Ресурсная база региональной экономики

25. Варианты стратегии развития регионов в глобализирующемся мире

Сущность и условия программно-целевого регулирования.Про­граммно-целевой подход к решению региональных проблем следует рассматривать как инструмент региональной политики, одновремен­но обеспечивающий как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назна­чения.

Причем отсутствие программ в большинстве регионов и муници­пальных образований является одним из свидетельств отсутствия и региональной политики как таковой, поскольку она может разра­батываться и осуществляться только на базе всесторонней оценки региональных ситуаций, выявления и ранжирования региональных проблем, нахождения путей их решения при различных вариантах ре­сурсного обеспечения, при ясности в вопросе о том, кто и в какие сро­ки может выполнить соответствующие действия и т. п.

Под программой как инструментом региональной политики пони­мается специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной со­циально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональ­ной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся:

♦ легитимность, что предполагает разработку и реализацию про­грамм в соответствии с действующим законодательством и ис­ключает создание ситуаций, противоречащих этому законода­тельству;

♦ нормативность программ любого уровня (федеральный, муни­ципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;

♦ реальность — принципиальная достижимость поставленной це­ли, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к вы­полнению заданий;

♦ вариантность — наличие нескольких вариантов полного или ча­стичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;

♦ комплексность целей и задач — постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающих­ся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения;

♦ контролируемость — наличие условий для постоянного отсле­живания хода результативности и эффективности выполнения программных заданий;

♦ ответственность, что предполагает установление прямой и пол­ной ответственности конкретных лиц и организаций за исполь­зование ресурсов, выполнение отдельных заданий и программы в целом.

Региональные программы являются разновидностью комплексных целевых программ.

Целевые комплексные программы по своему содержанию подраз­деляются еще на ряд видов: по уровню значимости программы могут быть межгосударствен­ные, государственные и собственно региональные;

♦ по территориальной принадлежности — внутрирегиональные (республиканские, краевые, областные, городские) и межрегио­нальные;

♦ по функциональной ориентации — научно-технические (иннова­ционные), социально-экономические, производственно-техниче­ские, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологи­ческие и т. д.).

Этапы разработки целевых комплексных программ.Разработка целевых комплексных программ в настоящее время осуществляется поэтапно.

Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется опреде­ленная проблема и выдается исходное задание на разработку програм­мы для ее решения, в котором определяются цели и участники про­граммы, лимиты ресурсов, другая необходимая информация.

Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Ос­новная цель программы, как правило, распределяется по ее составля­ющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внут­реннюю структуру решаемой проблемы.

Исходя из построенной иерархии целей формируются состав зада­ний и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательных этапов ее выполнения.

Рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обес­печение и полные затраты на пего. Формируются перечни материаль­ных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

Осуществляются оформление программных документов, согласова­ние и утверждение программы.

Программы увязываются во времени, по ресурсам и исполнителям.

Классификация региональных программ.Региональные программы классифицируют по нескольким признакам: территориальная принад­лежность, функциональная ориентация, содержание решаемых про­блем, масштабность решаемой задачи, отраслевая локализация, харак­тер возникновения проблем и т. д.

Каждая региональная программа, таким образом, характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. На­пример, конкретная региональная программа может быть по уровню значимости — федеральной, по территориальной принадлежности — областной, по функциональной ориентации — экологической, по мас­штабности (комплексности) программной проблемы — узкоспециали­зированной, по продолжительности реализации — среднесрочной и т. д. При отборе проблем для программной разработки и реализации на федеральном уровне следует исходить:

♦ из особой их значимости для осуществления крупных структур­ных изменений и повышения эффективности развития конкрет­ных отраслей и регионов, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального при­родопользования;

♦ из сжатости сроков решения этих проблем и необходимости кон­центрации ресурсов;

♦ из взаимосвязанносхи соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств. ,,

Приоритетность проблемы делает ее предметом будущей програм­мы, а конкретность цели определяет всю последующую процедуру раз­работки и утверждения программы.

Проблемы программно-целевого регулирования и меры их реше­ния.Поскольку программы (как и другие используемые в Российской Федерации методы государственного регулирования территориально­го развития и селективной поддержки регионов) пока еще не исходят из системного представления о критических региональных ситуаци­ях, было бы полезным составить перечень потенциальных зон про­граммного регулирования, включив сюда ограниченное число локаль­ных отсталых и депрессивных территорий, где отсутствуют рыночные механизмы и естественно-природные условия саморазвития (прежде всего самостоятельного выхода из депрессии), а также таких террито­рий, где это имеется и нужна лишь целевая поддержка будущих «то­чек опережающего роста». Такие зоны следовало бы объявить сфера- методики их сравнительной оценки и ранжирования, государственно выраженного интереса к их объективной оценке российскую регио­нальную политику вообще нельзя рассматривать как приоритетно ори­ентированную. Однако в том случае, когда речь идет о необходимости наиболее эффективного распределения весьма небольших средств на реализацию однотипных мер государственной поддержки регионов (в первую очередь программ), ранжирование решаемых проблем и конкурсный отбор предложений о разработке и реализации соответ­ствующих программ представляются необходимыми. Для этого могут быть предложены следующие меры:

♦ разработка порядка формирования ежегодно обновляемого офи­циального перечня наиболее острых региональных проблем — потенциальных объектов программ. Конкретные, поддающиеся решению проблемы (а не регионы и их социально-экономическое развитие) должны стать объектом программ;

♦ установление формализованной процедуры отбора приоритет­ных проблем из указанного перечня, для реализации которых мо­гут быть гарантированы бюджетные ресурсы;

♦ организация по тем же критериям конкурса предложений для включения их в проект правительственных предложений о раз­работке, начале реализации и продолжении федеральных про­грамм в будущем финансовом году; отбор должен быть организо­ван гласно и открыто;

♦ установление порядка прохождения предложений о разработке программ через процедуры разработки и утверждения федераль­ного бюджета на очередной год; обязательность представления в Государственную думу материалов конкурсного отбора про­грамм.

