Вторая половина XIX — начало XX в
Российское законодательство 60-х гг. XIX в. положило конец неравенству сословий в праве на занятие частной предпринимательской деятельностью и создало условия для формирования и развития предпринимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка.
Положение "О пошлинах за право торговли и других промыслов", принятое 8 января 1863 г., утвердило две купеческие гильдии (вместо прежних трех) и отменило разряд торгующих крестьян. Гильдийские свидетельства первого разряда имели теперь не розничные, а оптовые торговцы, получившие право действовать на всей территории Российской Империи. Сфера деятельности торговцев второй гильдии ограничивалась пределами города или уезда.
Помимо двух гильдий имелись разряды "мелочный торг", "развозной торг", "разносной торг" и др.
Стационарные торговые заведения разделялись на 5 разрядов, для которых устанавливались определенная стоимость патента и размер промыслового налога (табл. 1).
Таблица 1
Разряды | Виды торговых предприятий |
I II III IV V | Оптовые магазины и склады, большие рестораны, аптеки Средние по оборотам оптовые склады, магазины, трактиры Мелкие лавки, чайные, распивочные Ларьки и палатки Развозная и разносная торговля |
В 1885 г. в Российской Империи действовало 126,9 тыс. крупных оптовых и оптово-розничных предприятий, 274 тыс. стационарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме того, около 170,5 тыс. человек торговали вразвоз и вразнос. Впрочем, понятия крупного оптового и розничного торгового предприятия были в то время весьма относительными. По официальным данным, в 1885 г. торговлей занимались 1027 тыс. человек. Следовательно, на каждое торговое предприятие приходилось лишь 1,42 человека.*
* См.: Половников А.П. Торговля в старой России. — М., 1958. — С. 65.
В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое, составив более 2 млн. человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначительном размере, что способствовало росту передвижной торговли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети составлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких эксплуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-ларьковой сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала, определяемого не только соответствующей величиной товарооборота, но и более медленной оборачиваемостью капитала. Поэтому магазинной торговлей занимались главным образом акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети — 261%, для лавочной — 108%, для магазинной — 45,5%.*
* Там же. — С. 83.
Следует отметить, что в России начала XX в. наиболее доходным по сравнению с другими отраслями экономики был капитал, помещенный в сферу торговли.
1917-1990 гг.
В послеоктябрьский период экономика России характеризовалась возникновением антирыночных натуральных тенденций. Была запрещена частная торговля, введены государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия. Однако уже спустя четыре года после Октябрьской революции В.И.Ленин признал ошибочными полное закрытие местного рынка и чрезмерную монополизацию торговли.
Непродолжительное оживление торговли наблюдалось в период нэпа, с 1921 по 1927 г. Однако целенаправленная государственная экономическая политика привела к тому, что в 1931 г. частник был полностью вытеснен из товарооборота.
Преобладающие позиции в торговле в этот период заняла потребительская кооперация. Эта форма организации торговли возникла в России в 60-е гг. XIX в. и удерживала лидирующее положение вплоть до середины 30-х гг. XX в.
Специальное постановление правительства от 8 сентября 1935 г. разграничило сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации — соответственно города и сельская местность. Таким образом была ликвидирована возникшая диспропорция, когда в промышленном производстве преобладала государственная собственность, а в сфере торгового обращения — кооперативная.
Развитие торговли было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Торговля была свернута и заменена нормируемым распределением. Между тем наряду с карточками и талонами существовала свободная колхозная, а с 1944 г. и государственная коммерческая торговля.
В 50-е гг. в организации торговли, и прежде всего оптовой, произошли значительные изменения. Во-первых, в 1953 г. сбытовой оптовый аппарат был передан в ведение Министерства торговли СССР. До этого времени оптовая торговля осуществлялась сбытовыми органами промышленности, которые работали в отрыве от розничной торговли и не были заинтересованы в улучшении качества и ассортимента товаров.
Во-вторых, большая часть предприятий розничной торговли была передана системе местных органов (торгов).
В-третьих, произошло укрупнение потребительских обществ.
Именно в 50-е гг. были сформированы основные пропорции и принципиальные организационные схемы в управлении торговлей, которые просуществовали до начала 90-х гг., т.е. более 35 лет.
Торговля потребительскими товарами осуществлялась в трех формах: государственной, кооперативной и колхозно-базарной, что было обусловлено наличием трех форм собственности: государственной, колхозно-кооперативной и личной. Доля государственной торговли в общем объеме розничного товарооборота составляла около 70%, кроме того, к ней относилась внешняя торговля, а также 95% оптовой торговли страны.
Предмет торгового дела
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанных с реализацией произведенной стоимости, но и выполнения сложнейшего комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.
Предметом торгового дела являются:
• совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;
• механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;
• сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроизводящей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребностей и уровня развития общества.
Формирование рыночной среды и новых подходов к деятельности торговых предприятий предполагает активное использование концепции маркетинга как мощного инструмента, с помощью которого могут успешно выполняться социально-экономические функции торговли.
Глава 1 ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОГО ДЕЛА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Сфера обращения. Рынок. Функции рынка. Структура рынка. Субъекты рынка. Инфраструктура рынка. Товар. Торговая деятельность. Торговля. Функции торговли. Торговое предприятие. Предприятие массового питания
Сфера обращения
Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно необходимыми являются два:
• возможность получения прибавочного продукта;
• определенная степень развития разделения труда.
Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.
Среди вопросов, связанных с торговым делом, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения.
Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движения продукта от производителя к потребителю присуще материальное (вещественное) и экономическое содержание, то существуют 2 основных условия рыночного обмена:
• объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т.е. быть качественно различными;
• объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.
Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.
На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги — всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах продажи и купли, опосредствованных деньгами, происходят движение потребительных стоимостей, реализация товаров.
По мере развития рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая теория связывает это развитие с двумя основными процессами:
• превращение в объекты рыночного обмена факторов производства — земли, капитала, труда;
• качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что находит проявление в развитии функций денег, их видов, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функционирование денежной системы.
Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи созданного продукта. Единство в процессе реализации натуральной и стоимостной форм продукта предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.
Рынок
Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.
В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор объемного труда по проблемам политической экономии, дает такое весьма своеобразное толкование понятия "рынок": "Сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы".* В этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории. Филип Котлер, известный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок — это "совокупность существующих и потенциальных покупателей товара".** Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг. Во многом схожа трактовка рынка в популярном учебнике "Экономикс": "Рынок — это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".***
* Waud R.N. Economics. N.Y., 1989. P. 42.
** Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1990. — С. 54.
*** Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М., 1992. —С. 61.
Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок — это "совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда".* В узком смысле рынок — это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.
* Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. — М., 1995. — С. 95.
Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений в условиях свободной экономической деятельности являются:
добровольность;
возмездность;
эквивалентность;
свободный обмен информацией.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложение, спрос, цена. Содержание, взаимосвязи и взаимное влияние этих составляющих рассмотрены в главе 2. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, "вечным двигателем", питательной средой жизнедеятельности рынка, — конкуренция.
Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:
• наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
• отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
• доступность информации, генерируемой рынком (за исключением информации, составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.
Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются:
• совокупность условий экономического, юридического и социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товаров, уровня обслуживания;
• количество поставщиков и их способность диктовать свои условия;
• конкуренция внутри отрасли между существующими компаниями;
• появление на рынке новых торговых предприятий.
Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряженность конкурентной борьбы.
Функции рынка
В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:
• последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;
• установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги;
• создание предпосылок (через конкурентную среду) для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности.
Структура рынка
В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыночного типа выделяют следующие основные группы рынков:
средств производства и производственных видов деятельности;
потребительских товаров, услуг, жилья;
зданий и сооружений непроизводственного назначения;
рабочей силы;
ценных бумаг, валюты;
информации и инноваций.
Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при предметном изучении. Так, в структуре рынка потребительских товаров, услуг и жилья ведущую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс общественного воспроизводства, и создаются необходимые условия для его возобновления.
В свою очередь потребительский рынок также имеет определенную структуру, содержание которой обусловливается рядом факторов — центральное место среди них занимают натурально-вещественный состав и функциональное назначение реализуемых потребительских стоимостей. По этим признакам в структуре рынка потребительских товаров можно выделить, например, рынок продовольственных товаров и рынок непродовольственных товаров.
Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.
Субъекты рынка
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:
государство;
предприятия;
домашние хозяйства.
В табл. 1.1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.
Таблица 1.1
Субъект рынка | Предмет продажи | Предмет покупки |
Государство | Услуги государствен | Товары общественного, |
ных организаций и | государственного поль | |
учреждений. | зования, предназначен | |
Земля, природные | ные для национальной | |
ресурсы, жилье, | обороны, государствен | |
лицензии | ного управления, охра | |
ны общественного по | ||
рядка, функционирова | ||
ния экономики, сохра | ||
нения культурного на | ||
следия (рабочая сила, | ||
здания, оборудование, | ||
вооружение, сети комму | ||
никаций, фундаменталь | ||
ные научные исследова | ||
ния, художественные | ||
произведения и т.п.) | ||
Предприятия | Товары, услуги, принад | Рабочая сила, земля, |
лежащие им имущест | природные ресурсы, | |
венные ценности, ин | сырье, полуфабрикаты, | |
теллектуальная собст | товары, деньги, ценные | |
венность | бумаги | |
Домашние | Труд, имущественные | Потребительские това |
хозяйства | ценности, товары, | ры, услуги, имуществен |
услуги | ные ценности |
Инфраструктура рынка
Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная системы, системы коммуникации, система страхования предпринимательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможенной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обеспечивающих функционирование рынка.
Товар
Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.
Торговая деятельность
Услуги — неотъемлемый элемент национального общественного продукта. Этот вид деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека.
Система национального счетоводства, отражая это обстоятельство, включает в себя валовой выпуск как продукции, так и услуг:
валовой выпуск продуктов;
выпуск рыночных услуг;
выпуск нерыночных услуг.
Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые, здравоохранения, народного образования и др.
Расходы по производству нерыночных услуг целиком или в значительной мере покрываются за счет государственного бюджета и (или) добровольных взносов (например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны).
Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.
Применяя к торговым услугам классификацию услуг по характеру удовлетворяемых потребностей и по участию в создании стоимости товара, можно сказать, что торговая услуга наряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости (товарной на денежную), маркетинговых исследованиях потребительских рынков, заключении сделок с поставщиками, ведении учета движения товаров, помощи покупателям в подборе необходимого товара. В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительной стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной экономики.
Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительной стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.
Торговля
Торговля — это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.
Торговля — особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Различают следующие виды торговли:
оптовая— реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают;
розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Функции торговли
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
• реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
• доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
• поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
• сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и пр.;
• функции, обусловленные концепцией маркетинга: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
Торговое предприятие
Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования — сфере обращения — первичного элемента. Его изучение позволяет, применяя метод научной абстракции, осмыслить логику развития всего объекта как составной части экономической системы. Таким первичным элементом можно считать торговое предприятие.
Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
С позиций общесистемного подхода* принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:
• нестационарность отдельных параметров и стохастичность (вероятностный характер) ее поведения;
• уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;
• способность к самоорганизации, что выражается через:
способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;
способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тенденции (развития);
способность адаптироваться к изменяющимся условиям;**
способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.
* См., например: Валуев С.А., Волкова В.И. Системный анализ в экономике и организации производства. —Л., 1991; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — М.,1989.
** Адаптивность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним воздействиям, нарушающим нормальное функционирование системы, но и к управляющим воздействиям, что затрудняет управление системой.
Названные свойства находят выражение в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия (рис. 1.1).
С одной стороны, торговую деятельность предприятия обусловливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое. С другой стороны, торговому предприятию необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.
Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.
На рис. 1.1 указаны также направления распределения и использования прибыли как завершающей стадии кругооборота процесса торговой деятельности — уплата налогов, возвращение кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов и направление средств на развитие предприятия.
Как правило, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Например, в США предприятия, находящиеся в индивидуальной (единоличной) собственности, разделены на 5 групп: наименьшие (с численностью занятых от 1 до 24 человек), малые (25—99 человек), промежуточные (100—499 человек), крупные (500—999 человек) и крупнейшие (свыше 1000 человек). Правда, в США существует и ограничение на объем деятельности: предприятие оптовой торговли относится к категории малого бизнеса, если его годовой оборот не превышает 18 млн. долл. В розничной торговле и сфере обслуживания этот лимит равен 5 млн. долл.*
* См.: Введение в рыночную экономику/Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. — М.,1994. — С. 252.
Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия, численность работников которых не превышает 25 человек.
Критерием классификации торговых предприятий на малые, средние и крупные группы может быть показатель "глубина акционирования". К акционерным относятся предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг. Под термином "глубина акционирования" понимаются три возможных состояния торгового предприятия с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых оно относится к той или иной группе (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Группа торговых предприятий | Отношение к акционированию | Отношение к рынку ценных бумаг |
Малые Средние Большие | Не акционерное Акционерное Акционерное | Нет Нет Акции котируются на фондовой бирже |
К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функционирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.
Организационно-правовая форма предприятий среднего размера — это акционерное общество.
К большим относятся торговые предприятия, акции которых котируются на фондовой бирже.
Организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг, в том числе акций торговых предприятий, одной из функций которого является установление их рыночной стоимости, позволяет определить круг крупных предприятий отрасли. Примером могут служить котировки акций таких торговых организаций, как АО "Государственный универсальный магазин (ГУМ)", АО "ЦУМ".
Предлагаемый показатель на современном этапе процесса перехода к рыночным отношениям имеет в основном теоретическое значение, но по мере приближения экономической системы к равновесному состоянию рыночной модели он будет все более приобретать прикладной характер.