Инвестиционный потенциал страны
Обеспечение экономической безопасности страны наряду с другими факторами определяется ее инвестиционной позицией, или инвестиционным состоянием.
Инвестиционный потенциал страны – это базовая фундаментальная основа устойчивого развития национальной экономики. За годы реформ (1991—2000 гг.) в России инвестиции в основной капитал сократились до 26,5% по отношению к 1990 г. при падении объема ВВП на одну треть. В последующие годы в российской экономике наметился экономический рост: в 2006 г. в России рост ВВП составил 5,8%. Инвестиции в основной капитал в 2005 г. выросли на 10,5% по сравнению с 2004 г. и составили 3,431 трлн руб.
Наблюдаемый в последнее время подъем производства отчасти связан с увеличением объемов капитальных вложений, что наглядно можно проследить, сопоставив рост выпуска продукции по отдельным отраслям экономики и промышленности с их долей в инвестициях.
Основная часть прироста инвестиций в основной капитал была направлена в отрасли топливно-сырьевого комплекса и транспорт, а в большинстве отраслей промышленности, таких, как легкая, пищевая, химия и нефтехимия, машиностроение, достигших высокой по отношению к общепромышленному уровню динамики развития, участие в возросших объемах инвестиций продолжало оставаться минимальным и даже снизилось по отдельным отраслям.
В результате того, что за годы реформ практически прекратились техническое перевооружение предприятий, замена и модернизация оборудования, ввод новых мощностей был минимальным, производственные фонды во многих отраслях оказались изношенными на 60 — 70%. Средний возраст оборудования в промышленности увеличился с 11 до 19 лет. Полная замена основных фондов возможна более чем через 70 лет. Поэтому если не улучшить положение дел в этой сфере, имея в виду к тому же высокий уровень изношенности основных фондов, то страна может оказаться в тяжелейшей ситуации.
Обновление основных производственных фондов — одна из актуальных проблем современной российской экономики. Главным условием поддержания достигнутых в последние годы темпов экономического роста и перехода к их устойчивой динамике является инвестиционный процесс, который позволит осуществить структурную перестройку, техническое перевооружение производства, проводимое на крайне недостаточном уровне, и успешное развитие экономики. Необходима комплексная целевая инвестиционная программа на федеральном уровне по обновлению основных производственных фондов и техническому перевооружению производства. Все это требует значительных инвестиций, мобилизации всего финансово-инвестиционного потенциала российской экономики. По оценке Минэкономразвития РФ, для достижения устойчивого развития российской экономики в течение 20 ближайших лет России потребуется 2 трлн долл. инвестиций, т.е. 100 млрд долл. в год.
Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего на инвестиционный климат России, определяемый независимыми экспертами, которые рассчитывают эффективность вложений в той или иной стране.
Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в лучшую сторону.
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и российские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики «нажили» огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами, используются для инвестиций в зарубежных странах.
В рамках повышения роли государства в проведении финансово-инвестиционной политики необходимо задействовать все инструменты финансово-кредитного механизма для скорейшего решения узловых проблем расширенного воспроизводства основных фондов российских предприятий. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран и в первую очередь США — страны с наиболее либерализованной экономикой. В настоящее время в США доля государственных инвестиций в общем их объеме достигает 15%, а в 1960-е годы этот показатель был выше 30%. На этой основе в США решались задачи по развитию инфраструктуры, финансированию инвестиций в низкорентабельные производства и проекты, требующие крупных единовременных вложений, т.е. решались, по сути, те же задачи, которые стоят ныне и перед российской экономикой. Поэтому в России государство тем более должно регулировать инвестиционный процесс, поскольку он до сих пор не приобрел реальные рыночные черты.
Рис. 6.1. Основные направления государственной политики в области
управления инвестиционным потенциалом страны.
Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависят от государства, его способности регулировать пропорции между текущим потреблением и сбережением произведенного общественного продукта. Учитывая экономическую ситуацию в России, необходимо ориентироваться в первую очередь на мобилизационную модель наращивания инвестиционного потенциала страны, не исключая и более либеральные финансово-налоговые меры стимулирования инвестиций (рис. 6.1).
Итак, государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.