Государственное предпринимательство

Кратко рыночную экономику определяют как экономику свободного предпринимательства.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательству: «Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления»1.

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие.

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

Для переходной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государственной. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности требуют достаточно длительного времени. Поэтому государственной сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).

Государственные структуры являются равноправными партнерами других участников рыночных отношений, если они непосредственно выходят на рынок с деловыми предложениями: предоставление правительственных заказов предприятиям, определение цен, состава и объема льгот при выполнении специальных работ.

Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР,

и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Таким образом, государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвует в рыночной экономике.

В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для

_________________

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 3-е изд., с изм. И доп. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.с.40-41.

повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления. С целью формирования эффективной модели управления целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также в другие интегрированные структуры.

«Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций.

Собственно государственные предприятия функционируют в форме республиканских унитарных, основанных на праве оперативного управления (казенных).

Для повышения эффективности государственного предпринимательства необходимо:

• провести техническое обновление предприятий, перейти на высокие наукоемкие технологии, освоить новые образцы продукции, имеющие спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снизить издержки производства и расходов на управление;

• усилить ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечить государственные инвестиционные проекты по обновлению и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

Наши рекомендации