КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 4 Составитель – ассистент А.А. Охалина
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. Слова с орфограммами располагайте в столбик или в таблицу.
Образец выполнения: снова (в наречии пишется суффикс а, т.к. есть приставка с).
Пунктограммы комментируйте в сносках после текста.
Образец выполнения:Вы, верно, (1) недавно на Кавказе? 1.Запятые выделяют вводное слово.
Д…виш…ся др…гоце…ости нашего языка что (не, ни) звук то подарок все зернисто крупно как сам жемчуг и право иное название драгоценнее самой вещи. В нем все тоны и оттенки все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мя…ких он бе…пр…делен и может живой как жизнь обог…щат…ся ежеминутно почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно(библейского) а с другой стороны выб…рая на выбор меткие названия из бе…числе…ых своих наречий, ра…ыпа…ых по нашим провинциям имея возможность таким образом в одной и той(же) речи восходить до высоты (не)доступной (не, ни)какому другому языку и опускаться до простоты ощутительной осязанию (не)понятливейшего человека язык который сам по себе уже поэт. (Н.В. Гоголь.)
Задание 2. Выпишите из «Орфоэпического словаря» 10 слов, которые не имеют вариантов ударения (например, нефтепровод); 10 слов, которые имеют равноправные варианты ударения (например, кета – кета).
При работе над заданиями 2, 3 (орфоэпические нормы) целесообразно использовать «Орфоэпический словарь» под редакцией Р.И. Аванесова, в котором четко разграничивается нормативное и допустимое употребление слов.
Задание 3. Выпишите из «Орфоэпического словаря»10 иноязычных слов, в которых рекомендуется произносить твердый согласный перед буквой е (например, модерн [дэ]); 10 иноязычных слов, в которых следует произносить мягкий согласный (например, термин [те]).
Задание 4. Составьте предложения или словосочетания с паронимами, объясните разницу в значении слов.При затруднении обращайтесь к «Словарю паронимов».
Образец выполнения:обвинительный – обвинительский.Обвинительный – содержащий в себе обвинение, выражающий осуждение. Обвинительный приговор.Обвинительский – принадлежащий обвинителю, относящийся к нему. Обвинительские слова.
Болотистый – болотный, терпение – терпеливость, отрешение – отречение, апробировать – опробовать, выборный – выборочный.
Задание 5. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа, укажите наличие вариантов.
Образец выполнения:цех – -и, -а
Бухгалтер, директор, инженер, профессор, слесарь, торт, порт, шофер, хлеб.
Задание 6. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, укажите наличие вариантов.
Образец выполнения:томаты – томатов.
Апельсины, яблоки, граммы, килограммы, комментарии, туфли, армяне, грузины, татары, джинсы, солдаты, макароны.
Задание 7. Поставьте слова в скобках в нужной форме (при необходимости используйте предлоги).
Образец выполнения: несведущий (арифметика) – несведущий в арифметике.
Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), отзыв (курсовая работа), заведующий (отдел), ждать (автобус), выпить (молоко).
Задание 8.Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки.
Образец выполнения:Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.
Правильно: Когда я вошел в воду, у меня все тело покрылось мурашками. (Нарушена грам. норма: ошибка в употреблении деепричастного оборота.)
1. В этом вам поможет беспрецедентный комплекс из двух медицинских препаратов. 2. Введение другой валюты пагубно для обоих стран. 3. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 4. Генеральный прокурор на голову чище тех, кто сегодня пытается бросить в него камень. 5. Стоимость этой книги составляет до девяносто рублей. 6. Например, для Фамусова идеальным женихом для его дочери является Скалозуб. 7. Двое подруг записались на шейпинг.
Задание 9.Изложите данный текст в научном стиле, используя приведенные ниже опорные понятия.
При выполнении задания необходимо обратиться к учебным пособиям по культуре речи, в которых содержатся примеры составления текстов различных стилей.
Во многих семьях теперь с детьми обращаются плохо – бьют, издеваются, покормить забывают, а иногда и не хотят. Вроде бы говорят на всех углах, что общество должно быть гуманным, что надо быть добрее, что надо с детьми по -доброму обращаться, а все равно в семье по старинке действуют. Милиция говорит, что каждый год родители бьют что-то вроде 2 миллиона детишек до 14 лет. Естественно, что дети, спасаясь от битья, бегут из дома (50 тысяч в бегах, а половину из них милиция разыскивает).
Конечно же, битье до добра не доводит: кто-то затравленным становится, кто сам на других зло срывает, кто в истерику впадает, кому и увечья достаются, а потом – когда вырастут – тоже своих детей лупить начинают. Другого ведь воспитания не видели, своим же родителям и подражают.
За границей уже давно с такими семьями работают и специальные приемы создали, а у нас еще мало успехов, да и не все, что там придумали, здесь можно применить. Что мешает? Наверное, образ мыслей, традиции, привычки наши.
Нужно, конечно же, социальным работникам этим заниматься. Чем скорее, тем лучше. И успевать в первую очередь самим детишкам помогать, а потом и родителям объяснять, чтобы они поняли, что так с детьми обращаться нельзя, что как-то по-другому нужно отношения в семье устраивать.
Опорные понятия: актуальность, проблема, источники информации, имеющийся опыт, задачи профессиональной деятельности.
Задание 10. Составьте текст заявления с просьбой разрешить академический отпуск, резюме для поступления на работу, доверенность. Каждый документ должен быть оформлен на отдельной странице в соответствии с общепринятыми нормами официально-делового стиля.