Факторы, которые влияют на валютный курс
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует.Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону — повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости.Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента.Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос — совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежнымрынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместногоравновесия.Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменения условийравновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия, исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.
34 Совокупное предложение – совокупность всех товаров и услуг, предложенных к продаже в нац. Экономике. Ценовой фактор: чем выше цена, тем выше предложение. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объёма производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг. Горизонтальный участок (на этом этапе доходы населения не велики, но развитие экономики требует увеличение нац. Дохода, это возможно только при увеличении пр-ва и сдерживания уровня цен. Промежуточный участок ( параллельно увеличению доходов предприятия пр-дит увеличение доходов населения, что позволяет предприятиям не только увеличивать объёмы пр-ва, но и розничную цену. Вертикальный (кейсианский) участок (цена продолжает расти, доходы граждан растут, но объёмы пр-ва уже не увеличиваются, т.к. экономика работает уже на пределе и может возникнуть кризис перепроизводства.
Неценовые факторы:
· Цены на ресурсы (чем выше цены на ресурсы, тем ниже предложение, цены на ресурсы регулируются долгосрочными контрактами).
· Производительность (чем выше, тем выше предложение;).
· Государственная политика (налоги, законодательство; оно может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержки и совокупное предложение сокращается, а если налоги снижаются, сокращаются издержки и совокупное предложение возрастает. Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения).
· Изменения цен на ресурсы:
· а) наличие внутренних ресурсов (земля, капитал, труд, предпри-нимательские способности);
· цены на импортные ресурсы;
· господство на рынке.
· Изменения в производительности.
· Изменения правовых норм:
· а) налоги с предприятий и субсидии;
· б) государственное регулирование.
40. МУЛЬТИПЛИКАТОР- коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Рост инвестиций вызывает увеличение дохода, причем на величину большую, чем прирост инвестиций. Денежный мультипликатор = М2 (денежная масса) / Денежная база.
Инфляционный разрыв наступает тогда, когда инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.
Дефляционный разрывнаступает тогда, когда.сбережения, соответствующие уровни полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.
52Деньги- это разновидность имущества экономических субъектов. От других видов имущества они отличаются двумя характерными свойствами: во-первых, деньги можно моментально и без издержек трансформировать в любое другое благо ,а во-вторых, при постоянном уровне цен деньги либо вовсе не приносят дохода, либо их доходность существенно ниже, чем других разновидностей имущества. Функции денег.средствo платежа, счета и сохранения ценности. Средство платежа. Деньги служат общепризнанным платежным средством при обмене благ и кредитных отношениях.
В современной экономике платежи осуществляют тремя способами: 1) путем передачи денежных знаков; 2) посредством записей на счетах в банках; 3) с помощью документов, удостоверяющих задолженность одного лица другому. Средство сохранения ценности.эту функцию обычно более успешно выполняют такие виды имущества - облигации, акции, недвижимость и пр. Высокая ликвидность денег компенсирует их бездоходность. В современной экономике с глубоким разделением труда наибольшее значение имеет способность денег служить средством платежа, чем сохранять ценность. Средство счета. В данном случае деньги являются мерой ценности благ, в них выражаются цены товаров.В условиях высокой инфляции функция средства счета переходит от обесценивающихся отечественных денег к наиболее устойчивой иностранной валюте, и тогда в магазинах появляются цены, выраженные в «условных единицах» такой валюты. Для выполнения функции средства счета деньги используются в качестве абстрактного понятия - условной счетной единицы, тогда как для реализации двух других функций они должны существовать в определенной «вещественной» форме Фидуциарные деньги— средства обращения, не имеющие внутренней стоимости; в частности — бумажные деньги, не обеспеченные запасом благородных металлов.Основой, на которой фидуциарные деньги должны функционировать как платёжное средство является, в конечном счёте, государственный закон, указание принимать их по номиналу.
51 Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцом в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором соединяются доли численности и доходов населения. В случае равного распределения каждая группа населения имеет доход, пропорциональный своей численности. В случае полного неравенства (когда лишь один член общества имеет доход) кривая сначала «прилипает» к оси абсцисс, а потом из точки (1;0) «взмывает» к точке (1;1). Кривая Лоренца заключена между кривыми равенства и неравенства. Кривые Лоренца применяют для распределений не только доходов, но и имущества домохозяйств, долей рынка для фирм в отрасли, природных ресурсов по государствам. Встретить кривую Лоренца можно и за пределами экономической науки. Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини». Размер дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между «потреблением» и «сбережением» доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономич. процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономич. процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных «рецептов» управления ею, а в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации. Таким фактором является пропорция, в которой рядовой доходополучатель решает разделить свой доход между потреблением и сбережением. Склонить его к принятию оптимального для общества решения — такова порой «сверхзадача» механизма регулирования рыночной экономики в конкретной ситуации. Следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что такое «социальная политика». Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
53Креди́т— общественные отношения, возникающие между субъектами экономич. отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита, займе, лизинге, факторинге и т. д.; движение платежных средств на началах возвратности.Сущностькредита:Возникнов. кредита как особой формы стоимостных отношений происходит тогда, когда стоимость, высвободившаяся у одного экономического субъекта, какое-то время не вступает в новый воспроизводств. цикл. Благодаря кредиту она переходит от субъекта, не использующего её (кредитор), к другому субъекту, испытывающему потребность в дополнительных средствах (заёмщик).Функции кредита: перераспределительная; создания кредитных орудий обращения, воспроизводственная и стимулирующая. Благодаря перераспределительной функции происходит перераспределение временно высвободившейся стоимости. Перераспределение идёт на условиях возврата стоимости.Функция создания кредитных орудий обращения связана с возникновением банковской системы. Благодаря возможности хранения денежных средств на счетах в банках, развитию безналичных расчётов, зачёту взаимных обязательств, появились кредитные средства обращения и платежа.Стимулирующая функция кредита проявляется в возможности развития производства без наличия собственных денежных средств. Благодаря кредиту предприятия получают мощный стимул для дальнейшего развития.Формы кредита:товарная, денежная и смешанная.Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. В современных условиях товарной формой кредита является поставка товаров с отсрочкой оплаты , продажа в рассрочку, аренда (прокат) имущества, лизинг оборудования, товарная ссуда, некоторые варианты ответственного хранения. В ряде случаев возвращать надлежит то же самое или аналогичное имущество с дополнит.оплатой или без таковой. Если возвращать надлежит денежный эквивалент товара, полученного в кредит, то получается смешанная форма кредита.Денежная форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег. В денежной форме кредита нет эквивалентного товарно-денежного обмена, а есть передача стоимости во временное пользование с условием возврата через определённое время и, как правило, с уплатой процентов за пользование ей.
54. Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали – отношения подчинения между Центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями – коммерческими и специализирован.банками; по горизонтали – отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова центральным только для двух категорий клиентов – коммерческих и специализированных банков и правительственных структур.Для центрального банка страны характерен ряд основных функций: Эмиссионная функция—одна из наиболее важных функций центрального банка. Банкнотная эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств. Функция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк, являющийся членом национальной кредитной системы, обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Кредитование коммерческих банков Менее характерно для развитой рыночной экономики, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.Безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств, т.е. клиринги, являются важной функцией центральных банков. В ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Коммерческие банки - основное звено двухуровневой банковской системы.Основнымифункциями коммерческих банков являются: привлечение временно свободных денежных средств; предоставление ссуд; осуществление денежных расчетов н платежей в хозяйстве; выпуск кредитных средств обращения; консультирование и предоставление экономической и финансовой информации.Денежный мультипликатор- числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор рассчитывается как отношение денежной массы к денежной базе.
