Перечень вопросов к зачету (экзамену)
по дисциплине «Маркетинг»
семестр V
для специальности 350700.65 «Реклама»
Кафедра Менеджмента и маркетинга в печатном деле (ММПД)
Форма контроля: экзамен
1. Определение маркетинга. Составные части маркетинга (система «6P»). Маркетинг-микс (система «4P»). Маркетинговый подход в деятельности предприятия.
2. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Микро и макросреда. Организационный дарвинизм.
3. Определение рынка. Спрос, предложение, цена. Равновесие спроса и предложения. Сдвиг кривых спроса и предложения под влиянием неценовых факторов.
4. Географические и товарные рынки. Емкость рынка. Доля рынка. Экстенсивный и интенсивный пути увеличения доли рынка.
5. Простейшая формула вычисления емкости рынка для товаров широкого потребления. Прогнозирование объемов продаж на рынке.
6. Рынок как совокупность разнородных покупателей. Сегментация рынка. Направления сегментации. Целевой рынок. Рыночное окно. Рыночная ниша. Оптимальный сегмент.
7. Позиционирование товара на рынке. Виды маркетинга по сегментации.
8. Конкуренция. Конкурентоспособность фирмы. Анализ конкуренции по М.Портеру.
9. Потребительский рынок и рынок товаров промышленного назначения. Принципы маркетинга по отношению к покупателю. Модель поведения покупателей.
10. Категории субъектов потребительского рынка. Модель факторов, определяющих поведение покупателей на потребительском рынке.
11. Факторы культурного порядка, определяющие поведение покупателей на потребительском рынке. Модель общественных классов.
12. Факторы психологического порядка, определяющие поведение покупателей на потребительском рынке. Пирамида потребностей по Маслоу. Модель «восприятие-усвоение-убеждение-отношение».
13. Факторы личного порядка, определяющие поведение покупателей на потребительском рынке. Этапы жизненного цикла семьи.
14. Факторы социального порядка, определяющие поведение покупателей на потребительском рынке. Стиль жизни, как объединение геодемографических и психографических факторов.
15. Типы предприятий-потребителей. Типы закупок от имени предприятий.
16. Комплектные горизонтальные и вертикальные продажи для предприятий-покупателей. Закупочный центр на предприятии. Участники закупочного центра.
17. Модель факторов, влияющих на поведение покупателей от имени предприятий. Экономические и личностные факторы поведения предприятий как покупателей.
18. Личные факторы поведения лиц, принимающих решение о покупках на предприятиях. Факторы межличностных отношений.
19. Факторы внешней среды, влияющие на поведение покупателей от имени предприятий. Факторы организации работы предприятия-покупателя. Процесс принятия решения о закупках.
20. Типы маркетинговых исследований. Предмет маркетинговых исследований. Этапы маркетинговых исследований по изучению потребителей (покупателей).
21. Цели маркетинговых исследований. Типы целей. Требования к целям. Генеральная совокупность и выборка.
22. Маркетинговые исследования потребителей: анализ внутренних отчетов, анализ вторичных источников информации, анализ внешних условий.
23. Методы коммуникации при маркетинговых исследованиях потребителей. Составление анкеты, типы вопросов анкеты.
24. Определение товара. Три слоя товара. Классификация товаров.
25. Бренд. Двойственная сущность бренда: бренд для производителя (продавца) и бренд для покупателя (потребителя). Марочное название. Марочный знак. Товарный знак. Авторское право.
26. Марочные политики. Примеры фирм, использующих различные марочные политики. Достоинства и недостатки различных марочных политик.
27. Упаковка. Три слоя упаковки. Сервисное обслуживание.
28. Товарный ассортимент и номенклатура. Характеристики ассортимента и номенклатуры.
29. Жизненный цикл товара. Этапы жизненного цикла товара. Характеристики этапов жизненного цикла товара.
30. Разновидности кривых жизненного цикла товара. Этапы разработки нового товара.
31. Определение цены. Этапы ценообразования. Стратегии ценообразования. Цели и задачи ценообразования. Примеры целей.
32. Эластичность спроса по цене. Формула эластичности. Типы эластичности. Взаимосвязь динамики объема продаж и эластичности.
33. Диапазоны цен, виды конкуренции, задача продавца.
34. Себестоимость. Постоянные и переменные издержки, их состав. Точка безубыточности. Целевая прибыль.
35. Целевой объем продаж в натуральном выражении при известной цене. Определение цены на основе получения целевой прибыли при известном объеме продаж в натуральном выражении.
36. Виды конкуренции с точки зрения цены и качества товара. Модель установления возможной цены. Методы установления базовой цены. Установление окончательной цены: скидки и надбавки.
37. Типы каналов распределения товаров широкого потребления и товаров производственного назначения. Комбинированный канал распределения.
38. Вертикальная маркетинговая система. Горизонтальная маркетинговая система. Типы распределения по количеству маркетинговых посредников. Формула охвата рынка. Типы торговых точек.
39. Маркетинговая логистика (товародвижение). Функции маркетинговой логистики. Управление запасами. Распределительные центры.
40. Составные части комплекса продвижения.
41. Стратегические факторы, определяющие состав комплекса продвижения.
42. Определение личной продажи. Виды деятельности торгового персонала. Этапы процесса продажи. .
43. Этапы управления торговым персоналом. Организационные структуры управления торговым персоналом. Примеры построения организационных структур на основе деятельности различных фирм.
44. Определение рекламы. Решения в области рекламы. Система рекламного воздействия. Эффективность рекламы.
45. Средства рекламы. Состав. Достоинства. Недостатки. Область применения.
46. Рекламный бюджет. Факторы, влияющие на размер рекламного бюджета. Распределение рекламного бюджета.
47. Методы определения величины рекламного бюджета.
48. Стимулирование сбыта. Двойственный характер стимулирования. Направления стимулирования.
49. Классификация методов стимулирования сбыта. Методы стимулирования конечных потребителей. Методы стимулирования торговли и собственного торгового персонала.
50. Определение связей с общественностью. Роль и место связей с общественностью в деятельности фирмы. Важность связей с общественностью для предприятий различных видов деятельности. Методы ведения деятельности по связям с общественностью.