Биржевое законодательство и регулирование биржевой деятельности
По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 г. был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговли”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И несмотря на то что все они так и остались проектами, тем не менее их разработки определили основные подходы к проблеме.
Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно - административной системы управления к рыночной экономике.
Среди этих документов выделяются:
1. Основы гражданского законодательства, определяющие организационно - правовую структуру рынка.
2. Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25 декабря 1990 г. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа , товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.
3. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 161 “О деятельности товарных бирж в РСФСР”, которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим положением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх госзаказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т.е. было положено начало свободной торговли. Этим актом была регламентирована деятельность бирж по некоторым вопросам . В частности:
- введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;
- запрещена товарно - посредническая деятельность самих товарных бирж;
- размер уставного фонда биржи должен быть не менее 10 млн. руб;
- введена выдача лицензий
31 мая 1991 г. приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) № 28 было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Этот документ содержал ряд новых существенных моментов. Был введен запрет на участие наемных служащих биржи в биржевых торгах, на создание собственных брокерских контор, а также на переход служебной информации другим лицам. Был определен порядок лицензирования, состав документов, требования к Уставу биржи и правилам биржевой торговли.
Следующим важным документом стало Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране (утверждено постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78). В нем дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. Также было утверждено Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг.
Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами (разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78) были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за неиспользованием ими выданных лицензий.
Основным документом регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли стал Закон Российской Федерации “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года. Данным законом созданы правовые гарантии для торгово - посреднической деятельности; учтены реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно этого документа биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет.
Она не может также осуществлять торговую, торгово - посредническую и иную деятельность непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли (ст 3 Закона). Предприятия и организации не отвечающие этим положениям не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежит регистрации в качестве биржевых структур (ст 5 Закона). Согласно ст 6 п 2 Закона предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства. Также данный Закон определяет участников биржевых торгов и их право.
Порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимое для совершения сделок с валютой определены принятом в октябре 1992 г. Законом РФ “О валютным регулировании и валютном контроле”.
11 мая 1993 г. было принято Постановление Правительства РФ № 452 “О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи”. Этим постановлением подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка, им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов.
Деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным Законом РФ от 22 апреля 1996 года “О рынке ценных бумаг”. В данном законе даются определения брокерской, дилерской деятельности, а также говорится о том, что фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.
Представляет интерес рассмотрение вопроса контроля за деятельностью бирж со стороны государства. В соответствии со ст. 33 Закона РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” для осуществления государственного регулирования и контроля при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике создается Комиссия по товарным биржам (КТБ), Положение о которой было утверждено постановление Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152. В состав КГБ входят представители государственных союзов предпринимателей и эксперты. Комиссия выдает лицензии на организацию бирж, контролирует лицензирование брокеров и посредников, следит за выполнением законодательства о биржах, вырабатывает предложения по совершенствованию биржевого законодательства КТБ имеет право:
- лишить биржу лицензии;
- применять к бирже санкции;
- назначать на биржу Государственного комиссара;
- организовывать аудиторские проверки биржи;
- требовать от бирж представления учетной документации и т.п.
Комиссия по рынку ценных бумаг регулирует фондовый рынок в России. В ее состав входят представители Минфина РФ, Центрального Банка РФ, Комитета по антимонопольной политике.
Биржевые сделки
Основываясь на определениях биржевых сделок, данных в Законе “О товарных биржах и биржевой торговли” и Федеральном Законе РФ “О рынке ценных бумаг”, можно выделить основные признаки таких сделок; которыми являются:
- место совершения - биржевое собрание;
- субъекты - члены, постоянные и разовые посетители;
- преджет-товары и ценные бумаги допущенные к котировке;
- регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.
Важной особенностью биржевых сделок является то, что они лишь заключаются на биржи, но исполняются всегда вне ее, т.к. наличный товар на бирже отсутствует. Биржевые сделки подлежат регистрации на бирже.
В зависимости от срока и иных условий исполнения биржевые сделки подразделяются на кассовые, срочные, на разность и с премией (1).
Целью кассовых сделок является действительное приобретение (отчуждение) товаров или ценных бумаг, предполагающее немедленное использование. По своей юридической природе это типичный договор купли-продажи.
Срочные сделки, в отличии от кассовых, предполагают значительный промежуток времени между заключением сделки и ее исполнением. Юридической природой таких сделок является договор поставки.
Для срочных сделок правилами биржевой торговли устанавливается определенный период исполнения: на конец месяца , на середину или до двух месяцев.
Сделки на разность (условные) являются разновидностью срочных, имеющих целью не действительное приобретение или отчуждение предмета сделки, а исключительно получение разности в цене: между ценой, установленной при совершении сделки, и ценой, установившейся на биржевом рынке к моменту исполнения сделки. Продавец, как правило, не имеет продаваемых товаров, бумаг, а покупатель денег, которые он должен заплатить.
Разновидностью сделок на разность являются репорт и депорт или так называемые пролонгационные. Они совершаются исключительно с ценными бумагами. При этом репорт соединяет покупку на наличные деньги и продажу в кредит с обязанностью передать бумаги того же рода к определенному сроку. То есть одно лицо покупает на наличные бумаги и одновременно продает их тому же лицу к определенному сроку по повышенной цене. Разница в цене составляет вознаграждение за пользованием кредитом. Цель сделки - продлить возможность биржевой игры на повышение.
Депорт - это продажа бумаг на наличные с покупкой их на срок. Разница с репортом в том, что кредитор и заемщик меняются местами, а целью сделки является продление игры на понижение курса.
Еще одной разновидностью срочных сделок с ценными бумагами являются арбитражные сделки в которых стороны, имея сведения об условиях на различных биржах, стремятся использовать разницу в ценах. При этом расчет строится на разности курса не во времени, а в пространстве.
По сделке с премией той или иной стороне срочной биржевой сделки предоставляется право выбрать одно из нескольких намеченных сторонами действий. За это данная сторона должна уплатить другой стороне обусловленное вознаграждение - премию. Целью такой сделки является ограничение риска при совершении срочных сделок.
Существуют следующие разновидности сделок с премией: простая сделка с премией, двойная сделка с премией, каткая сделка и сделка по востребованию. Одной из распространенных сделок с премией является стеллаж. По ней одна сторона за премию приобретает право одновременно обязывается в определенный срок продать бумаги по условленной низшей цене или же купить их по установленной высшей цене. Стеллаж представляет соединение двух простых сделок с премией. Причем сторона покупающая право выбора, одновременно выступает продавцом и покупателем.
Законом “О товарных биржах и биржевой торговле”, ст. 8 предусмотрены следующие виды биржевых сделок:
1. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
2. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
3. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
4. уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).
Также предусматриваются и другие сделки, при условии их установления в Правилах биржевой торговли.
Договор поручения