает понижающее воздействие на цену (давит на цену сверху).

Избыток спроса (дефицит) – ситуация, при которой объем спроса превышает объем предложения:

QD>QS

Избыток спроса (дефицит):

· возникает в случае, когда рыночная цена ниже равновесной;

· оказывает повышающее воздействие на цену (давит на цену снизу).

Допущение, что равновесие существует, оно единственно, и ему соответствует определенное сочетание цены и количества товара, нарушается если

· объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;

· существует более чем одно сочетание цена-количество, при котором достигается равновесие на рынке.

Тема 3. ПРЕДПРИЯТИЕ: ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фирма— коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли.

Издержки производства – совокупность затрат на производство товара.

Виды издержек (1):

· с точки зрения формы их проявления:

o явные (внешние, бухгалтерские) издержки;

o неявные (внутренние) издержки;

o экономические (вменённые, альтернативные) издержки.

Явные (внешние, бухгалтерские) издержки – издержки в форме явных (денежных) платежей внешним поставщикам факторам производства.

Неявные (внутренние) издержки:

· неоплачиваемые издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс;

· равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при его наилучшем применении;

· включают нормальную прибыль.

Нормальная прибыль – минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение в предпринимательской деятельности.

Экономические (вменённые, альтернативные) издержки:

· сумма явных и неявных издержек;

· доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов (внешним и внутренним), чтобы не допустить альтернативного использования этих ресурсов;

· равны количеству других продуктов, которые нельзя произвести, когда данные ресурсы используются для производства определенного продукта.

Закон Визера: Реальная стоимость какой-либо вещи есть неполученные полезности других вещей, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи.

Виды издержек (2):

· с точки зрения зависимости от объёма производства:

o постоянные издержки;

o переменные издержки.

Постоянные издержки(fixed cost, FC):

· затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции:

· затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования;

· административно-управленческие расходы;

· арендная плата;

· некоторые виды налогов и т.д.

Переменные издержки(variable cost, VC):

· затраты, которые изменяются с изменением объема производства:

· затраты на сырьё и материалы;

· заработная плата рабочих;

· затраты на топливо, энергию, транспортные услуги и т.д.

Виды издержек (3):

· по методу расчета:

o общие (валовые, совокупные) издержки;

o средние издержки;

o предельные издержки.

Общие (валовые) издержки (total cost, TC) – сумма издержек в расчете на весь объём производства.

Средние издержки (average cost, AC) – это издержки на единицу продукции, рассчитываемые как частное от деления общих издержек на объем выпуска продукции.

AC = TC / Q

Влияние на издержки фактора времени:

· многие издержки, являющиеся постоянными в краткосрочном периоде, становятся переменными в долгосрочном периоде;

· это связано с тем, что в долгосрочном периоде фирмы имеют возможность изменять производственные мощности.

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 2.1. Постоянные, переменные и общие издержки

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 2.2. Средние и предельные издержки

Эффект масштаба – изменение средних издержек, происходящее вследствие увеличения объема производства; может быть как положительным (экономия издержек), так и отрицательным (рост издержек).

Предельные издержки (marginal cost, MC) – добавочные издержки, связанные с увеличением объёма производства на одну единицу.

MC = ∆TC / ∆Q

Доход (выручка) фирмы

Выручка (доход) фирмы – сумма денежных средств от реализации произведённой продукции.

Виды выручки:

· общая выручка;

· средняя выручка;

· предельная выручка.

Общая выручка (total revenue, TR) – полная сумма выручки от реализации всех произведенных единиц товара.

Средняя выручка (average revenue, AR) – выручка от реализации одной единицы товара; количественно равна цене товара.

AR = TR / Q

Предельная выручка (marginal revenue, MR) – приращение общей выручки, полученное в результате увеличения объёма продаж на одну единицу.

MR = ∆TR / ∆Q

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 2.3. Общая выручка

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 2.4. Средняя выручка

Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Рис. 2.5. Средняя и предельная выручка

Прибыль фирмы

Прибыль – положительная разность между выручкой и издержками.

Виды прибыли:

· бухгалтерская прибыль;

· экономическая (чистая) прибыль.

Бухгалтерская прибыль – общая выручка фирмы за вычетом внешних издержек.

Экономическая прибыль – общая выручка фирмы за вычетом всех вменённых издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя).

НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ + НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ
Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru Предложение на рынке одного товара и его факторы. - student2.ru

Наши рекомендации