Вспомогательные устройства: фильтры, гидроёмкости.
Часть пятая. Гидропривод.
5.1. Типы гидроприводов:устройство, принцип действия. Рабочие жидкости. Использование в технике.
Под гидроприводом понимают совокупность устройств – гидромашин и гидроаппаратов, - предназначенных для передачи механической энергии и преобразования движения при помощи жидкости. По принципу действия гидромашин гидроприводы делятся на объёмные и динамические. Гидропривод, содержащий объёмные гидромашины, называется объёмным. Принцип действия объёмного гидропривода основан на практической несжимаемости капельной жидкости и передаче давления по закону Паскаля.
По виду источника энергии гидроприводы длятся на три типа:
1. Насосный гидропривод- это гидропривод, в котором рабочая жидкость подаётся в гидродвигатель объёмным насосом, входящим в состав этого гидропривода. Взависимости от характера циркуляции рабочей жидкости насосные гидродвигатели бывают с замкнутым потоком (жидкость от гидродвигателя поступает во всасывающую линию гидронасоса) и с разомкнутым (жидкость от гидродвигателя поступает в гидробак).
В качестве двигателя в насосном гидроприводе могут использоваться электродвигатели, турбины, дизели, карбюраторные двигатели внутреннего сгорания и др.
2. Аккумуляторный гидропривод – гидропривод, в котором рабочая жидкость подаётся в гидродвигатель от предварительно заряженного гидроаккумулятора. Такие гидроприводы используются в системах с кратковременным рабочим циклом. Гидроаккумуляторы устанавливают, например, на тракторах МТЗ, Т-150 и К-701.3 Магистральный гидропривод – гидропривод, в котором рабочая жидкость подаётся в гидродвигатель от гидромагистрали. Поток рабочей жидкости в гидромагистрали создаётся насосной станцией, питающей несколько гидроприводов.
По характеру движения выходного звена различают следующие объёмные гидроприводы:
а) поступательного движения – с поступательным движением выходного звена гидродвигателя;
б) поворотного движения – с поворотным движением выходного звена гидродвигателя на угол менее 3600;
в) вращательного движения – с вращательным движением выходного звена гидродвигателя.
Если в объёмном гидроприводе отсутствуют устройства для изменения скорости выходного звена гидродвигателя, то такие гидроприводы являются неуправляемыми.
Гидроприводы, в которых скорость выходного звена гидродвигателя может изменяться по заданному закону, называются управляемыми. По способу регулирования скорости гидроприводы делятся на следующие два типа:
а) с дроссельным управлением- регулирование скорости осуществляется путём дросселирования потока рабочей жидкости и отвода части потока, минуя гидродвигатель;
б) с машинным управлением – регулирование скорости происходит за счёт изменения рабочих объёмов насоса или гидродвигателя или обеих гидромашин одновременно.
Если в гидроприводе регулирование скорости осуществляется одновременно двумя названными способами, то он называется гидроприводом с машинно – дроссельным управлением.
В некоторых гидроприводах регулирование скорости осуществляется за счёт изменения скорости приводного двигателя. Такой гидропривод называется гидроприводом с управлением приводящим двигателем.
Регулирование скорости может осуществляться вручную – гидропривод с ручным управлением; автоматически – гидропривод с автоматическим управлением; по заданной программе – программный гидропривод.
Если в гидроприводе скорость выходного звена поддерживается постоянной при изменении внешних воздействий, то такой гидропривод называется стабилизированным.
Особое место среди управляемы гидроприводов занимает следящий гидропривод, в котором движение выходного звена изменяется по определённому закону в зависимости от задаваемого воздействия, величина и характер которого заранее неизвестны.
Потребителями гидроприводов в России являются практически все отрасли экономики. Но в машиностроении, металлургии, сельском хозяйстве, на транспорте, в добывающих и многих других сферах производства в основном применяются объемные приводы. Объемный гидропривод сегодня широко применяется в машиностроении и стал неотъемлемой составной частью современных мобильных машин и промышленного оборудования. В технически развитых странах машину без гидропривода встретить почти невозможно.
Одно из достоинств объемных гидромашин состоит в том, что они обратимы и могут работать как в качестве насоса, так и в качестве двигателя. Гидравлический привод не может действовать без рабочей жидкости. В качестве рабочих жидкостей часто применяют минеральные масла, водо-масляные эмульсии, смеси и синтетические жидкости.
