Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Экономическое содержание цены. Виды цен. По­литика ценообразования в Республике Беларусь. Го­сударственное регулирование цен. Состав цены по элементам. Формирование отпускной цены организа­ции. Налоги, включаемые в цену: налог на добавлен­ную стоимость, акциз. Обоснование цены в организации. Методы цено­образования.

Практическое занятие №17

Расчет отпускной цены продукции организации за­тратным методом.

Практическое занятие № 18

Расчет отпускной цены продукции организации другими методами. Обоснование цены продукции ор­ганизации на основе безубыточности производства.

Методические рекомендации по решению задач

Изучение теоретического материала заканчивается практическими работами. Для выполнения практических работ изучите методику расчета отпускной цены и стоимости продукции, выручки от реализации, прибыли и рентабельности, распределения прибыли. При выполнении практических работ используйте методические рекомендации по решению задач.

СХЕМА СТРУКТУРЫ ЦЕНЫ

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

Расчет цены осуществляют различными методами.

Расчет цен на основе метода предельных издержек базируется на анализе себестоимости, При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высо­кой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Например, предприниматель, имеющий частное маршрутное такси, осу­ществляет перевозки пассажиров по определенному маршруту по тарифу 3,5 руб. Однажды, собрав несколько пассажиров, он отъезжает, но вдруг ви­дит человека, бегущего к такси. Притормозив, он дает ему возможность войти и просит оплатить проезд. Пассажир заявляет: «Я плачу вам 1 руб., и это более чем достаточно. Вы готовы были уехать без меня, значит, вы, покрыли все ваши расходы. Единственное неудобство, которое я вам причинил — это то, что отнял у вас немного времени, немного износил одно из сидений и, воз­можно, немного увеличил расходы на уборку. Если вам не подходит моя плата, я выйду, а вы потеряете 1 руб.».

Модель цены на основе переменных (прямых) издержек

Ц= Ипер+ Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

где Ипер – переменные издержки на единицу продукции, р.;

Н – косвенные налоги, р.

К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточностии обеспечения целевой прибыли.Фирма стремится установить цену на свои товар на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

Пример. Предположим, что валовые издержки фирмы 9 млн. руб. Расчеты пока­зали, что для обеспечения безубыточности, то есть покрытия всех вало­вых издержек, фирма должна продать как минимум 600 тыс. шт. товара. В таком случае цена товара составит 15рублей (9млн/600 000 = 15). Если предприятие стремится к получению валовой прибыли в размере 2 млн. руб., то при цене в 15 руб. ему надо продать 800 тыс. шт. товара, но в этом случае увеличатся переменные расходы (например, на 1 млн. руб.) на до­полнительные 200 тыс. шт. I(9 млн. + 1 млн. + 2 млн.) /800 000 = 15руб.).

Графическое определение точки безубыточности (ТБ) дано на рис.1.

Точку безубыточности можно также найти аналитическим методом по фор­муле:

ТБ = Постоянные издержки/Валовая прибыль.

Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то исполь­зуют расширенный вариант формулы безубыточности:

ТБ = Постоянные издержки : [(S ∙ р)а + (S ∙ P)b + (S ∙ P)c + (S ∙ P)d],

где S — процент общего объема продаж для каждого товара (A,B,C,D);

Р – валовая прибыль.

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

300 600 900

Рисунок 1 - Определение точки безубыточности

Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и оп­ределить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Например, фирма предполагает годовой объем производства нового из­делия 40 000 шт. Переменные затраты, на единицу изделия — 30 руб., по­стоянные — 20 руб. Проект по выпуску нового изделия потребует дополни­тельного финансирования (кредита) в размере 1 млн. руб., величина которого будет погашаться за счет прибыли при 20% годовых. Какова должна быть цена нового изделия?

Суммарные затраты на производство единицы продукции 30 + 20 = 50 руб. Минимальная прибыль, чтобы покрыть кредитные средства, должна составлять (1 000 000/0,2) : 40 000 = 5 руб. (не ниже). Предполагаемая цена нового изделия составит 55 руб. (50 + 5 = 55).

Модель цены на основе рентабельности инвестиций

Ц= Ипер + Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

где Ипост – сумма постоянных издержек, р.;

% кредит – сумма процентов по банковскому кредиту, р.;

N – количество продукции, для выпуска которого нужны дополнительные инвестиции

Балловый метод формирования цены:

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru = Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

где Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru - количество баллов, поставленное экспертной комиссией по базовому и новому изделию;

m- показатель качества;

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru - количество баллов с учетом коэффициента весомости;

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru – коэффициент весомости i-го

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru = Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

3. Цбалла= Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru или Цбалла= Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

Цн= Цбалла Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru – Цн- Цбалла Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

Метод удельной цены

Цу= Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru

Цн= Цу Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Хн

где Цб­ – цена базового изделия, р.;

Цн – цена нового изделия, р.

Метод скользящей цены

Цск= Цо Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru Кск

Кск = Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru ,

где Цо – базовая цена, р.;

Кск – коэффициент скольжения;

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru , Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru - доля наиболее значительных статей затрат в цене, в долях единицы;

Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru – доля неизменяемых статей затрат, в долях единицы ( Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru + Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru + Тема 3.4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ - student2.ru )=1;

А, Ао,В, Во – абсолютные величины наиболее значительных статей затрат в моменты

ЛИТЕРАТУРА: [1, с.218–227];

[2, с. 283–295];

[4, с.369–377].

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Опишите сущность и функции цены.

2. Назовите этапы формирования цен на продукцию.

3. Назовите методы государственного регулирования ценообразо­вания.

4. Перечислите направления ценовой политики Республики Беларусь в настоящее время.

5. Перечислите права, существующие в области ценообразования.

6. Перечислите цели, преследуемые при расчёте цены на продукцию (работы, услуги).

7. Объясните, как определяется отпускная цена организации, оптовая цена организации, рыночная цена продукции, балансовая прибыль, рентабельность продукции.

Наши рекомендации