Объединения коммерческих организаций

Промышленные, производственные, научно-производственные и иные формы хозяйственных объединений были распространенными формами осуществления согласованной хозяйственной деятельности в период плановой экономики . В их состав входили государственные предприятия, и в управлении их деятельностью использовались не столько экономические, сколько административные методы. Указанные объединения были в свое время предметом изучения правоведов и экономистов . Однако ни в одной из научных работ не было дано определение понятия «объединение». По мнению В. В. Лаптева, «нельзя определить объединение без учета сферы его функционирования»

В условиях перехода к рыночной экономике основными субъектами предпринимательской деятельности стали небольшие организации частной формы собственности. Не вдаваясь в характеристику их преимуществ и недостатков, отметим, что в некоторых отраслях экономики (железнодорожный транспорт, связь, военная промышленность, тяжелая металлургия и т. д.) объективно необходимо функционирование крупных субъектов хозяйствования.

Эта и ряд других причин обусловили позицию законодателя, допустившего еще в Законе Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях в Республики Беларусь» (далее - Закон о предприятиях) создание предприятиями на добровольных началах союзов, ассоциаций, концернов и других объединений по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов.

ГК фактически исключил государственные объединения из системы коммерческих организаций, установив в п. 2 ст. 46 закры-

1 О некоторых мероприятиях по илыюншему совершенствованию >правления промышленностью: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР т 2 марта 1973 \. № 140. утвердившее, в частности. Общее положение о всссоюлюм и республиканском промышленных объединениях // СП СССР. - 1973. -№ 7. - Ст. 31.32.

" Калита НС, Мансуров 1 .И. Социалистическое протволст венное объединение. - М.. 1972: РутманЛ. Н. Правовое ре1>лнрованис теятельностн нефтедобывающих объединений. -М.{|987.

Лаптев В.В. I (равовое положение промышленных и ирои толстенных объединений. -М.. 1978.-С. 24

Ведомости Верховною Совета Респчбликн Ьсларчсь -1Ч9|.-№3 -Ст. 13

тый перечень последних. В ГК указанные объединения рассматривались как временное явление. Так, в соответствии со ст. 1141 в республике Беларусь сохраняются лишь те объединения (со статусом коммерческих организаций), которые были созданы до вступления Кодекса в силу -до особого решения в отношении объединений, имущество которых находится в республиканской собственности, Президента Республики Беларусь, а в отношении объединений, имущество которых находится в коммунальной собственности, - Правительства Республики Беларусь. Правда, новые государственные объединения создавались и после вступления в силу ГК 1999 г Они имеют двойственную правовую природу, так как с одной стороны выступают субъектами предпринимательской деятельности, а с другой - обладают рядом властных полномочий. В частности, таким объединениям предоставлялось право издания нормативных правовых актов, выдачи от имени государства специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.

Государственные объединения в зависимости от их подчиненности можно разделить на следующие группы:

- государственные объединения, которые подчиняются Совету Министров Республики Беларусь;

- государственные объединения, которые подчиняются министерствам и иным республиканским органам государственного управления;

- государственные объединения, которые подчиняются местным исполнительным и распорядительным органам

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» к объединениям первой группы относятся Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн «Бел-нефтехим»), Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» (концерн «Белгоспищепром»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром»), Белорусский государственный концерн по производству и реали-

Нацмональиый рссс гр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 92.

зации товаров народного потребления (концерн «Белместпром»), Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм»), Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром»), Белорусская железная дорога.

В соответствии с п. 2.4 и п. 2.5 Декрета президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц» (далее - Декрет № 22) объединения (концерны, союзы, ассоциации), созданные до вступления в силу данного Декрета, по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь действуют до особого решения Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, являются организациями, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения ц*»лей, предусмотренных их учредительными документами, и соответствующую этим целям, осуществляют функции по управлению коммерческими и (или) некоммерческими организациями, входящими в их состав, в пределах компетенции, установленной учредительными документами, и на условиях заключаемых договоров;

Нормативные правовые акты, изданные (принятые) в установленном порядке объединениями (концернами), подчиненными Правительству Республики Беларусь, до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» действуют в части, не противоречащей актам законодательства.

Регулирование вопросов, входивших в компетенцию указанных объединений (концернов), осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь или по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления

Наши рекомендации