55ДЕНЕЖНАЯ БАЗА - это сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном банке в качестве обязательных резервов. С помощью этих денег Центральный банк выполняет свои обязательства перед коммерческими банками и государственными органами.
СЕНЬОРАЖ.Прибыль, получаемая властями от выпуска денег. Первоначально данный термин относился к прибыли от выпуска в обращение монеты, нарицательная стоимость которой была выше, чем затраты на ее производство. В наши дни сеньораж относится к способности правительства получать товары и услуги в обмен на вновь напечатанные деньги. Денежная масса– это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которые обеспечивают обращение товаров и услуг в народном хозяйстве любой страны и которые имеют частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации, частные фирмы) и государство. Структура денежной массы состоит из активной части (денежные средства, непосредственно обслуживающие хозяйственную деятельность) и пассивной части (денежные накопления, остатки на счетах, т.е. потенциальные расчетные средства).Доля в денежной массе низка, а основная часть сделок между предприятиями и в розничной торговле совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. Денежная масса включает в себя такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. К ним относятся денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах и коммерческих банках, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов и т.п. Перечисленные компоненты денежной массы объединены под общим названием “квази-деньги”
56Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет политику Центральный банк.Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Ста́вкарефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Обычно под ставкой рефинансирования подразумевают ставку кредитования на одну ночь, размер которой наибольший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки.Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями, а также является одним из методов антиинфляционной политики.
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ - купля-продажа ценных бумаг (иногда иностранной валюты) центральным банком страны с целью расширения или сокращения предложения денег.Проведение операций на открытом рынке преследует следующие цели: 1) сокращение или увеличение объемов избыточных резервов банков (коммерческих банков) и воздействие таким образом на их кредитный потенциал; 2)влияние на уровень процентных ставок через величину избыточных банковских резервов; 3)обеспечение упорядоченного рынка для правительственных ценных бумаг; 4) влияние на рынок векселей и коммерческих бумаг; 5) влияние на валютные рынки и международные рынки капиталов через изменение процентных ставок.Норма обязательных резервов —- установленная законом строго определенная доля обязательств коммерческого банка по привлеченным им вкладам, которую банк должен держать в резерве, т.е. не использовать в качестве ссуд. Все коммерческие банки должны иметь так называемые обязательные резервы. Эти резервы могут храниться в центральном банке либо в самом коммерческом банке в виде кассовой наличности. Абсолютная величина этих резервов зависит от суммы бессрочных вкладов и от нормы обязательных резервов, установленной центральным банком. Посредством манипулирования резервной нормой центральный банк может влиять на способность коммерческих банков к кредиту, следовательно, на иззменение денежной массы в обращении.
57 Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Структура бюджетной системы в странах с унитарным устройством имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет, а с федеральным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеет промежуточные звенья – бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов федерации. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределения налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества. К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства целевого назначения, хотя по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета.Через бюджетную систему реализуются функции бюджета – распределительная и контрольная.Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств через формирование и использование их для финансирования хозяйств, специальной политики, развитие науки, культуры, образования, обороны страны и государственного управления.Контрольная функция – это обеспечение правильности формирования денежных средств государства и использование их по целевому назначению. Осуществляют ее налоговые инспекции, налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.Структура бюджетных расходов и доходов:
Расходная часть:Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40‑50 %;
Затраты на хозяйственные нужды: – 10‑12 %;
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних, служебных и займы иностранным государствам – 10‑12 %;
Административно-управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие – 5‑10 %;
Платежи по государственному долгу – 7‑8 %.
Доходная часть:
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) – 75‑85 %;
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли – 5‑8 %;
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы – 10‑12 %.
ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - превышение государственных расходов какой-либо страны над государственными доходами.любой дефицит государственного бюджета необходимо каким-то образом финансировать, поскольку невозможно расходовать финансовые ресурсы, когда отсутствуют источники их финансирования. В мировой практике существуют два главных источника финансирования такого дефицита: а) эмиссия денег, которая если ее использовать постоянно, приводит к инфляции; б) займы, подразделяющиеся на внутренние, когда государство занимает деньги у резидентов своей страны, и внешние, если государство занимает деньги у нерезидентов.на различных стадиях экономического развития стран причин образования бюджетного дефицита достаточно много, и они различны у различных государств. Как правило, конкретными причинами отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть: кризисные явления в экономике; неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайные обстоятельства; милитаризация экономики в мирное время; осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры и др.;
58Принцип справедливости:предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. Принцип простоты и доступность , для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим. Точное соблюдение теоретич. принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.
Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40-45%.Налоговое бремя налогоплательщика = Сумма начисленных налоговых платежей/Совокупный доход.Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства. Снижение налогового бремени позволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату, что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. . Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения, Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов, вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.КриваяЛаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.
При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.
60 дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета (разность между поступлениями и доходами и отчислениями и расходами) в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. .Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:• изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Изменение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;
• осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение безработных работой; • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда
Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Основным инструментом служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, пропорциональный подоходный налог, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики.
59Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[источник не указан 285 дней] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних[источник не указан 285 дней]. Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[1]: Внутренний— задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований. В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется. Дефо́лт — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств. Виды дефолтов
виды дефолтов: просто дефолт (банкротство) и технический дефолт. Дефолт (банкротство) Обычный дефолт обозначает невозможность выполнения заемщиком своих обязательств. Это означает банкротство заемщика. Если это компания, то назначается арбитражный управляющий, который определяет дальнейшие шаги (продажа компании целиком, продажа компании по частям и т. д.). Если дефолт объявляет физическое лицо, действия по отношению к такому заемщику после объявления дефолта регулируются национальным законодательством, но чаще всего обычные люди защищаются законом. Если дефолт объявляет государство, то долги и споры подлежат урегулированию на международном уровне. Технический дефолт — это ситуация, когда заёмщик не выполняет условия договора займа, но физически он этот договор может выполнить в будущем. Невыполнение условий договора может подразумевать как отказ платить проценты или основную часть долга, так и отказ предоставить необходимые документы (например годовой отчёт) или любое другое нарушение пункта договора займа. Тогда заёмщик может объявить технический дефолт кредитору. Довольно часто технический дефолт не приводит к банкротству заёмщика.
62Теории мировой торговли.С XVI—XVIII вв., когда мировое хозяйство стало превращаться во взаимосвязанный механизм, лучшие экономисты начали анализ факторов и причин развития мировой торговли: какие выгоды и при каких условиях получает страна от мировой торговли и как должны «правильно» вести себя страны на мировом рынке (какие товары они должны экспортировать, какие — импортировать).Меркантилисты- представляли господствующую экономическую теорию в XVI-XVIII вв. Наиболее яркие представители меркантилизма — купцы Томас Мен (Англия) и Антуан Монкретьен (Франция) считали, что государство обязано регулировать международную торговлю. Они считали богатством только золото и серебро. Поэтому главной задачей государства становилось привлечение богатства (т. е. золота и серебра) в страну: экономически оправданным считали только экспорт и призывали к ограничению импорта: это позволяло стране сохранить и увеличить золотовалютный запас.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита была полным отрицанием воззрений меркантилистов. А. Смит считал, что богатство страны зависит не от наличия серебра и золота, а от грамотного участия в международном разделении труда. Каждая страна должна специализироваться на товаре, в производстве которого она обладает абсолютным преимуществом. То есть целесообразно импортировать только те товары, по которым издержки производства выше, а экспортировать только те товары, по которым издержки производства ниже.
Давид Риккардо — удачный бизнес и экономическая теория.Теория относительных преимуществ Давида Риккардо «открывала» возможности для любой страны, даже если у нее нет абсолютных преимуществ ни по одному товару, участвовать в международной торговле. Каждая страна должна специализироваться на производстве товара, имеющего на ее территории максимальную эффективность по сравнению с другими.
