Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в американских компаниях
*На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового товара.
*На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новым товарам, ведется разработка изделия силами специалистов-маркетологов и технологических специалистов.
*На третьей стадии проводятся испытания нового изделия, как лабораторные, так и «полевые» (на рынке).
*На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству изделия на регулярной основе.
Билет 12.Механизм принятия управленческих решений:
1)Общее руководство принятия решений.
2)Правила принятия решений.
3)Планы в принятии решений.
4)Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.
5)Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
6)Матричный тип взаимодействия. Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три-горизонтальную связь в координации принимаемых решений.
Билет 13. Оценка эффективности принятия управленческих решений и методы их анализа.
Эффективность – это результативность производства, труда или управления.
Определение экономической эффективности управленческих решений, в результате исполнения которых возрос товарооборот, и, следовательно, увеличилась прибыль, можно осуществить по следующей формуле:
Эф = П*Т = П * (Тф – Тпл), где
Эф – экономическая эффективность (в тыс. рублей).;
П – прибыль в расчете на 1 млн. рублей товарооборота (в тыс. рублей);
Т – прирост величины товарооборота (в млн. рублей);
Тф – фактический товарооборот, который имеет место после внедрения данного управленческого решения;
Тпл – плановый товарооборот (или товарооборот за сопоставимый период до внедрения данного управленческого решения).
Эф =ИО*З = ИО*(З2 - З1),
Эф – экономическая эффективности данного управленческого мероприятия (в тыс. рублей);
ИО – величина издержек обращения, приходящаяся на 1 млн. рублей товарных запасов (в тыс. рублей);
3 – размер изменения (уменьшения) товарных запасов (млн., рублей);
31 – величина товарных запасов до проведения в жизнь управленческого решения (мероприятия) (млн. рублей);
32 – величина запасов товаров после внедрения данного управленческого решения.
Эф = Ио*Об = Ио (Об ф – Об пл),
Эф – экономическая эффективность управленческого решения (тыс. рублей);
Ио – одновременная величина издержек обращения (тыс. рублей);
Об – ускорение оборачиваемости товаров (в днях);
Об пл – оборачиваемость товаров до внедрения управленческого решения (в днях).
Об ф – оборачиваемость товаров после внедрения управленческого решения (в днях).
Билет 14. Показатели экономической эффективности деятельности коллектива организации.
К этим показателям относятся:
*рентабельность;
*оборачиваемость оборотных средств;
*фондоотдача;
*фондоемкость;
*окупаемость капитальных вложений;
*производительность труда;
*соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы; и др.
Билет 15. Методы анализа управленческих решений
*Метод сравнения.
*Индексный метод.
*Балансовый метод.
*Метод элиминирования.
*Графический метод.
*Функционально-стоимостный анализ (ФСА).
*Экономико-математические методы анализа.
С помощью экономиико-математических методов анализа могут решаться следующие задачи
*оценка плана по производству продукции, разработанного с применением экономико-математических методов;
*оптимизация производственной программы, ее распределения между цехами и отдельными видами оборудования;
*оптимизация распределения имеющихся производственных ресурсов, раскроя материалов, а также *оптимизация норм и нормативов запасов и расхода этих ресурсов;
*оптимизация уровня унификации отдельных составляющих частей изделия, а также средств технологического оснащения;
*определение оптимальных размеров организации в целом, а также отдельных цехов и производственных участков;
Билет 16. Требования, предъявляемые к управленческому решению
Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:
*быть научно обоснованным, компетентным;
*приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой *возможных альтернатив;
*быть непротиворечивым;
*иметь ясную направленность и адресность;
*отличаться своевременностью и быстродействием;
*обладать точностью и ясностью;
*быть контролируемым;
*иметь комплексный характер;
*обладать полномочностью;
*быть экономичным и эффективным.
Билет 17. Алгоритм подготовки и реализации управленческих решений
Управленческая операция – технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.
Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах.
Билет 18. Информационное обеспечение управленческих решений
Ценность и своевременность управленческого решения в огромной степени зависят от способности менеджера в нужный момент произвести сбор, анализ и толкование информации.
Информационное обеспечение – одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента.
Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Цели коммуникаций:
*обеспечение эффективного обмена информацией между объектом и субъектом менеджмента;
*совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
*создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами, для координации их задач и действий;
*регулирование и рационализация информационных потоков.
В зависимости от способа обмена информацией различают:
*межличностные, или организационные, коммуникации на основе устного общения;
*коммуникации на основе письменного обмена информацией.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из следующих этапов коммуникационного процесса:
*зарождение идеи или отбор информации;
*выбор канала передачи информации;
*передача сообщения;
*интерпретация сообщения.
В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:
*отправитель;
*сообщение;
*канал или средство передачи информации;
*получатель.
Билет 19. Межличностные коммуникации при принятии решения
Билет 20. Классификация управленческой информации
*Постоянная (условно-постоянная) информация.
*Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой;
*Плановая информация – информация о параметрах объекта управления на будущий период.
*Учетная информация – это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени.
*Оперативная (текущая) информация – это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени.
Источники информации:
*Внешние источники информации.
*Внутренние источники информации.
Внешними источниками информации служат данные международных организаций, правительства, официальной статистики, периодической печати.
Внутренние источники информации находятся в самой фирме.