Особенности потребительского спроса 2 страница

4. По критерию территориально-национальных масштабов деятельности
все фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК).

5. По размерам производства фирмы распадаются на крупные, средние и
мелкие (последние относят к малому бизнесу). В России малым считается предприятие, на котором занято от 30 до 100 человек в зависимости от отрасли.

6. В зависимости от форм собственности на капитал различают частные
и государственные предприятия (фирмы).

7. Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством различных стран, среди которых выделяются: единоличные (индивидуальные) предприятия, товарищества (или партнерства) и общества.

8. Банкротство - есть неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Тема 2.5. Издержки производства и прибыль

Проблема оптимизации производства связана с выбором такого спосо­ба производства, который обеспечил бы минимальные издержки для данного объема выпуска. В этой связи стоит задача определить, как издержки зависят объема выпуска, как они изменяются во времени и как добиться сочетания факторов, которое даст минимальные издержки.

Издержки предприятия - это денежное выражение затрат факторов производства, необходимых для производства товаров и услуг.

Издержки всегда находятся в зависимости от редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Это означает, что использование ресурсов в одних целях означает невозможность их применения другим способом. Затраты, оцениваемые по наилучшему из альтернативных вариантов использования данных ресурсов, называются вмененными (альтернативными) издержками.

Различают внешние (бухгалтерские, или явные) издержки – осуществленные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением производства, это денежные выплаты поставщикам ресурсов (сырья, топлива, трудовых услуг и т.п.), и внутренние (или неявные) издержки - денежные доходы,

которые могли бы быть получены от альтернативного использования удерживаемых ресурсов, т.е. затраты собственных неоплаченных ресурсов.

Частью внутренних издержек является нормальная прибыль - это минимальная плата за удержание предпринимательских способностей от альтернативного использования (она может быть оценена в виде процента на капитал).

Экономические (вмененные) издержки - это стоимость всех отвлекаемых для данного производства ресурсов, другими словами, сумма внешних и внутренних издержек производства.

По своей сущности экономические издержки - это те выплаты, которые предприятие должно сделать поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.

Экономические издержки рассчитываются для внутренних потребностей предприятия и используются им в системе управления производством

Различия в величине бухгалтерских и экономических издержек приводят к количественному несовпадению бухгалтерской и экономический при­были. Бухгалтерская прибыль - это совокупная выручка за вычетом бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль - это разница между совокупными выручкой и экономическими издержками. Она меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек. Наличие экономической прибыли свидетельствует о том, что капитал фирмы дает сверхприбыль, т.е. предприниматель вложил свой капитал выгоднее, чем мог бы в других отраслях.

В теории фирмы важную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного периодов времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.

Краткосрочный период ~ это отрезок времени, в течение которого все факторы

производства являются постоянными, а другие – переменными. К постоянным факторам относятся, например, общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т.д., а также количество функционирующих в отрасли фирм.

Долгосрочный период - это отрезок времени, в течение которого факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства.

В зависимости от периода деятельности фирмы, различают постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки (FC) - это издержки, величина которых не зависит от объема производства. К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, процент, страховые взносы, заработная плата высшего управленческого персонала, арендная плата и т. д. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.

К переменным издержкам (VC) относятся издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на сырье, топливо, энергию, большую часть трудовых ресурсов, транспортные услуги и другие переменные ресурсы. Величиной переменных издержек администрация фирмы может управлять, так как они могут быть изменены краткосрочном периоде путем изменения объема производства.

В долгосрочном периоде все издержки следует рассматривать как переменные, так как в течение длительного срока могут быть изменены все расходы, в том числе затраты, связанные с большими капитальными вложениями.

Различают также общие, средние и предельные издержки производства,
Общие (валовые) (от англ. total) издержки (ТС) представляют собой сумму
постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства:

TC = FC + VC.

Средние(от англ. average) издержки (АС, или АТС) - это издержки в расчете на единицу продукции. Их можно определить по формуле:

AC=TC/Q,

где Q - это объем выпуска продукции. В свою очередь средние издержки делят на средние постоянные AFC и W переменные A VC. Средние постоянные и переменные издержки определяют путем деления соответствующих издержек на объем выпуска. Соответственно, средние издержки АС можно получить путем сложения AFC и A VC.
Средние издержки используются для решения вопроса о том, производить
ли данную продукцию вообще. Чтобы определить, следует ли увеличивать или уменьшать выпуск продукции, предприятие пользуется предельными издержками.
Предельные (от англ. marginal) издержки (МС) - это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они показывают изменение общих издержек производства при увеличении объема производства на одну единицу продукции.
Предельные издержки МС определяются по следующей формуле:

MC = ΔTC/ΔQ(MC = dTC/dQ)

где Δ - малое изменение какой-либо величины. Поскольку при изменении объема постоянные издержки FC не меняются, предельные издержки МС определяются лишь переменными издержками в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следова­нию, предельные издержки можно записать следующим образом:

MC = ΔVC/ΔQ

Графическое изображение кривых общих, общих постоянных и переменных издержек изображено на рис. 1.

