Формы организации государства

Большое значение не только для политической, но и для эконо­мической географии имеют такие категории, как административно-территориальное устройство страны, форма правления и т.п. Это свя­зано с тем, что, например, тип формы правления может существенно повлиять на размещение отраслей хозяйства, структуру экономики страны и ее внешнеэкономическую стратегию.

Административно-территориальное устройство (АТУ) госу­дарства непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления (республика или монархия) и отражает национально-этнический состав населения, историко-гео-графические особенности формирования страны.

Важнейшим в АТУ любого государства является экономический принцип. Например, для России это учет в административно-терри­ториальном делении развития и упрочения единого экономического пространства, создание благоприятных условий формирования и дви­жения в пределах этого пространства товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, информации, т.е. основных факторов производства. Это разделение территории России на экономические районы.

Нынешнее административно-территориальное деление России находится в противоречии с важнейшей задачей: обеспечить в регио­не концентрацию различных форм собственности, существенную финансовую самодостаточность, благоприятный инвестиционный климат и условия для реализации целевых комплексных программ.

Важнейшими принципами экономического районирования в системе АТУ страны являются:

— оптимальная концентрация населения и производства;

— рациональная специализация хозяйства в системе обществен­ного территориального разделения труда;

— комплексность и диверсификация национального хозяйства;

— рациональная внутрирайонная организация расселения, про­изводства, транспорта и экономических связей;

— эффективные межрайонные производственно-технологиче­ские и транспортно-экономические связи.

Суверенные государства имеют различные формы организации, среди которых различают форму правления (государственный строй), форму государственного устройства, форму государственного режима.

Форма правления может быть монархической и республикан­ской.

Монархическая форма правления возникла в древности (Древ­ний Рим в период империи), но наибольшее распространение по­лучили в Средние века и Новое время. При этой форме правления верховная власть в стране принадлежит монарху — единоличному правителю, власть которого передается по наследству. Монархия мо­жет быть абсолютной (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман), кон­ституционной (парламентской), когда в стране наряду с монархом действует избранный народом парламент, и теократической (глава государства является одновременно главой церкви). Всего в совре­менном мире насчитывается 30 монархий, из них 12 — в Европе, 14 — в Азии, три — в Африке, одна — в Океании.

Республиканская форма правления возникла в глубокой древно­сти (в Древнем Риме в период республики), но наибольшее распро­странение получила в период новой и новейшей истории. Сегодня в мире насчитывается около 140 государств с республиканской фор­мой правления. В эпоху массовых буржуазных революций они обра­зовывались в Европе; в таких регионах, как Азия, Африка и Океа­ния, — во время освобождения от колониальной зависимости.

При республиканской форме правления верховная власть при­надлежит выбираемому президенту и (или) парламенту, состоящему из выбранных народом представителей. Соответственно, республика может быть президентской (глава государства — избираемый всем народом президент) и парламентской (высшим законодательным ор­ганом страны является парламент). В парламентской республике пра­вительство формируется парламентом представителями входящих в него партий. Правительство может быть однопартийным или коа­лиционным, если в него входят представители нескольких партий. Наряду с парламентом в парламентской республике существует так­же президент, который в отличие от президентской республики выбирается не народом, а членами парламента, и выполняет скорее представительские функции. В президентской республике глава го­сударства избирается всем народом и уже в силу этого факта облада­ет широкими полномочиями: имеет право законодательной инициа­тивы, издает обязательные для выполнения указы, назначает членов правительства и т.д. Подавляющее число стран в мире — республики. Форма государственного устройства оказывает влияние на об­щественно-политическую жизнь страны и ее традиции, но не опреде­ляет уровень экономического развития и внутриполитическую обста­новку.

По форме государственного (или административно-территори­ального) устройства различают государства унитарного, федератив­ного и конфедеративного типа.

В унитарном государстве административно-территориальные единицы обладают только исполнительной властью, за исключением органов местного самоуправления, которым предоставлено право ре­шать мелкие местные вопросы. Подавляющее большинство стран мира — унитарные государства. В них могут сохраняться так называ­емые исторические области, которые, однако, не являются самоуп­равляющимися территориями (например, Нормандия, Шампань и Лангедок — во Франции, Тоскана, Ломбардия и Пьемонт — в Ита­лии и др.).

Федеративное государство, иначе — союзное государство, состо­ит из отдельных самоуправляющихся территориальных образований (штатов, провинций, земель и др.), в каждом из которых есть свой законодательный орган (парламент) и правительство. Члены феде­рации в федеративных государствах имеют определенную полити­ческую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибу­ты государственности (флаг, гимн, конституцию, парламент), но у них общие органы управления и армия. Такое деление характерно для развитых стран.

Государственный режим дает представление об общем духе, ца­рящем в стране, наличии тех или иных свобод и запретов, о жестко­сти (или жестокости) режима, возможных направлениях оппозици­онной деятельности и т.д. Темпы экономического развития могут быть достаточно высокими в странах с авторитарным или даже тоталитар­ным режимом. Однако такое развитие чаще всего достигается гипер­трофированным стимулированием производств и видов деятельно­сти, способствующих упрочению режима в ущерб благосостоянию широких народных слоев (например, рост производства и закупок вооружения, увеличение государственных ассигнований на содержа­ние полиции, армии, государственных чиновников, идеологического аппарата режима).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОНТРОЛЯ

1. Что изучает экономическая география?

2. В чем основное отличие экономической географии от мировой эко­номики?

3. Что понимается под термином «географический детерминизм»?

4. Какие методы анализа используются в экономической географии?

5. Что такое регион, субрегион, страна, экономический район?

6. Что представляет собой политическая карта мира?

7. Какие изменения произошли на политической карте Европы в по­следнее десятилетие XX в.?

8. Чем различаются понятия «суверенное государство», «территория», «колония»?

9. Что представляет собой типология стран? Какие типологии стран вам известны?

10. В чем смысл группировки стран по особенностям их географиче­ского положения?

11.Какие основные группы и подгруппы стран в зависимости от уров­ня экономического развития вы знаете?

12.Как различаются страны по формам правления и государственного устройства?

13.Что такое государственный режим, каковы его виды и характери­стики?

ТЕСТЫ

1. Закончите фразу: «Международное разделение труда — это...»:

а) основа интернационализации хозяйственной жизни мирового со­общества;

б) процесс специализации территорий и обмена между ними специ­ализированной продукцией и услугами;

в) процесс развития производительных сил.

2. Отметьте монархии в Европе:

а) Бельгия, Швейцария, Великобритания, Дания. Испания;

б) Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания;

в) Великобритания, Люксембург. Ватикан, Дания, Ирландия.

3. Подопечная территория — это:

а) бывшие колонии Германии и Турции, переданные после Первой мировой войны под управление стран-победительниц;

б) территория, временно оккупированная иностранными войсками;

в) зависимые территории, которые ООН передала после Второй ми­ровой войны под управление какому-либо государству.

4. Назовите изменения на политической карте Европы, относящиеся к периоду 1989-1999 гг.:

а) распад Австро-Венгрии;

б) образование Финляндии;

в) образование Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Маке­донии;

г) образование Польши и Венгрии.

5. Самое крупное территориальное образование в географии мирово­го хозяйства — это:

а) субрегион;

б) регион;

в) экономический район;

г) страна.

6. Всего в современном мире насчитывается порядка ... стран и терри­торий с оформленным и неоформленным государственным стату­сом:

а) 150;

б) 170;

в) 210;

г) 240.

7. К территориям с неоформленным государственным статусом среди

перечисленных относятся: •••' а) Восточный Тимор;

б) Босния и Герцеговина;

в) Палестина;

г) Абхазия;

д) Словения;

е) Черногория.

8. В классификации стран по географическому признаку к полуост­ровным странам не относится:

а) Индия;

б) Норвегия;

в) Индонезия;

г) Италия.

9. Среди перечисленных к внутриконтинентальным странам отно­сится:

а) Нигер;

б) Канада;

в) Мексика;

г) Азербайджан.

10. К группе наименее развитых стран относятся:

а) Нигерия;

б) Уругвай;

в) Сомали;

г) Непал;

д) Афганистан;

е) Венесуэла;

ж) Грузия;

з) Армения;

и) Албания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI вв. и их влияние на развитие мирового хозяйства.

2. Особенности современных типологий стран мира.

3. Особенности географического положения островных и полуостров­ных стран.

4. Специфика географического положения внутриконтинентальных стран.

5. Использование индекса человеческого развития для оценки уров­ня социально-экономического потенциала страны.

6. Использование «кристаллов развития» для оценки уровня социально-экономического развития страны.

7. Влияние форм государственного устройства на экономическую жизнь стран мира.

8. Развитие экономики государства в условиях демократического и ан­тидемократического режимов (сравнительный анализ).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Государственно-территориальное устройство России : Экономические и правовые основы / под ред. А.Г. Гранберга, В.В. Кистанова. М. : ДеКА, 2003.

Ломакин В.К. Мировая экономика : учеб, для вузов. М. : Финансы, ЮНИТИ, 2007.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характе­ристика мира. М.: Дрофа, 2003; Кн. 2. Региональная характеристи­ка мира. М.: Дрофа, 2004.

Перспективы развития мировой экономики : Глобализация и инфля­ция // МВФ. Обзоры мировой экономики и финансов. 2006. Ап­рель.

Страны и регионы мира : экономико-политический справочник / под ред. А.С. Булатова. М.: Проспект, 2006.

Страны мира 2005 : Статистический справочник ООН. Нью-Йорк : ООН, 2006.

Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. М. : Гардарики, 2002.

Энциклопедия стран мира / под ред. Н.А. Симония. М. : Экономика, 2004.

Human Development Report 2005. Internatuonal Cooperation at a crossroads. N.Y.: UN, UNDP, 2005.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.un.org — Организация объединенных наций (ООН).

http://www.undp.org — Программа развития ООН.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации