Вторая половина XIX — начало XX в

Российское законодательство 60-х гг. XIX в. положило ко­нец неравенству сословий в праве на занятие частной пред­принимательской деятельностью и создало условия для фор­мирования и развития предпринимательства на основе рынка рабочей силы и экономической свободы субъектов рынка.

Положение "О пошлинах за право торговли и других промыс­лов", принятое 8 января 1863 г., утвердило две купеческие гиль­дии (вместо прежних трех) и отменило разряд торгующих крес­тьян. Гильдийские свидетельства первого разряда имели теперь не розничные, а оптовые торговцы, получившие право дейст­вовать на всей территории Российской Империи. Сфера дея­тельности торговцев второй гильдии ограничивалась предела­ми города или уезда.

Помимо двух гильдий имелись разряды "мелочный торг", "развозной торг", "разносной торг" и др.

Стационарные торговые заведения разделялись на 5 разря­дов, для которых устанавливались определенная стоимость па­тента и размер промыслового налога (табл. 1).

Таблица 1

Разряды Виды торговых предприятий
I II   III IV V Оптовые магазины и склады, большие рестораны, аптеки Средние по оборотам оптовые склады, магазины, трактиры Мелкие лавки, чайные, распивочные Ларьки и палатки Развозная и разносная торговля

В 1885 г. в Российской Империи действовало 126,9 тыс. круп­ных оптовых и оптово-розничных предприятий, 274 тыс. ста­ционарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме того, около 170,5 тыс. человек торговали вразвоз и вразнос. Впро­чем, понятия крупного оптового и розничного торгового предприятия были в то время весьма относительными. По офици­альным данным, в 1885 г. торговлей занимались 1027 тыс. че­ловек. Следовательно, на каждое торговое предприятие прихо­дилось лишь 1,42 человека.*

* См.: Половников А.П. Торговля в старой России. — М., 1958. — С. 65.

В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое, составив более 2 млн. человек. Передвижной торговлей занимались 345 тыс. развозчиков и разносчиков. Они почти не несли издержек обращения, им удавалось скрыть свои обороты и избежать обложения налогами или уплачивать их в незначи­тельном размере, что способствовало росту передвижной тор­говли. Удельный вес магазинов в структуре торговой сети со­ставлял лишь 13%, поскольку магазинная торговля требовала более значительных капиталовложений и более высоких экс­плуатационных расходов по сравнению с лавочной и тем более палаточно-ларьковой сетью. Торговля в магазинах требовала большего размера оборотного капитала, определяемого не толь­ко соответствующей величиной товарооборота, но и более мед­ленной оборачиваемостью капитала. Поэтому магазинной тор­говлей занимались главным образом акционерные общества. В 1910 г. норма прибыли составляла для палаточно-ларьковой сети — 261%, для лавочной — 108%, для магазинной — 45,5%.*

* Там же. — С. 83.

Следует отметить, что в России начала XX в. наиболее до­ходным по сравнению с другими отраслями экономики был капитал, помещенный в сферу торговли.

1917-1990 гг.

В послеоктябрьский период экономика России характери­зовалась возникновением антирыночных натуральных тенден­ций. Была запрещена частная торговля, введены государствен­ная монополия на подавляющую часть товаров промышленно­го производства, а также хлебная монополия. Однако уже спустя четыре года после Октябрьской революции В.И.Ленин при­знал ошибочными полное закрытие местного рынка и чрез­мерную монополизацию торговли.

Непродолжительное оживление торговли наблюдалось в период нэпа, с 1921 по 1927 г. Однако целенаправленная госу­дарственная экономическая политика привела к тому, что в 1931 г. частник был полностью вытеснен из товарооборота.

Преобладающие позиции в торговле в этот период заняла потребительская кооперация. Эта форма организации торгов­ли возникла в России в 60-е гг. XIX в. и удерживала лидирую­щее положение вплоть до середины 30-х гг. XX в.

Специальное постановление правительства от 8 сентября 1935 г. разграничило сферы деятельности государственной торговли и потребительской кооперации — соответственно города и сель­ская местность. Таким образом была ликвидирована возник­шая диспропорция, когда в промышленном производстве пре­обладала государственная собственность, а в сфере торгового обращения — кооперативная.

Развитие торговли было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Торговля была свернута и заменена нор­мируемым распределением. Между тем наряду с карточками и талонами существовала свободная колхозная, а с 1944 г. и госу­дарственная коммерческая торговля.

В 50-е гг. в организации торговли, и прежде всего оптовой, произошли значительные изменения. Во-первых, в 1953 г. сбы­товой оптовый аппарат был передан в ведение Министерства торговли СССР. До этого времени оптовая торговля осущест­влялась сбытовыми органами промышленности, которые ра­ботали в отрыве от розничной торговли и не были заинтересо­ваны в улучшении качества и ассортимента товаров.

Во-вторых, большая часть предприятий розничной торгов­ли была передана системе местных органов (торгов).

В-третьих, произошло укрупнение потребительских обществ.

Именно в 50-е гг. были сформированы основные пропор­ции и принципиальные организационные схемы в управлении торговлей, которые просуществовали до начала 90-х гг., т.е. более 35 лет.

Торговля потребительскими товарами осуществлялась в трех формах: государственной, кооперативной и колхозно-базарной, что было обусловлено наличием трех форм собственности: го­сударственной, колхозно-кооперативной и личной. Доля госу­дарственной торговли в общем объеме розничного товарообо­рота составляла около 70%, кроме того, к ней относилась внеш­няя торговля, а также 95% оптовой торговли страны.

Предмет торгового дела

Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятель­ности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую зна­чимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном эконо­мической активности субъектов рынка, обеспечивает эффек­тивное удовлетворение нужд и запросов потребителей.

Решение этой ответственной задачи требует от торговли не только усилий, связанных с реализацией произведенной стои­мости, но и выполнения сложнейшего комплекса мероприя­тий, обеспечивающих продвижение товаров от производите­лей к потребителям.

Предметом торгового дела являются:

• совокупность отношений, возникающих в процессе про­движения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;

• механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограничен­ности ресурсов и конкуренции за их использование;

• сущность, закономерности и принципы функционирова­ния хозяйственного механизма субъектов товаропроизводящей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребностей и уровня развития общества.

Формирование рыночной среды и новых подходов к дея­тельности торговых предприятий предполагает активное ис­пользование концепции маркетинга как мощного инструмен­та, с помощью которого могут успешно выполняться социаль­но-экономические функции торговли.

Глава 1 ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОГО ДЕЛА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Сфера обращения. Рынок. Функции рынка. Структура рынка. Субъекты рынка. Инфраструктура рынка. Товар. Торговая деятельность. Торговля. Функции торговли. Торговое предприятие. Предприятие массового питания

Сфера обращения

Обращение — это экономическая форма доведения резуль­татов производства до потребителей в условиях товарных от­ношений. Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обраще­ние, являющееся развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и соци­ально-экономических условий, среди которых объективно не­обходимыми являются два:

• возможность получения прибавочного продукта;

• определенная степень развития разделения труда.

Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают про­тиворечие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятель­ства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.

Среди вопросов, связанных с торговым делом, первостепен­ное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владе­ют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупнос­ти единичных актов обмена между двумя субъектами представ­ляют собой рыночные отношения.

Объектами рыночных отношений являются средства удов­летворения потребностей людей. Поскольку процессу движе­ния продукта от производителя к потребителю присуще мате­риальное (вещественное) и экономическое содержание, то су­ществуют 2 основных условия рыночного обмена:

• объекты обмена должны удовлетворять различные потреб­ности, т.е. быть качественно различными;

• объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить об­мен), но равны как стоимости.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги — всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть об­мена, заключается в смене форм стоимости или перемене со­стояния. В актах продажи и купли, опосредствованных деньга­ми, происходят движение потребительных стоимостей, реали­зация товаров.

По мере развития рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая тео­рия связывает это развитие с двумя основными процессами:

• превращение в объекты рыночного обмена факторов про­изводства — земли, капитала, труда;

• качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что находит проявление в развитии функций денег, их видов, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функциони­рование денежной системы.

Проблема реализации с точки зрения общественного вос­производства не сводится лишь к обеспечению продажи со­зданного продукта. Единство в процессе реализации натураль­ной и стоимостной форм продукта предполагает регулирова­ние соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.

Рынок

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элемен­том товарного хозяйства является рынок.

В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор объемного труда по проблемам политичес­кой экономии, дает такое весьма своеобразное толкование по­нятия "рынок": "Сфера, где покупатели и продавцы отдель­ных товаров находятся в таком тесном информационном об­щении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в гра­ницах всей этой сферы".* В этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории. Филип Котлер, из­вестный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок — это "совокупность существующих и потенциаль­ных покупателей товара".** Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг. Во многом схожа трактовка рынка в популяр­ном учебнике "Экономикс": "Рынок — это институт или меха­низм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг".***

* Waud R.N. Economics. N.Y., 1989. P. 42.

** Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1990. — С. 54.

*** Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и полити­ка. — М., 1992. —С. 61.

Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, ры­нок — это "совокупность конкретных экономических отноше­ний и связей между покупателями и продавцами, а также тор­говыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных от­ношений и обеспечивающая обмен продуктами труда".* В уз­ком смысле рынок — это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

* Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. — М., 1995. — С. 95.

Общепризнанными характерными чертами рыночных отно­шений в условиях свободной экономической деятельности яв­ляются:

добровольность;

возмездность;

эквивалентность;

свободный обмен информацией.

Хозяйственный механизм рыночной модели экономическо­го развития состоит из трех основных элементов: предложе­ние, спрос, цена. Содержание, взаимосвязи и взаимное влия­ние этих составляющих рассмотрены в главе 2. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, "вечным двигателем", питательной средой жизнедеятельности рынка, — конкуренция.

Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора эко­номических решений участниками рыночных отношений в ус­ловиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Не­обходимые предпосылки возникновения конкуренции:

• наличие достаточно большого числа независимо действу­ющих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

• отсутствие преград (экономических, юридических, поли­тических, социальных) для мобильности ресурсов (материаль­ных, финансовых, трудовых);

• доступность информации, генерируемой рынком (за ис­ключением информации, составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

Основными факторами, определяющими размах конкурен­ции в сфере обращения, являются:

• совокупность условий экономического, юридического и социального характера, обеспечивающих покупателям возмож­ность выбора магазина в зависимости от цен, качества товаров, уровня обслуживания;

• количество поставщиков и их способность диктовать свои условия;

• конкуренция внутри отрасли между существующими ком­паниями;

• появление на рынке новых торговых предприятий.

Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряжен­ность конкурентной борьбы.

Функции рынка

В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:

• последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;

• установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произве­денного товара или предлагаемой услуги;

• создание предпосылок (через конкурентную среду) для по­стоянного стремления субъектов рынка к повышению эконо­мической эффективности их деятельности.

Структура рынка

В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыноч­ного типа выделяют следующие основные группы рынков:

средств производства и производственных видов деятель­ности;

потребительских товаров, услуг, жилья;

зданий и сооружений непроизводственного назначения;

рабочей силы;

ценных бумаг, валюты;

информации и инноваций.

Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при предметном изучении. Так, в структуре рынка потребительских товаров, услуг и жилья веду­щую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс обще­ственного воспроизводства, и создаются необходимые условия для его возобновления.

В свою очередь потребительский рынок также имеет опре­деленную структуру, содержание которой обусловливается ря­дом факторов — центральное место среди них занимают нату­рально-вещественный состав и функциональное назначение ре­ализуемых потребительских стоимостей. По этим признакам в структуре рынка потребительских товаров можно выделить, на­пример, рынок продовольственных товаров и рынок непродо­вольственных товаров.

Рынок классифицируется также по географическому поло­жению, характеру продаж и другим факторам.

Субъекты рынка

Рынок является местом действия трех основных экономи­ческих субъектов, вступающих в товарно-денежные отноше­ния посредством купли-продажи:

государство;

предприятия;

домашние хозяйства.

В табл. 1.1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.

Таблица 1.1

Субъект рынка Предмет продажи Предмет покупки
Государство Услуги государствен­ Товары общественного,
    ных организаций и государственного поль­
    учреждений. зования, предназначен­
    Земля, природные ные для национальной
    ресурсы, жилье, обороны, государствен­
    лицензии ного управления, охра­
        ны общественного по­
        рядка, функционирова­
        ния экономики, сохра­
        нения культурного на­
        следия (рабочая сила,
        здания, оборудование,
        вооружение, сети комму­
        никаций, фундаменталь­
        ные научные исследова­
        ния, художественные
        произведения и т.п.)
Предприятия Товары, услуги, принад­ Рабочая сила, земля,
    лежащие им имущест­ природные ресурсы,
    венные ценности, ин­ сырье, полуфабрикаты,
    теллектуальная собст­ товары, деньги, ценные
    венность бумаги
Домашние Труд, имущественные Потребительские това­
хозяйства ценности, товары, ры, услуги, имуществен­
    услуги ные ценности

Инфраструктура рынка

Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная систе­мы, системы коммуникации, система страхования предприни­мательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможен­ной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обес­печивающих функционирование рынка.

Товар

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. То­варом могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственни­ком этой потребительной стоимости.

В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.

Торговая деятельность

Услуги — неотъемлемый элемент национального общест­венного продукта. Этот вид деятельности создает полезный ре­зультат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяю­щий определенную потребность человека.

Система национального счетоводства, отражая это обстоя­тельство, включает в себя валовой выпуск как продукции, так и услуг:

валовой выпуск продуктов;

выпуск рыночных услуг;

выпуск нерыночных услуг.

Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издерж­ки по ним покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые, здравоохра­нения, народного образования и др.

Расходы по производству нерыночных услуг целиком или в значительной мере покрываются за счет государственного бюджета и (или) добровольных взносов (например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обо­роны).

Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической дея­тельности по продвижению товаров от производителей к по­требителям посредством купли-продажи.

Применяя к торговым услугам классификацию услуг по ха­рактеру удовлетворяемых потребностей и по участию в созда­нии стоимости товара, можно сказать, что торговая услуга на­ряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости (товарной на денежную), маркетинговых исследо­ваниях потребительских рынков, заключении сделок с постав­щиками, ведении учета движения товаров, помощи покупате­лям в подборе необходимого товара. В соответствии с эконо­мической теорией услуги подобного рода не создают новой по­требительной стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной экономики.

Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упа­ковке. Эти услуги также не создают новой потребительной сто­имости, но участвуют в создании стоимости товара.

Торговля

Торговля — это форма товарного обращения, осуществля­емого при посредстве денег.

Торговля — особая деятельность людей, связанная с осу­ществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйствен­ных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики свя­зано с общественным разделением труда и выделением торго­вого капитала как части промышленного капитала, что обу­словлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Различают следующие виды торговли:

оптовая— реализация товаров, как правило, крупными пар­тиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или пере­работку. Товары в результате оптового оборота в конечное по­требление не поступают;

розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Функции торговли

Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями тор­говли являются:

• реализация произведенной потребительной стоимости (то­варов). Исполнение этой функции создает экономическую пред­посылку воспроизводства совокупного общественного продук­та, связывая производство с потреблением;

• доведение предметов потребления до потребителей. Вы­полняя данную функцию, торговля организует пространствен­ное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процес­са производства в сфере обращения (например, транспорти­ровку, хранение);

• поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в час­ти объема и ассортимента выпускаемой продукции;

• сокращение издержек обращения в сфере потребления (за­трат покупателей на приобретение товаров) путем совершенст­вования технологии продаж, информационных услуг и пр.;

• функции, обусловленные концепцией маркетинга: разра­ботка товара, рыночные исследования, организация распреде­ления, определение цены, создание служб сервиса и др.