Итак, каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя им в обмен на другие товары, производимые на других территориях; т. е. международная торговля выгодна всем участникам — любая страна получает товары по более низкой цене, чем она могла бы их производить сама.
66 Платежный баланс – наиболее распространенный вид баланса международных расчетов. Он в наибольшей степени отражает внешнеэкономические связи страны. Платежный баланс – это выраженное в национальной валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу за определенный период времени (год, квартал, месяц).платежный баланс - это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительством) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года). При составлении платежного баланса все участники международных сделок делятся на две категории - резидентов и нерезидентов.
Факторы, влияющие на платежный баланс
1. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.
2. Циклические колебания экономики.
3. Рост заграничных государственных расходов.
Тяжелым бременем для ПБ являются внешние правительственные расходы, которые преследуют разнообразные экономические и политические цели.
4. Милитаризация экономики и военные расходы.
5. Усиление международной финансовой взаимозависимости, «бегство капитала».
6. Изменения в международной торговле, структурные сдвиги в международных экономических связях.
7. Валютно-финансовые факторы.
8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс.
Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует «бегству» капиталов за границу.
9. Чрезвычайные обстоятельства отрицательно влияют на ПБ.
61Под транснациональными корпорациямипонимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли. Деятельность ТНКосуществляется на основе международного разделения труда. При этом они используют более дешевое сырье, более емкие рынка сбыта, дешевую, достаточно квалифицированную рабочую силу. Наиболее привлекательные отрасли, связанные с научно-техническим прогрессом: электроника, электротехника, машиностроение, биотехнологии, химическая промышленность, нефтяная, фармацевтическая промышленность. Сейчас наряду с ТНК, выпускающими один вид товаров, все более появляются диверсифицированные ТНК. ТНК имеют значительные финансовые ресурсы и возможность создавать научные центры, институты. Часто размещают свои заказы в ведущих университетах мира. Это дает возможность проводить обширные исследования, создавать продукцию, не имеющую аналогов в мире. Как товар получает признание, рынок насыщается, производство товаров перемещается в дочерние предприятия. Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступаетмеждународное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компартиями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» — трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии.
Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
64Процентная ставка (англ. interestrate) — это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год). Процентная ставка — это цена денег как средства сбережения.Проценты — это доход от предоставления капитала в долг в разных формах (ссуды, кредиты), либо это доход от инвестиций производного финансового характера.
Валютный курс это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валютe. Курс валюты, как и любая другая цена, в условиях свободного рынка определяется соотношением спроса и предложения. Номинальный валютный курсустанавливается или на валютном рынке, или с помощью фиксации его государственными органами. Он применяется для осуществления текущих сделок и для расчетов по ним. Но если необходимо определить тенденции долгосрочной перспективы, то номинальный курс может быть неудобен, так как стоимость валюты, как и любого другого товара изменяется с изменением цен в стране. Поэтому также как цены товаров и другие макроэкономические показатели в целях сопоставимости переводят из текущих цен в постоянные, так и валютный курс может быть переведен в реальное измерение. Учет уровня инфляции в обеих странах позволяет перевести номинальный валютный курс в реальный. Поэтому реальный валютный курс – это номинальный курс, пересчитанный с учетом изменения уровней цен в нашей стране и за рубежом:
63.ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников. На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран.. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др. Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д. Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами.существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики. ПРОТЕКЦИОНИЗМ - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.Тарифные методы регулирования международной торговли. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.. Не тарифные методы регулирования международной торговли - количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:Индекс частотности обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.Индекс покрытия торговли. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.Индекс воздействия на цены. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений. Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры - только при определенных условиях. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики - тарифный или нетарифный - использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения.нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
факторы, которые влияют на валютный курс.
1. Темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценивание денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.
2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
3. Разница процентных ставок в разных странах. Изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу.
4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции.Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения “горячих” денег.