Собственность и хозяйствование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра «Мировая экономика»

Агеева И. С.

Доцент, к.экон.н.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебной дисциплины (модуля)

«МИКРОЭКОНОМИКА»

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»

Профили подготовки: "Мировая экономика";

"Финансы и кредит"; "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Квалификация выпускника: академический бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Тула 2015 г.

Рассмотрено на заседании кафедры «Мировая экономика»

протокол № 3 от 18 марта 2015 г.

Зав. кафедрой «Мировая экономика»________________В.И. Белоцерковский

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ............................................ 6

1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики.................. 6

1.2. Собственность и хозяйствование............................................................. 6

1.3. Проблема выбора оптимального решения............................................. 7

1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ............................................. 8

1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

Кругообороты благ и доходов........................................................................ 9

ТЕМА 2. МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................. 10

2.1. Фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные

и реальные величины..................................................................................... 10

2.2. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом........................................................................................................... 12

2.3. Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики............. 16

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...................... 18

3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса.................. 18

3. 2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения.

Закон предложения........................................................................................ 27

3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя...................... 33

3.4 Различные положения кривых спроса и предложения.......................... 40

ТЕМА 4: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ......................... 43

4.1. Ценовая эластичность спроса................................................................ 43

4.2. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.............. 51

4.3. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долговременное рыночное равновесие..................................................................................... 53

ТЕМА 5: ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНЫЙ

МЕХАНИЗМ..................................................................................................... 56

5.1. Устойчивость рыночного равновесия................................................... 56

5.2. Паутинообразная модель....................................................................... 57

5.3. Государство в рыночной экономике. Контроль государства над ценами. Повышение налогов, налоговое бремя......................................................... 60

ТЕМА 6: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ......................... 70

6.1. Понятие полезности экономических благ. Закон убывающей

предельной полезности.................................................................................. 70

6.2. Бюджетное ограничение, кривые безразличия. Предельные нормы замещения. Условие равновесия потребителя.................................................................. 72

6.3. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Эффект дохода и замещения......................................................................................................................... 81

ТЕМА 7: ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА........................................................... 83

7.1. Производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал. Изокванты........................................................................................ 83

7.2. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон

убывающей производительности факторов.................................................. 85

7.3. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение

факторов производства.................................................................................. 87

7.4. Изменение размеров производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)............................................... 91

ТЕМА 8. ФИРМА И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ......................................................................................................... 94

8.3. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая. Сущность и структура экономических издержек. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей)........................................................ 94

8.4. Виды издержек производства в краткосрочном периоде.

Переменные и постоянные издержки; общие................................................ 95

8.5. Средние и предельные величины выручки и издержек. Взаимосвязь между издержками и объёмом выпуска.................................................................... 96

8.6. Минимизация издержек производства................................................... 98

ТЕМА 9: ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ...................................................................... 100

9.1. Поведение фирмы в долгосрочном периоде....................................... 100

9.2. Издержки производства в долгосрочном периоде............................. 104

9.3. Различные виды кривых долгосрочных издержек............................. 106

ТЕМА 10. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ: ПРОИЗВОДСТВО, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ....................................................................................... 108

10.1. Общая характеристика рыночных структур.................................... 108

10.2. Основные правила поведения фирмы в различных рыночных

структурах.................................................................................................... 109

ТЕМА. 11. ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 111

11.1. Спрос на продукцию отдельно взятой фирмы................................. 111

11.2. Предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде............... 113

11.3. Равновесие в долгосрочном периоде................................................ 115

ТЕМА 12. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ................... 119

12.1. Характерные черты монополии. Рыночная власть. Показатели монопольной власти, индекс Херфиндаля-Хиршмана...................................................... 119

12.2. Определение цены и объема для максимизации прибыли............... 119

12.3. Регулирование деятельности монополий. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация........................................................... 125

ТЕМА 13. ФИРМА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ......................................................................................................................... 130

13.1. Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли). Дифференциация продукта.......................................................................... 130

13.2. Равновесие при монополистической конкуренции в

краткосрочном и долгосрочном периоде................................................... 132

13.3. Неценовая конкуренция. Реклама...................................................... 135

ТЕМА 14. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ.................................. 136

14.1. Характеристика олигополистического рынка.................................. 136

14.2. Модели ценообразования в условиях олигополии, теория игр и стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм,

равновесие Курно......................................................................................... 137

14.3. Специфика издержек производства олигополии.............................. 141

ТЕМА 15. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.................................. 141

15.1. Спрос и предложение на рынке факторов производства................. 141

15.2. Особенности рынка труда, заработная плата................................... 142

15.3. Рынок капитала. Сбережения и инвестиции...................................... 147

15.4. Рынок земли. Экономическая рента.................................................. 149

ТЕМА 16. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ............................................ 152

16.1. Внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера.

Природа и формы проявления внешних эффектов.................................... 152

16.2. Регулирование внешних эффектов: способы устранения последствий, поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки......................... 156

ТЕМА 17. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА......................................................................................................................... 159

17.1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 159

17.2. Способы предоставления общественных благ.................................. 161

17.3. Общественные блага, общественный выбор

и проблема "безбилетника".......................................................................... 164

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 167

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики.

1.2. Собственность и хозяйствование.

1.3. Проблема выбора оптимального решения.

1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Кругообороты благ и доходов.

Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики

В любом обществе в любой период времени имеются закономерности, которые: определяют экономическую деятельность субъектов экономических отношений.

Иными словами, есть закономерности в экономике, которые ни человек, ни фирма, ни производство отменить и изменить не может, а их надо познать и ими руководствоваться.

Эти экономические закономерности изучаются на макроуровне (курс макроэкономики) и на микроуровне (курс микроэкономики).

Микроэкономика – это наука о поведении конкретной экономической единицы (человек, семья, домохозяйство, фирма, конкретная отрасль) в условиях ограниченности ресурсов.

Ограниченность ресурсов при растущих потребностях определяет наше поведение. Ограниченные ресурсы: деньги, материальные ресурсы, время и т.д.

Микроэкономика изучает экономические отношения между производителями и потребителями на отдельных рынках товаров и услуг, модели рынков, в том числе спрос и предложение, поведение потребителей, выбор фирмами оптимального объема производства, ценообразование и т.д.

Микроэкономика помогает приобретать или развивать задатки экономического мышления. Изучение микроэкономики позволяет стать человеку «экономическим человеком» или «экономическим натуралистом». Такой человек способен проникать в глубь явления и видеть в деталях его развития.

Собственность и хозяйствование

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало,что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.

Основой общественной формой реализации экономической системы являются отношения собственности, имеющее правовое закрепление и институциональное оформление. В рыночной экономике традиционно различают государственную и негосударственную собственность.

Отношения собственности – это отношения, складывающиеся между экономическими субъектами в процессе пользования, распоряжения, владения и отчуждения – присвоения материальных ценностей.

Отношения пользования дает результат в форме полезного эффекта. Основная цель при этом – максимизация эффекта.

Каждая фирма осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в определенной организационно-правовой форме, которая определяется формой собственности.

Гражданским Кодексом РФ предусмотрены следующие формы:

- Индивидуальный предприниматель

- Полное товарищество

- Товарищество на вере

- Общество с ограниченной ответственностью

- Общество с дополнительной ответственностью

- Открытое акционерное общество

- Закрытое акционерное общество

- Производственный кооператив

- Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Наши рекомендации