Торговое предприятие

Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования — сфере обращения — первичного эле­мента. Его изучение позволяет, применяя метод научной аб­стракции, осмыслить логику развития всего объекта как со­ставной части экономической системы. Таким первичным эле­ментом можно считать торговое предприятие.

Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельно­стью, осуществляющее продвижение товаров от производите­лей к потребителям посредством купли-продажи и реализую­щее собственные интересы на основе удовлетворения потреб­ностей людей, представленных на рынке.

С позиций общесистемного подхода* принципиальной осо­бенностью предприятия торговли как открытой системы явля­ется присутствие человека в качестве активного элемента сис­темы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматривае­мой системы особых свойств:

• нестационарность отдельных параметров и стохастичность (вероятностный характер) ее поведения;

• уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее пре­дельных возможностей, определяемых имеющимися ресурса­ми и структурными связями;

• способность к самоорганизации, что выражается через:

способность изменять свою структуру, сохраняя целост­ность, и формировать варианты поведения;

способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тен­денции (развития);

способность адаптироваться к изменяющимся условиям;**

способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.

* См., например: Валуев С.А., Волкова В.И. Системный анализ в эконо­мике и организации производства. —Л., 1991; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — М.,1989.

** Адаптивность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним воздействиям, нарушающим нормальное функционирование системы, но и к управляющим воздействиям, что затрудняет управление системой.

Названные свойства находят выражение в процессе хозяй­ственной деятельности торгового предприятия (рис. 1.1).

Вторая половина XIX — начало XX в - student2.ru

С одной стороны, торговую деятельность предприятия обу­словливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию не­обходимы квалифицированные кадры, товары, технические ре­сурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, инфор­мация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое. С другой стороны, торговому предприятию необходимо вый­ти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.

Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.

На рис. 1.1 указаны также направления распределения и ис­пользования прибыли как завершающей стадии кругооборота процесса торговой деятельности — уплата налогов, возвраще­ние кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов и на­правление средств на развитие предприятия.

Как правило, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Например, в США предприятия, находящиеся в индивидуальной (единоличной) собственности, разделены на 5 групп: наименьшие (с числен­ностью занятых от 1 до 24 человек), малые (25—99 человек), промежуточные (100—499 человек), крупные (500—999 чело­век) и крупнейшие (свыше 1000 человек). Правда, в США су­ществует и ограничение на объем деятельности: предприятие оптовой торговли относится к категории малого бизнеса, если его годовой оборот не превышает 18 млн. долл. В розничной торговле и сфере обслуживания этот лимит равен 5 млн. долл.*

* См.: Введение в рыночную экономику/Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Ни­кулиной. — М.,1994. — С. 252.

Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия, численность работников которых не превышает 25 человек.

Критерием классификации торговых предприятий на малые, средние и крупные группы может быть показатель "глубина акционирования". К акционерным относятся предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг. Под термином "глубина акционирования" понимаются три возможных состо­яния торгового предприятия с точки зрения значимости на рын­ке ценных бумаг, в зависимости от которых оно относится к той или иной группе (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Группа торговых предприятий Отношение к акционированию Отношение к рынку ценных бумаг
Малые Средние Большие Не акционерное Акционерное Акционерное Нет Нет Акции котируются на фондовой бирже

К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функцио­нирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере (коммандитных), а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.

Организационно-правовая форма предприятий среднего раз­мера — это акционерное общество.

К большим относятся торговые предприятия, акции кото­рых котируются на фондовой бирже.

Организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг, в том числе акций торговых пред­приятий, одной из функций которого является установление их рыночной стоимости, позволяет определить круг крупных предприятий отрасли. Примером могут служить котировки ак­ций таких торговых организаций, как АО "Государственный универсальный магазин (ГУМ)", АО "ЦУМ".

Предлагаемый показатель на современном этапе процесса перехода к рыночным отношениям имеет в основном теорети­ческое значение, но по мере приближения экономической сис­темы к равновесному состоянию рыночной модели он будет все более приобретать прикладной характер.

Наши рекомендации