Минеральные масла получают в результате переработки высококачественных сортов нефти с добавлением в них специальных присадок: антиокислительных, вязкостных, противоизносных, снижающих температуру застывания жидкости, антипенных и т. д.
Водомасляные эмульсии представляют собой смеси воды и минерального масла в соотношениях 100:1, 50:1 и т. д. Эмульсии применяют в гидросистемах машин, работающих в пожароопасных условиях и в машинах, где требуется большое количество рабочей жидкости (например, в гидравлических прессах). Смеси различных сортов минеральных масел между собой, с керосином, глицерином и т. д. применяют в гидросистемах высокой точности, а также в гидросистемах, работающих в условиях низких температур.
№ п/п | Отрасли Отрасли промышленности | Оборудование |
Станкостроение | Металлоообрабатывающие станки, прессовое оборудование | |
Лесная отрасль | ВалочноВалочно-пакетирующие машины, погрузчики – штабе штабелеры, машины сучкорезные, установки раскря раскряжевочные, валочно-трелевочные машины,машины, лесоповалочные машины, трапорти- ировщик ровщики, бульдозеры, лесовозы, трелевочные тракто трактора, гидроманипуляторы. | |
Нефте- и газодобываю- щая отрасль | Машины для ремонта скважин, лебедки, трубоукладчики, гидроключи, гидроманипуляторы | |
Строительно-дорожная и подъемно-транспортная техника | Автокраны, автогрейдеры, автогидроподъемники, бульдозеры, асфальтоукладчики, бетоноукладчики, катки, экскаваторы, погрузчики, косилки роторные дорожные, подъемники монтажные, бульдозеры- погрузчики, виброплиты, комбинированные дорожные машины, автобе тоновозы, скреперы | |
Судостроение | Приводы судовых механизмов, механизмы подъема якорей, катера, гидроманипуляторы, лебедки гидравлические | |
Инженерная техника | Машины для наведения мостов, бензозаправщики, траншеекопатели, колесные тягачи, вездеходы автокраны, автогрейдеры, бульдозеры | |
Металлургия | Прокатные станы, литьевые машины, установки для транспортировки ленты, прессы гидравлические пра вильные; кокильные машины, машины для литья под давлением; гидропрессы, протяжные станки | |
Горнодобывающие отрасли | Скреперы, карьерные экскаваторы, карьерные самосвалы, угольные комбайны, солевые комбайны, буль дозеры, автогидроподъемники, фронтальные погрузчи ки, путеремонтные машины, автогрейдеры | |
Сельское хозяйство | Гидроопрокидыватели, косилки роторные, кормоубо рочные машины, виноградоуборочные комбайны | |
Железнодорожный транспорт | Рельсоукладчики, балластоукладчики, щебнеочистительые машины, выправочно-подбивочные машины, трелевочные трактора, гидравлические краны на ж/д ходу, путеремонтные машины, краново-бурильные машины | |
Коммунальное хозяйс ство | Снегоуборочные машины, мусоровозы, пожарные машины, пескоразбрасыватели, уборочные машины, мало габаритные погрузчики, гидроманипуляторы | |
Аэродромная техника | Аэродромно-уборочные машины, погрузчики, подъ емники, снегоуборочные машины, заправщики, лестницы, установки для проверки гидросистем летательных аппаратов |
Синтетические жидкости создаются на основе силиконов, хлор- и фторуглеродистых соединений, полифеноловых эфиров и т. д. Они негорючи, стойки к воздействию химических элементов, обладают стабильностью вязкостных характеристик в широком диапазоне температур. Кстати, в последнее время, даже несмотря на высокую стоимость, синтетические жидкости находят все большее применение в гидроприводах машин общего назначения. Тем не менее, основной рабочей жидкостью для гидроприводов, работающих в промышленности, продолжает оставаться минеральное масло.
В целом гидравлические масла должны обладать определенными характеристиками, такими как:
оптимальный уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, т. е. высокий индекс вязкости; высокие антиокислительные свойства, а также термическая и химическая стабильность, обеспечивающие длительную бессменную работу масла в гидросистеме; защита деталей гидропривода от коррозии и износа; хорошая фильтруемость; достаточные деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства; совместимость с материалами гидросистемы.
