Определение периода окупаемости капитальных затрат

Методы оценки эффективности капитальных (инвестиционных) вложений базируются на системе показателей, большинство которых рассчитывается с учетом фактора времени в осуществлении инвестиционных затрат и получении возвратного инвестиционного потока. Возвратный инвестиционный (денежный) поток формируется за счет чистой прибыли, полученной в результате реализации технического проекта, и амортизационных отчислений.

Мероприятия по модернизации силового оборудования разрабатываются, как правило, на промежуточных операциях и работах, не затрагивающих общую технологическую схему добычи рыбы, выпуска продукции или погрузо-разгрузочных работ. В связи с этим нецелесообразно рассчитывать их производственную себестоимость, а достаточно рассчитать экономию текущих переменных издержек по изменяющимся статьям расходов или увеличение дохода, которые будут обеспечивать получение дополнительной прибыли. Следует отметить, что в процессе реализации таких проектов денежный поток распределяется равномерно по интервалам поступлений, поэтому целесообразно применять показатели оценки, основанные на статических методах расчета с использованием отчетных данных предприятий без их дисконтирования во времени.

Период окупаемости капитальных (инвестиционных) затрат – срок, необходимый для того, чтобы сумма, инвестированная в проект, полностью вернулась. Он является наиболее распространенным показателем оценки эффективности капитальных затрат и рассчитывается по следующей формуле:

ПО = К / ДП, (9)

где:

ПО – период окупаемости инвестиционных затрат, необходимых для реализации проекта;

К – сумма инвестиционных затрат;

ДП – среднегодовая сумма чистого денежного потока.

Среднегодовая сумма денежного потока (ДП) определяется по формуле:

ДП = ЧП + АО, (10)

где:

ЧП – среднегодовая сумма чистой прибыли;

АО – годовая сумма амортизационных отчислений

Показатель периода окупаемости капитальных затрат рассматривается как критериальный при оценке целесообразности внедрения рассматриваемого технического проекта.

  1. Пример расчета экономической эффективности усовершенствования СЭУ

Расчет экономической эффективности замены вспомогательного дизель-генератора (ВДГ) на более экономичный на УПС «ХЕРСОНЕС»

(пример условный)

1. Технико-экономическое обоснование

Необходимость замены ВДГ вызвана тем, что установленный на судне двигатель загружен на всех режимах эксплуатации не более чем на 30-50%. Такой режим работы двигателя не является экономичным, так как имеет место непроизводительный расход ГСМ, уменьшается его моторесурс, увеличиваются расходы на ремонт.

К внедрению предлагается установка двух ВДГ, имеющих суммарную мощность равную действующему вспомогательному дизель-генератору. Это позволит эксплуатировать в полном режиме один из установленных ВДГ, а второй будет задействован во время швартовых работ и обеспечит бесперебойную работу судовых кондиционеров (его полная загрузка составит 4% общего эксплуатационного времени судна).

Экономический эффект от внедрения предлагаемого технического мероприятия будет получен за счет снижения затрат на ГСМ, а также затрат на ремонт ВДГ вследствие снижения его трудоемкости. Экономия средств по этим статьям эксплуатационных расходов позволит получить дополнительную прибыль, которая будет использована при расчете срока окупаемости капитальных затрат.

2. Расчет экономической эффективности замены ВДГ

2.1 Исходные данные для расчета (отчетные показатели работы судна).

Годовой режим работы судна:

- время переходов ( t пер.) – 200суток

- продолжительность стоянок в портах (t порт.) – 38 суток

- время на дрейфе и якоре (t ст.) – 12суток

Нормы расхода топлива (базовый вариант /внедряемый вариант), т/сут.:

- на переходах – 2,2 / 1,14

- в порту – 0,5 / 0,26

- на дрейфе и якоре – 1,2 / 0,62

Годовой объем судоремонта (ТЕ), нормо-часы:

- базовый вариант – 110

- внедряемый – 70

Стоимость 1 нормо-часа ремонтных работ (НЧ), грн – 20.

Норматив расхода масла ( в % к количеству дизельного топлива) – 2

Цены на ГСМ, грн. / т :

- дизельное топливо – 2500

- масло – 8000

Годовая норма амортизационных отчислений, % – 24

Ставка налога на прибыль, % - 25

2.2 Расчет капитальных затрат (К)

Стоимость оборудования, включая транспортные расходы и стоимость таможенного оформления – 480тыс.грн.

Стоимость демонтажа устаревшего оборудования – 4,5тыс.грн.

Стоимость монтажных работ по установке двух ВДГ – 7,5тыс.грн.

Прочие расходы, связанные с вводом оборудования в эксплуатацию - 1,2тыс.грн.

К = 480+ 4,5 + 7,5 + 1,2 = 493,2тыс.грн.

2.3 Расчет изменяющихся статей текущих затрат

Расходы на ремонт ВДГ (Зрем):

Зрем = НЧ * ТЕ

Зрем баз. =20*110 = 2,2 тыс.грн.

Зрем баз. =20 * 70 = 1,4 тыс.грн.

Расходы на топливо по базовому и внедряемому вариантах рассчитываются по формуле (2):

Зт.баз. =3 * (200*2,2 + 38*0,5 + 12*1,2) = 2,5 * 473,4 = 1183,5 тыс.грн.

Зт.вн. =3 * (200*1,14 + 38*0,26 + 12*0,62) = 2,5 * 245,3 = 613,3 тыс.грн.

Расходы на смазочные материалы определяются по нормативу от количества дизельного топлива и цене за 1т:

Зм.баз. =8 * 473,4 * 0,02 = 75,7 тыс.грн.

Зм.баз. =8 * 245,3 * 0,02 = 39,2 тыс.грн.

Изменяющиеся статьи текущих затрат, тыс.грн.

Таблица 4.1

Статьи затрат Базовый Вариант Внедряемый вариант Отклонение (+ ; -)
Стоимость дизельного топлива 1183,5 613,3 - 570,2
Стоимость смазочных материалов 75,7 39,2 - 36,5
Расходы на ремонт оборудования 2,2 1,4 - 0,8
Всего затрат по изменяющимся статьям 1261,4 653,9 - 607,5

2.4 Расчет срока окупаемости капитальных (инвестиционных) затрат

Срок окупаемости капитальных затрат рассчитывается по формуле (9).

Инвестиционная прибыль будет формироваться за счет суммарной экономии изменяющихся статей текущих затрат, связанных с внедрением предлагаемого технического мероприятия. Чистая инвестиционная прибыль определяется по формуле (8):

ЧП = 607,5 * (1-0,25) = 455,6 тыс.грн.

Элементами возвратного денежного потока, кроме чистой инвестиционной прибыли, являются амортизационные отчисления (АО), рассчитываемые по формуле (7):

АО = 493,2 * 0,24 = 118,4 тыс.грн.

Определяем годовую сумму денежного потока (ДП):

ДП = 455,6 тыс.грн. + 118,4 тыс.грн. = 574 тыс.грн.

ПО = 493,2 / 574 = 11 месяцев

Инвестиционные средства, вложенные в реализацию предлагаемого технического мероприятия, окупятся в течение 11 месяцев эксплуатации. Несмотря на высокую капиталоемкость проекта, его можно рекомендовать к внедрению, так как будет получена значительная экономия затрат на приобретение ГСМ и ремонт.

  1. Нормативные данные для расчета экономической эффективности внедрения технических мероприятий.

При проведении расчетов экономической эффективности разработанных технических проектов студентам-дипломникам рекомендуется пользоваться приведенными ниже нормативными данными, а также отчетными и плановыми технико-экономическими показателями производственно-хозяйственной деятельности судоремонтных и морских компаний.

Для определения стоимости нового судового энергетического оборудования рекомендуется применять норматив удельной стоимости на 1 квт мощности – 900-1000 грн.

Стоимость монтажных и пусконаладочных работ составляет 5-15% от заводской цены оборудования.

Транспортные расходы по доставке оборудования в район работ морским путем- 150грн. за 1 т груза.

Стоимость 1 нормо-часа судоремонтных работ – 20грн. (без стоимости материалов).

Наши рекомендации