Кривая общих издержек ТС расположена выше кривой общих переменных издержек TVC и параллельна ей. Расстояние между ними по вертикали равно общим постоянным издержкам TFC.

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

Наклон кривой общих переменных издержек TVC отражает скорость, с которой эти издержки изменяются по мере изменения выпуска продукции.

Графическое изображение кривых средних и предельных издержек изображено на рис. 2 .

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

Кривая средних постоянных издержек AFC по мере роста объема производства непрерывно понижается, но всегда остается положительной величиной

Кривая средних переменных издержек AVC сначала падает, достигая своего минимума, а затем начинает расти. Это обусловлено тем, что по мере расширения производства эффективность производства повышается. В результате переменные издержки в расчете на единицу продукции снижаются. По мере дальнейшего увеличения переменных ресурсов наступает момент когда начинает действовать закон убывающего предельного продукта (см. тему 1.4) и средние переменные издержки начинают расти.

Действие закона убывающей отдачи отражает и кривая предельных издержек МС. Издержки дополнительного выпуска продукции велики на стадии освоения продукции. С ростом эффективности они снижаются, а по мере увеличения масштабов производства, начинают вновь расти.

И, наконец, зависимость между предельными и средними издержками, которая заслуживает особого внимания. Кривая средних издержек поднимается вверх, если предельные издержки выше средних. Если величина предельных издержек меньше средних издержек, то кривая средних издержек падает. Кривая предельных издержек МС пересекает кривые AVC и АС в точках их минимумов.

Это объясняется тем, что, пока предельные издержки, присоединяемые к сумме общих (или переменных) издержек, остаются меньше величины общих, а средние издержки уменьшаются. Если же предельные издержки равны средним, то величина последних перестает уменьшаться. Средние издержки начинают расти, когда присоединяемые к ним предельные издержки превышают их величину.

Данная зависимость между кривыми предельных и средних издержек - результат соотношения, которое можно назвать правилом средних и предельных издержек. Согласно этому правилу предельные издержки доили равняться средним издержкам в том случае, если величина средних издержек достигает своего минимума. Чтобы минимизировать издержки, объем производства нужно увеличивать до тех пор, пока предельные издержки MС не станут равны средним АС.

Доход предприятия - это поток денежных поступлений. Различают общий доход, средний доход и предельный доходы фирмы.

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru Общий (или совокупный) доход (TR) - это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = Р • Q,

где P - цена, Q- проданное количество благ.

Средний доход (AR) -доход, приходящийся на единицу проданного блага

AR = TR / Q.

Под предельным доходом (MR) принято понимать доход, который является результатом продажи дополнительной единицы продукции:

MR = ATR/AQ.

Вопросы для повторения

1. Сущность издержек. Основные виды издержек: вмененные, экономические, внешние и внутренние, общие, средние и предельные.

2. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы. Постоянные и переменные издержки.

3. Основные виды дохода фирмы.

4. Экономическая прибыль и ее значение.

Резюме по теме

1. Издержки предприятия - это денежное выражение затрат факторов производства, необходимых для производства товаров и услуг.

2.Различают внешние издержки - осуществленные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением производства, это денежные выплаты поставщикам ресурсов, и внутренние издержки – денежные доходы, которые могли бы быть получены от альтернативного использование удерживаемых ресурсов, т.е. затраты собственных неоплаченных ресурсов.

3. Частью внутренних издержек является нормальная прибыль – это есть минимальная плата за удержание предпринимательских способностей с альтернативного использования.

4. Экономические издержки - это те выплаты, которые предприятие должно сделать поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.

5. Бухгалтерская прибыль - это совокупная выручка за вычетом бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль - это разница между совокупной выручкой и экономическими издержками. Наличие экономической прибыли свидетельствует о том, что капитал фирмы дает сверхприбыль, т.е. предприниматель вложил свой капитал выгоднее, чем мог бы в других отраслях.

6. Краткосрочный период - это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными. Долгосрочный период - это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В зависимости от периода деятельности фирмы, различают постоянные и переменные издержки.

7. Различают также общие, средние и предельные издержки производства.

8. Доход предприятия - это поток денежных поступлений. Различают общий доход, средний доход и предельный доходы фирмы.

