Равновесие рынка с асимметричной информацией
Неполнота информации является широко распространенным признаком экономической жизни, оказывающим существенное влияние на условия и особенности функционирования рынков. Наибольшее воздействие на поведение экономических субъектов и функционирование рынков оказывает такой тип неполной информации, как асимметричная информация. Именно полная информированность участников рыночного процесса обеспечивает рациональный выбор каждого экономического субъекта и способствует оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальность далека от идеальных условий. В силу того, что получение информации всегда сопряжено с альтернативными издержками, сама информация из-за своей недолговечности не всегда надежна и не всякий экономический субъект обладает достаточными знаниями и навыками, позволяющими ему адекватно использовать необходимую информацию, асимметричность информации практически всегда существует и создает для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления неинформированностью других.
Основы теории рынков с асимметричной информацией были изложены в статье Дж. Акерлофа «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм» (1970), показавшего значение этой теории для анализа различных рынков. Конструируя модель распределения информации на рынке, Акерлоф взял за пример рынок подержанных автомобилей (на сленге плохие автомобили именуются «лимонами»).
Для рассмотрения особенностей формирования спроса и предложения, а также установления равновесия на рынке с асимметричной информацией допускаются следующие предпосылки анализа:
- существуют четкие градации качества товара (в нашем примере высокое и низкое);
- полной информацией о качестве продаваемых единиц товара обладает только продавец, покупатель оценивает качество товара с некоторой долей вероятности;
- структура предложения товара изначально фиксирована (на рынке продаются 50% «слив» (автомобили хорошего качества) и 50% «лимонов» (автомобили плохого качества)).
Поскольку покупатель знает только доли товаров wm каждого уровня, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр, цена спроса будет формироваться как средняя из цен спроса товаров различного качества, взвешенная по рыночным объемам предложения (wm) товаров различного качества. В этом случае удобно использовать обратную функцию спроса – Pd(Q,µ), которая в условиях асимметрии информации влияет на рыночную цену Рd(Q) следующим образом:
(20.1)
Исходя из предположения о равных долях предложенных на рынке автомобилей хорошего и плохого качества, начальная цена спроса выглядит следующим образом Pd1=0,5Pсл+0,5Pлим. Графически кривая спроса Qd50%сл50%лим (для случая, когда на рынке продаются равные количества автомобилей хорошего и плохого качества) лежит строго между кривыми Qdсл и Qdлим (рис. 20.1).
Рис. 20.1. Формирование спроса на товар неизвестного качества.
Такая ситуация может не устроить часть продавцов «слив» и они откажутся их продавать, но обладателей «лимонов» она наоборот, подтолкнет к продаже автомобилей. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится до 25%, а плохих – возрастет до 75%. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится. Цена спроса теперь будет равна средней из прежней цены спроса(Pd1) и цены «лимонов» (Pлим): Pd2=0,5(0,5Pсл+0,5Pлим)+0,5 Pлим=0,25 Pсл +0,75 Pлим . Новая кривая рыночного спроса Qd25%сл75%лим будет лежать строго между кривыми Qd50%сл50%лим и Qdлим. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев «слив» отказаться от продажи, рыночная доля хороших автомобилей еще снизится, снизится цена спроса и т.д. В конце концов, хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка. В этом случае кривая рыночного спроса совпадет с кривой спроса на «лимоны»: Qdлим= Qd0%сл100%лим.
В отличие от покупателей, продавцы различают единицы товара с разными градациями качества, поэтому для каждой градации устанавливается своя функция предложения (рис.19.2). Поскольку все единицы продаются по одной и той же цене, общий рыночный объем предложения товара при каждом возможном уровне цены представляет собой сумму объемов, предлагаемых по данной цене, по всем градациям:
, (20.2)
т.е. кривая рыночного предложения QS(P) будет представлять собой сумму кривых предложения автомобилей соответствующих градаций качества QS(P,μ).
Рис. 20.2. Объем и структура предложения товара неизвестного качества.
Так как на рассматриваемом рынке структура предложения зависит от цены, долю общего объема предложения, приходящегося на каждую градацию качества, можно выразить следующим образом:
(20.3)
Каждая отдельно взятая кривая спроса определяется фиксированной структурой предложения. В свою очередь, структура предложения зависит от цены. Таким образом, равновесие на рассматриваемом рынке характеризуется тем, что при установившейся цене кривая спроса соответствует структуре предложения, а объем спроса равен объему предложения. Равновесная цена, объем и структура продаж должны удовлетворять системе уравнений:
,
, (20.4)
Характер равновесия, устанавливающегося на рынке товара с асимметричной информацией о качестве, зависит от степени различия между градациями качества.
Если дифференциация качества между градациями относительно невелика (рис. 20.3а), устанавливается равновесие, при котором на рынке будут продаваться обе градации качества. Здесь кривая Qd показывает спрос при равновесной структуре продаж. В точке равновесия E будет выполняться равенство
Рис. 20.3. Типы равновесия на рынках с асимметричной информацией.
При большой дифференциации (рис. 20.3б) хороший товар полностью вытесняется плохим – имеет место так называемый эффект «лимонов». Рыночное равновесие установится в точке пересечения кривой рыночного спроса (Qd=Qdлим) и рыночного предложения(Qs). Равновесное количество продаж будет представлено только «лимонами» (Qe=Qлим). Наконец, низкокачественный товар может оказаться настолько плохим, что при любой величине его предложения цена спроса на него ниже цены предложения (рис. 20.3в), и сделки таком рынке не состоятся вовсе.
Асимметрия информации о качестве способна разрушить рынок. Если бы существовали отдельные рынки для товаров низкого и высокого качества, то потребители имели бы возможность сделать выбор между «сливами» и «лимонами»: одни предпочли бы купить за меньшую цену более плохой автомобиль, другие – хороший за более высокую цену. Это привело бы к общественно эффективному результату: все выгоды торговли были бы реализованы. Однако, в условиях асимметрии информации, из-за невозможности определить качественные характеристики автомобилей, под влиянием снижения рыночной цены продавцы высококачественных товаров уходят с рынка, оставляя только неблагоприятный выбор низкокачественных товаров. Необходимо отметить, что если бы и у продавцов не было возможности точно определить качественные характеристики продаваемых машин (качество они определяли лишь статистически), несмотря на несовершенство информации, рыночные сделки состоялись бы и, более того, было бы достигнуто Парето-оптимальное равновесие. Отсюда вывод: именно асимметричная информация (а не неполная) приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Данное замечание подтверждает нижеприведенный цифровой пример.
Пусть максимальная готовность покупателей платить за плохой автомобиль составляет 120 руб., а за хороший – 400 руб. Продавцы, в свою очередь, готовы продать плохой автомобиль за 100 руб., а хороший – за 300 руб. На рынке представлено по 50 автомобилей каждого вида.
В случае совершенной информации возникнут два отдельных рынка. На первом равновесная цена установится в интервале от 100 руб. до 120 руб., на втором – в интервале от 300 руб. до 400. руб. На рынке будут проданы все 100 автомобилей.
В случае несовершенной, но симметричной информации (предположим, что вероятность, что выбранный наугад автомобиль хорошего качества равна 0,5) покупатель готов заплатить за автомобиль Pd=0,5×120+0,5×400=260 руб., продавец в свою очередь готов продать свой автомобиль по цене Ps=0,5×100+0,5×300=200 руб. Цена установится в интервале от 200 до 260 руб., объем продаж при этом составит 100 автомобилей.
В случае асимметричной информации (качество автомобилей известно лишь продавцам) при готовности покупателя платить 260 руб., на рынке будут предложены лишь плохие автомобили, поскольку владельцы хороших машин не станут их продавать менее, чем за 300 руб. Объем продаж составит 50 автомобилей.