Рабочий диапазон температур масел составляет –300С+ 900С. У морозостойких масел (веретённое, силиконовое и др.) рабочий диапазон температур гораздо шире, от - 600С до + 2000С.
Рассмотрим более подробно структуру объёмного гидропривода и принцип его работы на одном из примеров.
Структура объёмного гидропривода
Объемный гидропривод - достаточно сложное устройство. Принято различать его 4 основные подсистемы: гидропередачу, устройства управления, вспомогательные устройства и гидролинии:
Объемная гидропередача - это так называемая силовая часть гидропривода. Ее главными элементами являются насос и гидродвигатель. Если выходное звено гидромашины получает вращательное движение, то такой двигатель называют гидромотором, если возвратно-поступательное, то - силовым цилиндром.
В состав гидропередач может входить гидроаккумулятор (емкость, предназначенная для аккумулирования энергии рабочей жидкости, находящейся под давлением), позволяющий использовать эту энергию по мере необходимости. Кроме того, в гидропередачу могут включаться также гидропреобразователи - устройства для изменения уровня давления и расхода рабочей жидкости.
Устройства управления - для управления изменением или поддержанием на нужном уровне давления и расхода, а также изменением направления движения потока рабочей жидкости служат такие устройства, как:
гидрораспределители - для изменения направления движения потока рабочей жидкости, нужной последовательности включения в работу гидродвигателей, реверсирования движения их выходных звеньев и т. д.;
регуляторы давления (предохранительный, редукционный, переливной и другие клапаны) - для регулирования давления рабочей жидкости;
регуляторы расхода (делители и сумматоры потоков, дроссели и регуляторы потока, направляющие клапаны);
гидравлические усилители мощности сигналов управления.
К вспомогательным устройствам обычно относят так называемые кондиционеры рабочей жидкости (фильтры, теплообменные аппараты и др.), гидравлические реле давления, гидроемкости, уплотнители, обеспечивающие герметизацию системы и др.
Гидролинии - это трубы, рукава высокого давления, каналы и соединения, по которым циркулирует рабочая жидкость. Сами гидролинии подразделяются на всасывающие, напорные, сливные, дренажные, а также гидролинии управления
Рис. 5.1. Схема гидропривода подъёмного механизма погрузчика.
Шестерёнчатый насос 3, вращаемый двигателем (на рисунке не показан), засасывает рабочую жидкость (масло) из бака 4 и подаёт её через распределитель 2 по трубопроводу в силовой гшидроцилиндр1 и поднимает его вместе с грузовой
платформой. При этом шток распределителя должен быть в верхнем положении. Если рукоятку распределителя перевести в среднее положение, то цилиндр отключается и от насоса, и от сливного бака. Тогда жидкость в цилиндре будет закрыта, и поршень, а следовательно и площадка с грузом застопорены в определённом положении. Если распределитель перевести в нижнее положение, то гидроцилиндр соединиться с масляным резервуаром и под действием силы тяжести платформы с грузом опустится, выдавливая жидкость из цилиндра в бак .
5.2. Гидравлическая аппаратура. Регулятор расхода —- регулируемый гидроаппарат предназначенный для поддержания заданного расхода вне зависимости от перепада давлений в подводимом и отводимом потоках рабочей жидкости.
Гидравлический дроссель —- это регулируемый гидроаппарат, предназна-ченный для поддержания заданного расхода рабочей жидкости в зависи-мости от перепада давлений на дросселе. Дополнительное гидравличес-кое сопротивление создаётся за счёт изменения проходного сечения по-тока жидкости. Изменением гидравлического сопротивления гидродрос-селя создаётся необходимый перепад давлений на тех или иных элементах гидросистем, а также изменяется величина потока жидкости, проходящего через гидродроссель.Гидродроссели по типу запорного элемента подраз-деляются на игольчатые, золотниковые, щелевые, тарельчатые и др. Регулируемый дроссель — это такой дроссель, у которого площадь его проходного сечения можно менять путём воздействия на его запорно-ре-гулирующий элемент извне.
Гидродроссели используются в системах дроссельного регулирования гидропривода. Также гидродроссели используются в системах водо-снабжения.
Рис. 5.2. Условное графическое обозначение гидродросселя: а) регулируемый гидродроссель; б) нерегулируемый гидродроссель
5.3.. Дроссельные регуляторы расхода:
а) на основе редукционного клапана и дросселя.
Редукционный клапан — это автоматически действующий пневматичес-кий или гидравлический дроссель, предназначенный для поддержания на постоянном уровне давления на выходе. Сопротивление редукционного клапана в каждый момент пропорционально разности между переменным давлением на входе и постоянным (редуцированным) давлением на выходе
Виды редукционных клапанов: редукционный клапан прямого действия (не требует внешнего источника питания; клапаны, управляемые пневмо- или электроприводом.
Принцип действия.
На рис. 5.3. показана конструктивная схема простейшего редукционного клапана. При увеличении входного давления Рн возрастает давление в полости Б, а также давление в полости В (редуцированное давление Рред). Под действием возросшего редуцированного давления плунжер смещается влево, тем самым уменьшая размер дроссельной щели у. При этом возрастает сопротивление потоку жидкости при прохождении её через дроссельную щель, а значит, возрастают и потери давления. Как следствие уменьшается значение редуцированного (выходного) давления Рред. Таким образом обеспечивается устойчивость значения выходного давления при изменении входного давления. Следует отметить, что в описанном процессе возросшее давление в полости Б не мешает перемещению плунжеров влево, так как это возросшее давление действует не только на дросселирующую конусную головку, но и на уравновешивающий поршень, и эти силовые воздействия уравновешивают друг друга.Иногда функцию гидродросселя выполняют гидрораспределители. Область применения.Эти клапаны применяются в гидроприводе в том случае, когда от одного источника гидравлической энергии (насоса) необходимо запитать несколько потребителей гидравлической энергии (гидродвигателей), работающих одновременно и имеющих разный характер нагрузки. Необ-ходимость применения редукционного клапана обусловлена тем, что включение в работу одного из гидродвигателей приводит (при отсутствии данного редукционного клапана) к изменению давления на входе в ос-тальные гидродвигатели, а следовательно, и к падению усилий на выход-ных звеньях гидродвигателей.
Если гидродвигатели включаются в работу не одновременно или имеют одинаковые нагрузочные характеристики, то использование редукционных клапанов, как правило, не является обязательным. Например, отвал бульдозера приводится в движение обычно двумя гидроцилиндрами. Но поскольку оба гидроцилиндра приводят в движение один и тот же рабочий орган (то есть, отвал), то их характер нагрузки является одинаковым, и в гидросистемах бульдозеров редукционные клапаны, как правило, не применяются. В пневмоприводах применение редукционных клапанов является обязательным, поскольку, вследствие сжимаемости воздуха, пневмосистемы склонны к значительным колебаниям давления
Рис. 5.3. Конструктивная схема простейшего редукционного клапана.
Рис. 5.4. Условное графическое обозначение редукционного клапана
. Рис.5.5. Клапан редукционный
б)на основе переливного клапана и дросселя.
Перепускной клапан (переливной клапан) — это устройство, предназна-ченное дляподдержания давления среды на требуемом уровне путём перепуска её через ответвление трубопровода. Среда может быть жидкая или газообразная.Перепускной клапан поддерживает давление в системе путём непрерывного отвода жидкости (газа), чем он отличается от предохранител-ного клапана, который ограничивает повышение давления в системе сверх заданного путём однократного или периодического отвода жидкости (газа) из системы. Конструктивно перепускной и предохрани-тельный клапаны могут не отличаться друг от друга. Также, как и редук-ционный клапан, перепускной клапан поддерживает постоянство давления в системе. Однако перепускной клапан поддерживает постоянным давле-ние на входе в клапан («до себя»), а редукционный клапан поддерживает постоянство давления на выходе («после себя»).
Рис.5.6. Масляный редукционный клапан
Перепускной клапан в системе подачи топлива устанавливается рядом с топливным насосом, а иногда и объединяется с ним. Он предназначается для слива избыточного топлива, подаваемого топливным насосом, обрат-но в топливные баки. таким образом перепускной клапан обеспечивает одинаковое давление в топливоподкачивающей системе независимо от режима работы двигателя. Соленоидный клапан работает вместе с перепускным перекрывая его, таким образом, герметизируя цепь высокого давления.
Перепускной клапан в системе охлаждения двигателя внутреннего сгора-ния. Перепускной клапан предназначен для возвращения жидкости из расширительного бака в радиатор охлаждения. Это необходимо потому что при охлаждении антифриз уменьшается в объёме и в системе обра-зуется разрежение. Регуляторы расхода часто используют в объёмном гидроприводе, в сис-темах стабилизации скорости движения вала гидромотора или штока гидроцилиндра. Например, будучи установленным в сливной гидролинии он поддерживает на постоянном уровне слив из гидродвигателя, и таким образом поддерживает постоянной скорость движения рабочего органа. На практике, однако, из-за изменений свойств жидкости расход через регуля-тор расхода колеблется в пределах 10 %
Принцип работы дроссельного регулятора расхода состоит в следующем. На гидродросселе при заданном расходе образуется перепад давлений. В случае увеличения или уменьшения расхода, соответственно, увеличи-вается или уменьшается перепад давлений. Один из каналов, управляю-щих движением запорно-регулирующего клапана, подключается ко входу дросселя, а второй канал — к выходу дросселя. При изменении перепада давлений на дросселе также из-меняется и разница давлений в управляю-щих каналах клапана. При изменении разницы давлений запорно-регули-рующий элемент смещается в ту или иную сторону, увеличивая или уменьшая проходное сечение клапана, и тем самым восстанавливая вели-чину расхода.
Рис.5.7. Устройство дросселя серии ПГ
Дроссели серии ПГ 77-(12-14) используются для управления скоростью перемещения рабочих органов гидросистем станков и прочих гидравлических машин и агрегатов состоят из: корпуса 1, втулки 2, втулки-дросселя 3, винта 4, валика 6, лимба 8, контргайки 7, пробки 11, пружины 10, указателя оборотов 5, штифта 9 . ( см. рис. 5.7). Работают гидродроссели на минеральных маслах, к которым предъявляются следующие требования: степень очистки – не грубее 13-го класса чистоты (ГОСТ 17216-71), номинальная тонкость фильтрации – 25 мкм, кинетическая вязкость – от 10 до 250 сСт, температура – от +10ºС до +70ºС. При температуре окружающей среды в пределах от 0ºС до +40ºС.
В зависимости от номинального расхода гидродроссели серии ПГ 77-1 могут исполняться по условному проходу (Ду) в следующих вариациях: ПГ 77-12 (Ду 10 мм) и ПГ 77-14 (Ду 20 мм).
Принцип работы дросселей ПГ 77-12 и ПГ 77-14: Масло из гидросистемы подводится к отверстию " ПОДВОД" проходит сквозь дросселирующую щель, образующуюся между фасонным отверстием во втулке 2 и торцом втулки-дросселя 3 (Вид Б), и отводится через выходное отверстие (Отвод) . Расход масла осуществляется путём регулирования ,за счёт изменения проходного сечения дросселирующей щели, что достигается путём осевого передвижения втулки-дросселя винтом либо пружиной. Винт приводится в движение от лимба через валик. Для полного осевого перемещения втулки-дросселя необходимо совершить четыре оборота лимба, что даёт
Рис.5.8.Общий вид дросселя серии ПГ.
возможность плавной регулировки расхода масла. По завершении очередного полного оборота лимба указатель оборотов, удерживающийся от самопроизвольного прокручивания шариковым пружинным фиксатором, посредством штифта смещается на четверть оборота. За счёт острых кромок по периметру дросселирующей ще-ли практически исключается зависимость установленного расхода масла от его температуры. При этом за счёт треугольной формы проходного сечения опасность засорения при малых открытиях сводится к миниаль-ным значениям
Вспомогательные устройства: фильтры, гидроёмкости.
Гидравлические фильтры являются защитой гидравлических систем техники от металлических частиц, образующихся в результате трения деталей гидравлики, и способствуют уменьшению износа механизмов. Из-за деградации масла, а также механического износа работающих совместно элементов в гидравлической системе возникает множество загрязнений. Фильтр призван удалить эти загрязнения из системы. Фильтроэлемент – это базовая деталь фильтра, которая отвечает за качество его работы. Он представляет собой непростую многослойную конструкцию с изменяемой пористостью слоев из волокон термополимеров на основе полипропи-лена. Применение высококачественных фильтроэлементов позволяет зна-чительно повысить бесперебойность работы гидравлических систем про-мышленного оборудования, при этом, снизить потери энергии, стоимость работ по ремонту оборудования, а также существенно повышаются сроки службы гидравлических жидкостей.