Тема 2.6. Конкуренция и рыночная структура

В предыдущих темах были проанализированы основные инструменты анализа, без которых невозможно понять, как определяются цена и объем производства продукта. Но решения фирмы относительно цены и производства будут меняться в зависимости от характера отрасли, в которой она действует, условий протекания конкурентной борьбы, поэтому необходимо далее рассмотреть рынок как совокупность различных рыночных структур.

Экономическая категория «конкуренция» - наиболее известный фундаментальный термин. Чаще всего конкуренцию трактуют как борьбу между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. В зависимости от применяемых действий различают, например:

а) конкуренцию ценовую - характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт;

б) конкуренцию неценовую - осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта).

В зависимости от масштабов действия различают:

а) конкуренцию внутриотраслевую;

б) конкуренцию межотраслевую.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают:

а) совершенную (чистую) и

б) несовершенную конкуренцию.

Согласно исследованиям известного английского ученого М.Е.Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.

2. Конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков

5. Экономические возможности и торговые способности покупателем с точки зрения фирмы рынок представляет собой сферу конкурентного взаимодействия фирм. Как институциональное образование, каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинациями которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка, Степень свободы конкуренции и определяет структуру рынков. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов как со стороны производства, так и спроса, основными среди которых являются такие, как:

1) количество и размеры фирм, производящих продукт;

2) возможность контроля над ценой;

3) тип продукта;

4) условия вступления в отрасль;

5) наличие неценовой конкуренции.

Рыночная структура - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. В зависимости от соотношения перечисленных факторов между собой различают четыре основных рыночных структуры: 1) чистую (совершенную) конкуренцию; 2) чистую монополию; 3) монополистическую конкуренцию; 4) олигополию.

Таблица

Характерные черты четырех основных моделей рынка

  Характерная черта     Модели рынка
Совершенная конку­ренция (чистая кон­куренция)   Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм, производящих продукт Много независимых фирм. Нет контроля над рынком Много фирм, произ­водящих сходные товары и услуги Несколько крупных фирм Один продукт и одна крупная фирма
Контроль над ценами Отсутствует. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Ограничен взаимной зависимостью. Значительный при тайном сговоре. Практически полный контроль
Тип продукта Продукты не различи­мы по свойствам и качеству, стандарти­зированы Товары и услуги диф­ференцированы для специфических рынков Стандартизированный или дифференциро­ванный Товары и услуги уни­кальны Близких за­менителей нет
Условия вступления в отрасль Очень легкие вход и выход. Препятствия отсутствуют Сравнительно легкие вход и выход Трудный. Наличие существенных пре­пятствий Очень трудный. Прак­тически блокирован.
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, осо­бенно при дифферен­циации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, с/х ин­вентаря, многих бытовых электропри­боров Местные предприятия общественного пита­ния

Опираясь на представленную здесь таблицу, кратко охарактеризуем основные черты этих четырех моделей.

Совершенная конкуренция (рынок чистой конкуренции) характеризуется
существованием множества продавцов, оперирующими однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов (производителей) так велико, а доля столь ничтожна, что ни одна из них не способна повлиять на цены путем изменения производства. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.

Несовершенная конкуренция подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Чистая монополия (греч. один продавец) выступает противоположностью чистой конкуренции. Продукт создается единственной фирмой, вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, кредиты и т.д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок.

Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко. Более распространена структура рынка, называемая олигополией (от греч. «олигополис» - несколько продавцов). Олигополия представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм, для которых характерно производство либо однородной, либо дифференцированной продукции, и всеобщая взаимозависимость.

Олигополии склонны к негласным экономическим соглашениям («тайному сговору») в области изменения цен и разграничения сфер влияния

При монополистической конкуренции на рынке имеет место довольно

значительное число продавцов, которые производят дифференцированную продукцию, что означает наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются

высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукт в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограничения контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистическойконкуренции. Вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное.

Хотя монополистическая конкуренция попадает в один класс несовершенной конкуренции вместе с монополией и олигополией, степень воздействия на рынок и основания для такого воздействия у этих структур различны, монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. Монополия и олигополия опираются не только и не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государственным аппаратом.

Различие между однородными и дифференцированными продуктами основывается на степени замещаемости их. Однородность означает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированностъ предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, географической распространенностью и их субъективным восприятием. Дифференцированность позволяет продавцу поднять цену своего товара, рассчитывая, что покупатели предпочитают его товарам конкурентов.

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других.

Монопсонией называется наличие на рынке одного покупателя определенного товара.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существ группа покупателей определенного товара.

Дуополия - тип рыночной структуры (частный случай олигополии при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства.