Осуществление таких предложений не представляет серьезных труд-гостей, а незначительные дополнительные затраты могут сразу же оку-шться за счет исключения малоэффективных программ. В то же вре-1Я это позволит если и не полностью, то хотя бы в определенной части в зоне действия программ) впервые ориентировать региональную по­ртику на конкурсно выявленные приоритеты.

Расходование государственных бюджетных средств на разработку реализацию программ требует постоянного контроля. Предлагается вести оценку эффективности и результативности программ.

Эффективность региональных программ.Под эффективностью егиональных программ следует понимать прямую экономическую эффективность (выгодность) решения поставленных задач именно на основе реализации включенных в программу заданий; иначе говоря, следует определить, насколько предложенный вариант достижения цели экономически выгоднее всегда имеющихся альтернативных ва­риантов. Кроме того, полезно и практически возможно оценить эконо­мическую эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот). Было бы полезно также оценивать эф­фект (или экономию) затрат на решение поставленной проблемы в программном варианте по сравнению с вариантом, когда подобная программа не будет разрабатываться и выполняться (т. е. оценить по­следствия развития региональной ситуации без использования пред­ложенной программы).

Результативность программы следует понимать, во-первых, как ме­ру соответствия ее ожидаемых результатов поставленной цели, во-вто­рых, как степень приближения к последней и, в-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологи­ческую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму из этих критериев важно максимально корректно выра­зить качественно-количественные параметры программной цели, а в ряде случае — и конкретизирующих ее задач. Это должно быть делом са­мих разработчиков программ, обязательным условием включения предлагаемых ими заданий в состав любой программы, финансируе­мой из федерального бюджета.

Следует ввести в практику порядок, по которому экспертиза вы­полнения программ должна быть комплексной и не замыкаться толь­ко на финансовых вопросах. Главное для каждой программы — до­стижение результатов и обеспечение эффективности каждой програм­мы, и в этом направлении следует переориентировать деятельность института экспертизы проектов целевых программ и хода их реали­зации.

26. Вклад регионов России в обеспечение национальной экономической безопасности

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Понятие “экономическая безопасность” неразрывно связано с понятием “национальная безопасность”. Термин “национальная безопасность” прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.

Все элементы триады “личность-общество-государство” одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.

Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности.

Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: “это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз”. Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности.

Основываясь на мировом опыте, в развитие данного определения считаем целесообразным предложить следующую формулировку: Экономическая безопасность – это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Достаточность финансово-экономического обеспечения определяет уровень национальной безопасности, но при этом требуется оптимизация затрат по критерию “затраты/эффективность”. В СССР на обеспечение обороноспособности денег “не жалели”, в результате чего в ущерб благосостоянию народа была создана чрезмерная по своей мощи “военная машина”, которая позволяла многократно уничтожить всех потенциальных противников.

Структураэкономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.

1) достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.

2) создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

3) защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

Принципиально важным является баланс (гармоничное сочетание) национальной и экономической безопасности. Дело в том, что с экономической точки зрения обеспечение национальной безопасности в основной своей части – обороноспособности, это по существу расходная (затратная) часть, необходимость которой определяется гипотетически - уровнем предотвращенного ущерба в случае войны, однако одновременно для баланса должна быть и доходная часть, обеспечиваемая созданием наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в экономической сфере и защищенностью их интересов.

3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Можно выделить группу общих показателей (индикаторов) экономической безопасности:

уровень и качество жизни; темп инфляции; уровень безработицы; экономический рост;

дефицит бюджета; государственный долг; внешний долг; встроенность в мировую экономику; деятельность "теневой экономики"; структура собственности; налоговая система; развитие рыночных структур.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов экономического и социального развития страны и ее регионов и должна корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.

При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам.

Для поддержания экономической безопасности государство должно предусмотреть:

проведение институциональных преобразований, способствующих координации действий и сближению стратегии действующих общественных институтов; выработку и принятие общих принципов экономического и социального поведения для всех участвующих в хозяйственном процессе сторон за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация льгот и различных преференций), законодательное ограничение лоббизма; контроль за соблюдением этих правил всеми действующими экономическими субъектами и органами государственного управления; создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти страны; организацию обучения кадров современным методам анализа хозяйственной деятельности предприятий и оценки инвестиционных проектов;

повышение социальной стабильности в обществе и недопущение роста социальной напряженности; гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом экономических интересов страны.

Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности - неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики.

На макроэкономическом уровне в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:

повышение совокупного спроса; увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции; стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста; увеличение валовых инвестиций; стимулирование экспорта; регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

Сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно- технического потенциала следует рассматривать как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической и военной безопасности страны. В этих целях необходимо разработать долгосрочную государственную концепцию научно- технического развития страны, определить на ближайший период приоритеты государственной научно-технической политики, в первую очередь в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, признать науку в числе важных стратегических приоритетов страны, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию, прежде всего материальному обеспечению отечественных ученых.

Реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением бремени кризисного периода между различными социальными группами населения.

Обеспечение экономической безопасности - задача, по существу, долговременная, стратегическая. Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового со знания.

Наши рекомендации