Тема 2.2. Развитие общества
Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения общества. Вначале рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений.
Направления развития общества
· Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его производительности, в новых достижениях науки и культуры, улучшении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.
· Регресс (от лат. regressus - обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличении смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т.д.
Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в частности, могут быть не только • рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и • ослабление конфронтации между классами и народами разных стран, • стремление к миру и сотрудничеству все большего числа землян, • утверждение политической демократии, • развитие общечеловеческой нравственности и подлинной гуманистической культуры, всего человечного в человеке, наконец.
Прогресс и регресс зачастую сложно переплетаются. Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заводами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступности - это очевидные «метки» регресса. Но есть и обратное - знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т. д.
Важным признаком социального прогресса, далее, ученые считают и • растущую тенденцию к освобождению человека - освобождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллектива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Иными словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.
Формы развития общества
Развитие общества может происходить как эволюционным, так и революционным путем. Эволюция предполагает плавные изменения в обществе, которые постепенно и естественным образом вырастают из существующих в нем исторических условий. В отличие от этого революция означает резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.
Революции могут концентрироваться в отдельных сферах (например, промышленная, научно-техническая, культурная революции), но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей. Революционные преобразования, далее, могут быть долго- или кратковременными, могут касаться одного или нескольких обществ, или быть глобальными (как, скажем, современная НТР или одна из ее «ветвей» - «компьютерная революция»). Когда же они вкорне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция.
Социальные революции ломают общество «через колено», в, корне переворачивая всю его жизнь. Обычно они сопровождаются грубым насилием и гибелью людей, массовыми бедствиями населения, беззаконием и беспорядками в обществе. Поэтому большинство социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного хода истории.
Эволюционное развитие общества часто сопровождают те или иные реформы. Реформа (от лат. reformo - преобразовываю) - это комплекс различных мероприятий по переустройству тех или иных сторон общественной жизни. К примеру, знаменитая Крестьянская реформа 1861 г. в России отменила крепостное право и определила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.
Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов и других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы «не идут».
Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана (1) освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья, (2) прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и (3) перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.
Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «Закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население этой страны на «граждан» и «неграждан». что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами (Апатриды, или аполйды (от греч. apatris и apolis – лишенный отечества, родины) - лица, оказавшиеся без гражданства (например, в силу изменения законодательства о гражданстве, заключения брака с иностранцем и т.п.); апатриды подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах)в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс. живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них имеют право на натурализацию (Натурализация (от лат. natural is - природный, естественный, родной) - предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских властей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не менее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «Закона о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при получении латвийского гражданства.
Стадии развития общества
Теория трех стадий выдвинута на рубеже 1950-60-х гг. такими западными социологами, как американцы Дениэл Белл (род. в 1919) и Уолт Ростоу, француз Раймон Арон (1905-1983) и другими.
В истории человечества выделяют три технологические эпохи (цивилизации), которые сменяли друг друга. Эти эпохи отличаются друг от друга прежде всего характером и уровнем развития экономики (какая из ее сфер является ведущей, какая техника существует, какие технологии используются, как организовано производство, какую роль играют наука и знания в жизни людей и т.д.).
Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества:
(1)доиндустриальное, или аграрное, традиционное (преимущественно с добывающей экономикой);
(2) индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности);
(3) постиндустриальное (от лат. post - после), в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии.
Главные различия между ними представлены в таблице.
Отличительные признаки | Стадии развития общества | ||
доиндустриальное общество | индустриальное общество | постиндустриальное общество (информационное) | |
Период возникновения | ~ 6 тыс. лет назад | ~ 250 лет назад | последняя четверть XX в. |
Ключевая сфера экономики | сельское хозяйство | промышленность | сфера услуг (прежде всего наука и образование) |
Организационно-технические характеристики экономики | малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники | массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий | высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая достижения НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии |
Основы развития | Развития практически не происходит, общество меняется медленно, люди придерживаются традиций | последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии | бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия |
Ведущую роль в обществе играют | церковь и армия | промышленно-финансовые корпорации (Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - акционерное общество; группа лиц одной профессии, одного сословия и т.д.) | университеты (как центры научных знаний) |
Ведущие социальные группы | священники и феодалы (Феодал - владелец земли, помещик-крепостник) | бизнесмены | научно-технические специалисты |
Современные высокоразвитые постиндустриальные социумы часто называют также информационным обществом, поскольку едва ли не главной особенностью их жизни становится повсеместное, все более разнообразное и интенсивное применение эффективных информационно-компьютерных технологий. При этом наиболее впечатляющие возможности для преобразования социальной жизни открывает растущее и многоцелевое использование всемирной компьютерной сети Интернет.