Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС

Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, прейскурантной методики лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительного узкого и мало изменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. Эта концепция считалась основной в условиях централ. плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом. С конца 80-х годов в связи с либер-ей цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. Выборочная система регистрации цен основана на следующих общих принципах:
• отказ от массового документированного учета, практически невозможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;
• отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
• формирование потребительской корзины, т.е. набора товаров-представителей;
• введение системы поправок на изменение качества товаров;
• полный охват всех форм и видов торговли
Формирование выборочной совокупности осуществляется по следующей схеме:
1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на мин. товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами.2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен. Товар-представитель – конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой – общность потребительского назначения. Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности может осуществляться по следующим критериям: по доле данного товара в объеме реализации товарной группы, по возможности регулярного получения данных.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара – перечень его обобщенных потребительских признаков. Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя: модальная, простая средняя арифметическая, взвешенная, случайно отобранная. По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т.е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. 4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли).Возможны следующие варианты:
− выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);− широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) – в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;− выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей

21.Статистический анализ уровня, вариации и соотношений цен в регионе.

Система показателей статистики цен:

Показатели уровня цен: моментная цена; средняя цена на конкретную дату (за период); средняя цена по субрынкам, по группам покупателей, стоимость потребительской корзины. Структура соотношений цен: уд вес каждого структурного элемента цен конкретного товара, соотношение оптовых и розничных цен с учетом наценок и скидок. Соотношение цен – отношение цен конкретных товаров к базовой или средней цене, степень устойчивости этих соотношений, соотношение цен товаров представителей различных групп. Показатели вариации цен: вариация по территории, во времени, в зависимости от сезона, субрынков, зависимость от качества товаров. Показатели динамики цен: индексы, параметры трендовых моделей.1) Вариация цен в пространстве (почти моментный показатель, для регионов большой страны);2)Вариация цен во времени (производится в пределах 1 региона, цель – оценить колебания цен в течение определенного времени); 3)Вариация цен в пределах товарной группы;

4)Вариация цен по различным субрынкам (гос торговля, индивидуальная торговля);

5)Вариация цен в зависимости от социально-экономической категории населения (среднее линейное отклонение, квадратическое отклонение, коэффициент вариации).

22. расчет внутренней структуры цены товара в соответствии с методологией СНС
Структура цены на конкретный товар включает:
- себестоимость продукции
- прибыль предприятия
- снабженческо-бытовую наценку
- торговую наценку или скидку
С введением СНС была принята другая трактовка структуры цены:
- потребление основного капитала
- оплата труда
- валовая прибыль
- чистые налоги на производство
- чистые налоги на продукцию
- торгово-транспортная наценка
Первые 2 составляющие ( потребление основного капитала и оплата труда) – факторная цена
Первые 4 составляющие – основная цена
Первые 5 составляющих – цена производителя
Все 6 составляющих – цена покупателя
Каждая составляющая включает: издержки и прибыль. Обычно покупательская способность конкретного региона ограничена и известна. Структуру можно характеризовать либо прямым соотношением цен либо в долях к ВВП данного региона.
Торговая наценка: ТН = (ЦРТ – ЦОТ)/ЦОТ *100%
ЦРТ – цена розничной торговли
ЦОТ – цена оптовой торговли

23.Статистические методы анализа динамики цен (Факторно-индексный анализ цен. Для цен совокупности однородных товарных единиц, варьир. во времени и в пространстве, обобщенной характер-ой является средняя цена. Формулы расчета: Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС - student2.ru .Если в характере изменения месячных уровней цен наблюдаются сезонные колебания, то необходимо устранить случайные колебания каждого месяца путем расчета среднего арифметического уровня цен за каждый месяц по совокупности лет и построить сезонную волну из индексов сезонности. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС - student2.ru Основной формой индекса является агрегатный индекс для совокупности разнородных товаров.

Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС - student2.ru Ласпейрас( показывает во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравн. с базисным, если бы при неизменном уровне цен потребление оставалось прежним)

Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС - student2.ru Пааше(во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше(меньше) суммы денег)

Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС - student2.ru Фишера(оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текушего по ценам базисного) Индекс средних цен применяется при изучении изменен. цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам Принципы регистрации цен в соответствии с методологией ФСГС - student2.ru

Наши рекомендации