Двусторонняя монополия - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя.

Вопросы для повторения

1. Сущность конкуренции. Классификация конкуренции по разным критериям.

2. Рыночная структура и ее основные виды.

3. Характерные черты совершенной (чистой) конкуренции.

4. Несовершенная конкуренция и основные ее виды.

Резюме по теме

1. Конкуренцию трактуют как борьбу между товаропроизводителями за

более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли.

Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

2. С точки зрения фирмы рынок представляет собой сферу конкурентного взаимодействия фирм. Степень свободы конкуренции определяет

структуру рынков. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов,

основными среди которых являются такие, как: количество и размеры фирм,

производящих продукт; возможность контроля над ценой; тип продукта;

Линии вступления в отрасль; наличие неценовой конкуренции.

3. Рыночная структура - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. В зависимости от соотношения перечисленных факторов между собой различают четыре основных рыночных структуры: 1) чистую (совершенную) конкуренцию; 2) чистую монополию; 3) монополистическую конкуренцию; 4) олигополию.

4. Совершенная конкуренция (рынок чистой конкуренции) характеризуется существованием множества продавцов, оперирующими однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов (производителей) так велико, а доля столь ничтожна, что ни одна из них не способна повлиять на цены путем изменения объема производства. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт.

5. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Она подразделяется на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Тема 2.7. Фирма в условиях совершенной конкуренции

В рамках данной темы более подробно будет охарактеризована совершенная конкуренция, а также рассмотрены условия максимизации прибыли и минимизации убытков конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах времени.

В предыдущей теме кратко были рассмотрены условия функционирования фирмы в условиях совершенной конкуренции, для которой характерно соблюдение следующих предпосылок:

1) большое число относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него;

2) мобильность всех факторов производства в длительном периоде,

3) полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;

4) высокая степень однородности производимых отраслью товаров;

5) каждый из участников конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Каждая из фирм выступает как ценополучатель, т.е. цена складывается независимо от их воли или желания. Поэтому кривая спроса конкурентной фирмы является совершенно эластичной и изображается параллельно оси абсцисс (см. рис.1). Это означает, что любой объем продукции фирма будет продавать по одной и той цене.

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

В условиях совершенной конкуренции:

MR = dTR/dQ = d(P-Q)/dQ = P*(dQ/dQ)=P.

Таким образом, для конкурентной фирмы предельный доход будет равен рыночной цене, т.е. за каждую единицу проданного товара фирм получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. Графики цены и предельного дохода будут совпадать. Очевидно, что при таких условиях средний доход AR будет равен предельному доходу MR:

P = MR=AR

 

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

График общего дохода совершенно конкурентной фирмы будет выглядеть следующим образом (см. рис.2).

Рис. 3 отражает график спроса конкурентной отрасли. Чтобы увеличить реализацию товаров, отрасль будет снижать уровень цен.

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

Рассмотрим условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции на различных отрезках времени.

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

В условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде существуют два способа определения объема производства, при которых предприятие получит максимальную прибыль. При первом способе необходимо сравнить валовой доход TR и валовые издержки ТС (см. рис. 4).

Предприятие будет получать прибыль при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки (TR > ТС). На рисунке это отрезок Q1Q2. Максимальную абсолютную величину прибыли оно будет получать при объеме производства в точке Qo(TR > TC—> max).

При TR = ТС (точки Q1 и Q2) предприятие получит нормальную прибыль. Точки А и В называются точки безубыточности. Когда ТС > TR (отрезки OQ1 и Q2Q), предприятие будет нести убытки.

При втором способе следует сравнивать предельный доход MR и предельные издержки МС (см. рис.5).

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, т.е. МС<Р, предприятию следует наращивать производство (отрезок OQ0). Когда же увеличение производства (дополнительная продукция) будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу - МС >Р (отрезок QoQ), предприятию лучше прекратитьдальнейшее увеличение объема выпускаемой продукции.

Переломной точкой станет точка Qo, в которой достигнуто равенство MR и MC:MR = MC. Эту точку называют точкой оптимального выпуска, т.е. в ней предприятие получит максимальную прибыль. В условиях совершенной конкуренции данное равенство будет иметь вид: МС = Р.

Особенности потребительского спроса 2 страница - student2.ru

С изменением рыночной цены на продукцию предприятием изменяется тот объем производства, при котором обеспечивается равенство предельных издержек и доходов. Пока рыночная цена Р0 превышает средние издержки АТС, т.е. Р0>АТС, равновесный выпуск обеспечивает предприятию получение экономической прибыли (заштрихованный прямоугольник) (см. рис 6).

Наши рекомендации