Методы поставки товаров оптовым покупателям и оказываемые им услуги 221

4 сроки не обусловлены в договоре) централизованно доставляют I по указанным покупателем адресам. При обслуживании постоянных I покупателей из того же города требования-заказы обычно принима-1 ют по телефону, т. е. под диктовку заполняют бланк заказа. При этом I оперативно согласовывают основные позиции заказа, что значитель-I но ускоряет процесс его выполнения. Товары доставляют по графи-? ку, согласованному с розничной торговой организацией. По скоро-| портящимся товарам составляют часовые графики завоза.

(Для организации ритмичного завоза товаров на предприятия роз­ничной торговли в соответствии с договорами, заказами и графиками доставки и оперативного контроля за обеспеченностью магазинов то-|варами на оптовых предприятиях могут быть организованы диспет­черские службы. Товароведы-диспетчеры собирают оперативную ин­формацию от руководителей магазинов о наличии в продаже товаров, необходимости их завоза для пополнения запасов, обеспечивают до­ставку товаров на розничные предприятия. Кроме того, диспетчерская , служба решает с соответствующими подразделениями оптового пред-1 приятия вопросы очередности доставки товаров, имея в виду в первую I очередь пополнение магазинов недостающими товарами, проводит I для этого краткие диспетчерские совещания для принятия практических I мер по рациональному завозу товаров в розничную торговую сеть. 1 Целесообразно применять прогрессивный метод поставки товаров I со складов оптовых предприятий — метод стандартных поставок (нор-1 мативное снабжение), основанный на использовании планов-карт и I обеспечивающий ритмичность завоза товаров в розничную сеть. Этот | метод особенно эффективен при снабжении крупных универсальных i продовольственных магазинов, в которых в связи с широким ассорти-

* ментом товаров на подачу оперативных заказов ежедневно затрачива­ется много времени, что часто приводит к спешке и, соответственно, к ошибкам в заказах. Сущность метода стандартных поставок состоит в планировании , продажи товаров по месяцам и частным срокам на основании динами-

* ки удельных весов продажи в базисном периоде. Для этого все товары

(подразделяют на ряд групп в зависимости от товарооборачиваемости, интенсивности и колебаний спроса, уровня и мобильности заказов. l В каждую группу объединяют разновидности товаров, мало отличу ющихся по частоте спроса, уровню реализации и другим признакам. \ Для каждой группы устанавливают единый интервал завоза. Помимо группировки по частоте спроса проводится группировка по удельно-

· му весу товаров в товарообороте оптового покупателя. По товарам, за-

нимающим относительно небольшой удельный вес в товарообороте, допустимо принимать интервалы поставки, ориентируясь на частоту завоза товаров, имеющих решающее значение в товарообороте. Практи­чески задача сводится к составлению планов-карт на квартал и на месяц по каждому розничному торговому предприятию, в которых указывают числа завоза каждого товара и объем поставки на каждую конкретную дату. Накануне дня завоза получателю следует лишь подтвердить потреб­ность в товаре, который уже подготовлен поставщиком к отправке.

В тесной связи с диспетчерской службой работают разъездные то­вароведы оптовых предприятий, которые систематически проверяют наличие в розничной торговой сети товаров в ассортименте, предусмот­ренном договором (спецификацией) между оптовым предприятием и покупателем.

Оптовое предприятие закрепляет за каждым разъездным товарове­дом определенные розничные торговые организации и магазины, утверждает ему план работы, в котором устанавливается конкретное за­дание по продаже товаров с учетом конъюнктуры рынка и товарных ресурсов, а также график посещения розничных торговых организа­ций и магазинов. При отсутствии в розничной продаже товаров, пре­дусмотренных договором (спецификацией) с покупателем и перечня­ми товаров, имеющихся на складах оптового предприятия, разъездной товаровед оформляет разовый заказ на доставку этих товаров за дву­мя подписями — своей и ответственного лица покупателя. Заказ офор­мляют в 3 экземплярах, один из которых передают покупателю, вто­рой направляют оптовому предприятию, а третий остается у разъездного товароведа. Оформленные заказы на отсутствующие товары разъезд­ной товаровед передает в отделы (секции) оптового предприятия для выписки счета и доставки товара покупателю, а по товарам, не преду­смотренным договором (спецификацией), — для внесения в него соот­ветствующих дополнений.

В обязанности разъездного товароведа входит также контроль вы­полнения заказов, принятых от розничных торговых организаций и предприятий на завоз товаров, по срокам, количеству, ассортименту. Кроме того, разъездные товароведы выявляют состояние спроса на то­вары номенклатуры своего оптового предприятия, оказывают помощь работникам магазинов в улучшении организации продажи товаров, участвуют в проведении выставок-продаж с дегустацией новых и ма­лоизвестных видов продуктов. Иногда товароведы-реализаторы (или экспедиторы) объезжают на машине с товаром обслуживаемые мага­зины, одновременно оформляя заказ и доставляя продукты. Это ха-

Наши рекомендации