Структура международной торговли товарами
Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы:
· рынок базовых товаров (сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности);
· рынок средне – и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов;
· рынок высокотехнологичной продукции.
Первая группа (базовые товары), доля которой непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции развивающихся стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей – картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.
В группе среднетехнологичных готовых изделий конкурируют преимущественно развивающиеся страны, точнее группа так называемых «догоняющих стран». Конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой.
Рынок высокотехнологичной продукции представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми странами, вовлеченными в гонку научно – технических инноваций и не заинтересованных в появлении на мировом рынке новых конкурентов.
Непрерывное появление в развитых странах высоких технологий позволяет им получать на внутренних и мировом рынке постоянно растущие доходы, повышать свой общий уровень жизни, а, следовательно, и социальной защиты и оплату труда наемных работников. Но это увеличивает издержки и удорожает практически всю массу производимых в данной стране товаров и услуг, как в науко- и техноемких отраслях, так и во всех остальных. Соответственно понижается международная ценовая конкурентоспособность производимых ею товаров и услуг. Если высокотехнологичные товары и услуги при этом менее уязвимы, поскольку их конкурентоспособность определяется не столько ценой, сколько их качеством, то продукция менее высоких «этажей» производственной пирамиды страдает от этого значительно больше. Выпускать ее в данной стране становится невыгодно.
Это обстоятельство заставляет предпринимателей высокоразвитых стран постоянно выносить нижние «этажи» отечественного производства в менее развитые страны, где рабочая сила дешевле, но уровень ее квалификации уже поднялся настолько, что позволяет освоить перемещаемые производственные структуры или хотя бы некоторые их технологические звенья. Так складываются транснациональные производства все более сложных промежуточных и готовых изделий, стоящих, так сказать, одной ногой в индустриальных странах, а другой - в развивающихся.
В теории это явление известно как международный цикл производства, в ходе которого технически лидирующая страна постепенно передает свои производственные мощности следующим за ней странам. Последние, по мере возрастания их собственного технологического и кадрового потенциала, а также повышения уровня оплаты рабочей силы в свою очередь начинают переносить некоторые производственные мощности в страны, которые по уровню технико-экономического развития следуют за ними, и т.д. Обычно сначала «вниз» по цепочке передается текстильное производство, затем - химическое, потом - металлургия, за ней - автомобилестроение и, наконец, - электроника. Эта теория, опирающаяся на опыт Японии 30-х годов (в то время развивающейся страны), была сформулирована в 1935 г. японским экономистом Канаме Акамацу и получила позднее поэтическое название «летящие гуси».
В последние десятилетия добавился еще один стимул к такому переносу нижних «этажей» производственной пирамиды из высокоразвитых стран в менее развитые: обострение экологических проблем. В развитых регионах с большой плотностью населения, высокой степенью урбанизации и насыщенности производствами с вредными отходами загрязнение окружающей атмосферы, водоемов и почвы приняло угрожающие масштабы. Это заставило вводить все более жесткие экологические стандарты, увеличивать расходы по их соблюдению, повышать штрафы за их нарушение. В результате экологические издержки, особенно высокие в добывающей промышленности, в химической, металлургической и других отраслях первичной обработки природного сырья, стали весомой составляющей в конечной цене продукта. В сущности, экологические издержки - аналог постоянно растущих издержек на оплату труда: и то и другое заставляет предпринимателей искать более прибыльные места вложения капиталов.
Существующее разделение государств мирового сообщества на государства – поставщики сырья и государства - собственники финансовых и интеллектуальных ресурсов ведет к увеличению разрыва в душевых показателях ВВП между развитыми и развивающимися странами.
Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к снижению доли торговли развитых стран с третьими странами. В то же время неуклонно возрастает экспорт по статье «машины и транспортные средства» - с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, а с другой - происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт машин и транспортных средств.
Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта стран высокоразвитого рыночного хозяйства очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, более высокий удельный вес импорта топлива, примерно равная доля импорта и экспорта сырья, почти одинаковая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов.