Тема 2.2. Развитие общества

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения общества. Вначале рассмотрим суть прогрес­сивного и регрессивного направлений.

Направления развития общества

· Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, ус­пех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низ­шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его про­изводительности, в новых достижениях науки и культуры, улуч­шении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.

· Регресс (от лат. regressus - обратное движение), на­против, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движе­ние вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негатив­ным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухуд­шении здоровья населения, увеличении смертности, падении уров­ня духовности и нравственности людей и т.д.

Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в час­тности, могут быть не только • рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и • ослаб­ление конфронтации между классами и народами разных стран, • стремление к миру и сотрудничеству все большего числа зем­лян, • утверждение политической демократии, • развитие общече­ловеческой нравственности и подлинной гуманистической куль­туры, всего человечного в человеке, наконец.

Прогресс и регресс зача­стую сложно переплетаются. Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заво­дами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступно­сти - это очевидные «метки» регресса. Но есть и обратное - знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т. д.

Важным признаком социального прогресса, далее, ученые счи­тают и • растущую тенденцию к освобождению человека - осво­бождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллек­тива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Ины­ми словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

Формы развития общества

Развитие общества может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, кото­рые постепенно и естественным образом вырас­тают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество перехо­дит из одного качественного состояния в другое.

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (на­пример, промышленная, научно-техническая, культурная револю­ции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или нескольких об­ществ, или быть глобальными (как, скажем, современная НТР или одна из ее «ветвей» - «компьютерная революция»). Когда же они вкорне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.

Социальные революции ломают общество «через колено», в, корне переворачивая всю его жизнь. Обычно они сопровождают­ся грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения, беззаконием и беспорядками в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного хода истории.

Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа (от лат. reformo - преобразовываю) - это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянс­кая реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и опре­делила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.

Практическое осуществление реформ происходит через при­нятие и обеспечение выполнения государственной властью соот­ветствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы «не идут».

Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищ­но-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в част­ный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «Закона о гражданстве» в Латвийской Респуб­лике разделило население этой страны на «граждан» и «неграждан». что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвий­ского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами (Апатриды, или аполйды (от греч. apatris и apolis – лишенный отечества, родины) - лица, оказавшиеся без гражданства (например, в силу изменения законодательства о гражданстве, заключения брака с иностранцем и т.п.); апатриды подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах)в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них име­ют право на натурализацию (Натурализация (от лат. natural is - природный, естественный, род­ной) - предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских влас­тей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не ме­нее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «Зако­на о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при полу­чении латвийского гражданства.

Стадии развития общества

Теория трех стадий выдвинута на рубеже 1950-60-х гг. такими западными социологами, как американцы Дениэл Белл (род. в 1919) и Уолт Ростоу, француз Раймон Арон (1905-1983) и другими.

В истории человечества выделяют три технологические эпохи (цивилизации), которые сменяли друг друга. Эти эпохи отличаются друг от друга прежде всего характером и уровнем развития эко­номики (какая из ее сфер является ведущей, какая техника существует, какие техно­логии используются, как организовано производство, какую роль играют наука и знания в жизни людей и т.д.).

Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества:

(1)доиндустриальное, или аг­рарное, традиционное (преимущественно с добывающей эконо­микой);

(2) индустриальное (с развитием прежде всего обраба­тывающей промышленности);

(3) постиндустриальное (от лат. post - после), в основе которого интеллектуальные, информаци­онно-компьютерные технологии.

Главные различия между ними представлены в таблице.

Отличительные признаки Стадии развития общества
    доиндустриальное общество индустри­альное общество постиндустри­альное общество (информационное)
Период возникновения ~ 6 тыс. лет назад ~ 250 лет назад последняя четверть XX в.
Ключевая сфера экономики сельское хозяйство промышленность сфера услуг (преж­де всего наука и образование)
Организационно-технические характеристики экономики малопроизводительное натуральное хозяй­ство на базе ручного труда и примитивной техники массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий высокоразвитая ры­ночная экономика, эффективно исполь­зующая достижения НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии
Основы развития Развития практически не происходит, общество меняется медленно, люди придерживаются традиций последовательный НТП, дух предпринимательства и кон­куренции, свободы и демократии бурная НТР, теоретические зна­ния и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют церковь и армия промышленно-финансовые корпорации (Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - акционерное об­щество; группа лиц одной профессии, одного сословия и т.д.) университеты (как центры научных знаний)
Ведущие социальные группы священники и феодалы (Феодал - владелец земли, помещик-крепостник) бизнесмены научно-технические специалисты

Современные высокоразвитые постиндустриальные социумы часто называют также информационным обществом, поскольку едва ли не главной особенностью их жизни становится повсеме­стное, все более разнообразное и интенсивное применение эффективных информационно-компьютерных технологий. При этом наиболее впечатляющие возможности для преобразования соци­альной жизни открывает растущее и многоцелевое использование всемирной компьютерной сети Интернет.

Наши рекомендации