Сливной фильтр устанавливается для того, чтобы захватывать все загряз-нения, возникающие в гидравлической системе, таким образом, предотвращая возникновение опасного загрязнения рабочей линии через резервуар и насос. В зависимости от типа фильтрации существует несколько наиболее рас-пространенных вариантов фильтроэлементов, которые изготавливаются из разных материалов. Решетчатый материал состоит из металлической сетки с плотным плетением. Гидравлические фильтры с таким материалом имеют низкую эффективность очистки, поскольку они могут останавливать только большие частицы, которые задерживаются на поверхности фильтроэлемента. Частицы небольших размеров свободно просачиваются через фильтроматериал. Длительное использование фильтра вызывает засорение фильтроэлемента и уменьшение площади фильтрующей поверхности. Срок работы даного фильтра и качество фильтра-ции зависит именно от уровня засоренности фильтроэлемента. Соответственно, чем выше слой загрязнений поверхности фильтроэлемента, тем ниже качество результатов работы фильтра. Их преимущество – возможность повторного использования после полной очистки самого гидравлического фильтра.
Рис.5.9.Фильтры высокого давления
Фильтры напорные предназначены для очистки минеральных масел от механических примесей в гидравлических системах с давлением рабочей жидкости, не превышающим 420 бар.
5.10.Фильтры сливные.
Щелевой материал фильтроэлемента сделан из металлических пластин, опущенных в смолу. Очистная способность гидравлических фильтров такого рода выше, чем у решетчатых.
Фильтроэлементы, сделанные из различных типов нетканого полот-на используются в объёмных гидравлических фильтрах. Такие материалы поглощают влагу, теряя, таким образом, способность к фильтрации. Такие фильтры редко используются в гидравлических системах, из-за своего высокого сопротивления потоку и низкой эффективности.
Фильтроэлементы пористых фильтров изготавливаются из стекловолокна (неорганические фильтроэлементы), пропитанной целлюлозы (органические фильтроэлементы), часто плиссированной, с частой сталь-ной сеткой, спеченного пористого материала. Использовании такого фильтроэлемента, обеспечивает фильтрам максимальную фильтрующую способность и высокую механическую прочность, поскольку в пористой глубинной фильтрации жидкости задействована вся структура фильтра. Частицы загрязнений проходят через внутренние слои фильтроэлементов. По мере использования фильтра и его постепенного загрязнения, сопро-тивление фильтра возрастает, и фильтроэлемент нуждается в замене. Такие фильтры служат для защиты гидравлических систем машины (как правило, эти фильтры используются в гидроприводах, гидроусилителях, тормозных системах грузовых автомобилей и другой тяжелой техники), способствуют меньшему износу механизмов, повышению эффективности их работы и снижают вероятность преждевременного выхода их из строя.
Гидроемкостями называются устройства, предназначенные для содержания рабочей среды с целью использования ее в процессе работы объемного гидропривода. К ним относятся гидробаки и гидроаккумуля-торы. Гидроаккумулятор - гидроемкость, предназначенная для аккумулирования энергии рабочей жидкости, находящейся под давлением.
Гидробак - это гидроемкость, предназначенная для питания рабочей жидкостью, а также для компенсации разности объемов полостей гидроцилин-дров, пополнения наружных утечек и охлаждения рабочей жидкости.Гидравлические баки выполняют следующие функции:
Хранение рабочей жидкости. Гидросистема требует для своей работы некоторый запас рабочей жидкости.
Отстой рабочей жидкости. Поскольку системы объёмного гидропривода очень чувствительны к загрязнению рабочей жидкости, то крайне важным является очистка рабочей жидкости. Помимо фильтров, функцию очистки выполняют и гидробаки, в которых жидкость отстаивается и значительная часть абразивных частиц оседает на дно. В связи с этим в конструкциях гидробаков часто предусматривают специальные перегородки, препятст-вующие перемешиванию жидкости.
Охлаждение рабочей жидкости. Одним из недостатков гидропривода яв-ляется зависимость его рабочих параметров от вязкости рабочей жидкости, а значит, от её температуры. В связи с этим важной является функция охлаждения рабочей жидкости в гидробаке. Площадь поверхности гидро-бака при проектировании часто специально увеличивают для увеличения теплоотдачи.