Традиционная типология стран мира (развитые, развивающиеся, социалистические)

На современной политической карте мира представлено около 230 стран. Среди них есть страны с большой территорией и численностью населения, есть однонациональные и многонациональные страны; есть богатые природными ресурсами и бедные; есть страны, имеющие выход к морю и протяженные морские границы и не имеющие. Любая страна мира имеет неповторимые особенности.

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в определенных чертах роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой – выделяют из всех других.

Типологии бывают разные. Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, политические и исторические аспекты.

В настоящее время по типологии, которая учитывает уровень и характер социально—экономического и политического развития выделяют три группы стран мира:

1) экономически развитые государства;

2) страны с переходной экономикой;

3) менее развитые страны (развивающиеся страны). К экономически высокоразвитым странам причислены Канада, США, Израиль, западноевропейские страны, Япония, Австралийский Союз, Новая Зеландия (зрелый уровень развития рыночных отношений, значительная роль в мировой экономике и политике, мощный научно—технический потенциал).

Сейчас к развитым принято относить государства Западной Европы, США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют ВВП на душу населения не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, макроэкономическими показателями. За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос). Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства[3]: Австралия, Австрия, Бельгия,Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино.

Развивающиеся страны Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны. В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов). Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых. Критерии отнесения России к развивающимся странам Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию. Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным. С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей. Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС. Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно .

МЕСТО СТРАНА РОСТ ВВП С 2013 ПО 2017 ГОДЫ ИНФЛЯЦИЯ, В ГОД ГОСДОЛГ В % К ВВП МЕСТО В РЕЙТИНГЕ "ЛЕГКОСТЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА" ОБЩИЙ БАЛЛ
Китай 45,9% 3,0% 14,9% 77,5
Южная Корея 22,9% 2,9% 27,3% 67,4
Таиланд 25,9% 2,7% 49,4% 58,7
Перу 27,4% 2,1% 17,2% 58,1
Чехия 21,1% 2,0% 45,5% 53,8
Малайзия 21,8% 2,5% 54,6% 51,4
Турция 21,2% 5,4% 36,3% 51,0
Чили 24,2% 3,0% 12,9% 50,8
Россия 26,6% 6,5% 11,6% 49,9
Индонезия 31,3% 4,6% 20,0% 49,1
Колумбия 21,9% 3,0% 29,2% 48,4
Польша 21,2% 2,5% 54,2% 47,1
Намибия 22,3% 5,0% 30,0% 44,4
Замбия 31,3% 5,3% 28,8% 43,0
ЮАР 19,9% 4,9% 43,9% 42,9
Мексика 17,5% 3,1% 43,1% 42,1
Бразилия 22,3% 4,7% 57,3% 40,1
Венгрия 15,6% 3,1% 75,7% 40,0
Марокко 27,7% 2,5% 57,8% 39,0
Филиппины 20,4% 4,1% 36,8% 38,1

Социалисти́ческие стра́ны — определение, использовавшееся во время холодной войны в СССР, в соответствии с терминологией КПСС, для обозначения стран, вставших на путь развития социализма, то есть придерживающихся идеологии марксизма-ленинизма и с достаточно устойчивыми режимами — независимо от дружественных или враждебных отношений с СССР[1] (ряд стран социалистического строя имели серьёзные идеологические и политические разногласия с Советским Союзом, например, социалистические Югославия, КНР и Албания).

Существующие социалистические страны

В настоящее время к классическим социалистическим странам как в политическом, так и в экономическом отношении относятся Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

В социалистических КНР и Вьетнаме у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике присутствует значительный сектор частной собственности на средства производства. Сходная ситуация наблюдается и в Лаосе.

Во всех остальных вышеперечисленных странах в начале 1990-х годов произошёл возврат к капитализму.

В начале XXI века социализм стал усиливать свои позиции в странах Латинской Америки. На 2010 год правительства Никарагуа, Венесуэлы, Эквадора и Боливии уже проводят в жизнь социалистическую политику.

В 2008 году в Непале коммунисты (Коммунистическая партия Непала (маоистская) одержали победу на выборах в Учредительное собрание и с тех пор формируют правительство. С 29 августа 2011 года главой правительства Непала стал главный идеолог ОКПН(м) Бабурам Бхаттараи. Однако взять в свои руки всю власть маоистам не удалось. Президентом Непала избран представитель Непальского конгресса. На сегодняшний день Непал представляет из себя страну с преобладанием в политической жизни коммунистических идей и доминированием двух основных коммунистических партий — Объединённой Коммунистической партии Непала (маоистской) (ОКПН(м)) и Коммунистической партии Непала (объединённой марксистско-ленинской) (КПН(омл)).

Наши рекомендации