Практическая работа № 1. Себестоимость строительно-монтажных работ
Экономика отрасли
Методические указания к практическим занятиям
Для студентов специальности
1-70 03 01 «Автомобильные дороги»
Могилев 2009
УДК 625.7
ББК 26.1
Э 40
Рекомендовано к опубликованию
учебно-методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Автомобильные дороги» «03» ноября 2009 г., протокол № 3
Составители: ст. преподаватель Н. А. Гришина
А. В. Казанский
Рецензент канд. экон. наук, доц. Желток Н. С.
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 1-70 03 01 «Автомобильные дороги»
Учебное издание
Экономика отрасли
Ответственный за выпуск Е. В. Кашевская
Технический редактор А. А. Подошевко
Компьютерная верстка И. А. Алексеюс
Подписано в печать . Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Усл.-печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 56 экз. Заказ №
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.
212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2009
Содержание
Введение. 4
1 Практическая работа № 1. Себестоимость строительно-монтажных
работ. 5
2 Практическая работа № 2. Оценка рентабельности производства. 9
3 Индивидуальное задание № 1. 11
4 Практическая работа № 3. Калькулирование затрат. 11
5 Практическая работа № 4. Расчет локальных смет. 14
6 Практическая работа № 5. Расчет индексов удорожания. 14
Список литературы.. 17
Введение
Цель дисциплины «Экономика отрасли» − подготовка высококвалифицированных инженеров-дорожников, владеющих экономическими основами проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
В ходе изучения дисциплины студент освоит:
- экономические основы проектирования, строительства и эксплуатации транспортных коммуникаций;
- основы ценообразования в отрасли;
- экономико-математические методы оптимизации в дорожном хозяйстве;
- принципы финансирования строительства, ремонта и содержания дорог и транспортных коммуникаций.
В ходе изучения дисциплины студент научится:
- оценивать экономическую эффективность капиталовложений в дорожное строительство;
- определять себестоимость, прибыль и рентабельность строительного производства;
- рассчитывать экономическую эффективность внедрения новой техники.
Решение практических примеров по вышеперечисленным вопросам предлагается на практических работах.
Практическая работа № 1. Себестоимость строительно-монтажных работ
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.
Себестоимость – важнейший показатель, характеризующий качественную сторону деятельности дорожной организации и экономическую эффективность производства. Отображает степень использования материальных и трудовых ресурсов, уровень организации производства и труда, рациональность управления предприятием. Себестоимость входит в состав цены, и её уровень определяет прибыль.
Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.
Задача 1. На основе данных по себестоимости работ, приведенных в таблице 1, необходимо рассчитать следующие показатели: абсолютные отклонения, удельный вес каждой статьи затрат в полной себестоимости. Сделать выводы.
Таблица 1 – Анализ себестоимости
Статья затрат | Сметная стоимость | Фактическая стоимость | Абсолютное отклонение | Удельный вес, % |
1 Материалы 2 Транспортные расходы 3 Заработная плата 4 Эксплуатация машин и механизмов 5 Накладные расходы 6 Плановые накопления 7 Прочие | ||||
Итого | ||||
8 Выслуга лет 9 Дополнительные отпуска 10 Разъездной характер работ 11 Перевозка рабочих 12 Премия за производственные результаты | ||||
Итого прочие | ||||
Всего |
Для того чтобы провести наиболее полный анализ изменения себестоимости, в течение определенного промежутка времени в экономике предусмотрен ряд показателей.
Абсолютный прирост:
− цепной:
∆уц = уi – yi-1, (1)
где уi − уровень сравниваемого периода;
yi-1 − уровень предшествующего периода;
− базисный:
∆уб = уi –у0 , (2)
где у0 − уровень базисного периода.
Абсолютный прирост (сокращение), т. е. абсолютное изменение,характеризует увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный промежуток времени.
Коэффициент роста:
− цепной:
Кцр= уi / yi-1 , (3)
− базисный:
Кбр = уi / y0. (4)
Для оценки интенсивности, т. е. относительного изменения уровня ряда за какой-либо период времени, исчисляют темпы роста (снижения). Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы, называется коэффициентом роста, а в процентах – темпом роста. Эти показатели интенсивности изменения отличаются только единицами измерения.
Коэффициент роста (снижения) показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение (если этот коэффициент больше единицы), или какую часть уровня, с которым производится сравнение, составляет сравниваемый уровень (если он меньше единицы).
Темпы прироста:
− цепной:
Тцпр = Кр · 100 − 100, (5)
− базисный:
Тбпр = К р ·100 − 100. (6)
Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения.
Абсолютное значение 1 − процентного прироста
А%= yi-1 / 100. (7)
Абсолютное значение 1 − процентного прироста равно сотой части предыдущего уровня. Оно показывает, какое абсолютное значение скрывается за относительным показателем – одним процентом прироста.
Обобщающий показатель скорости изменения уровней во времени − средний абсолютный прирост (убыль), представляющий собой обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда.
Средний абсолютный прирост:
− цепной
; (8)
− базисный
, (9)
где n − число цепных абсолютных приростов в изучаемом периоде;
m − число уровней ряда динамики в изучаемом периоде, включая базисный.
Средний коэффициент роста
, (10)
где n − число цепных коэффициентов роста.
Средний темп роста
. (11)
Средний темп прироста (сокращения)
. (12)
Если уровни ряда снижаются, то средний темп роста будет меньше 100 %, а средний темп прироста – отрицательной величиной.
Задача №2.На основе данных, представленных в таблице 2, рассчитать показатели анализа ряда динамики себестоимости и сделать выводы.
Таблица 2 – Динамика себестоимости строительно-монтажных работ (СМР)
Год | Себестоимость СМР, тыс.р. | Абсолютный прирост, тыс. р. | Коэффициент роста | Темп прироста, % | А%, % | |||
∆уц | ∆уб | Кцр | Кбр | Тпрц | Тпрб | |||
Итого |
Задача №3.Требуется рассчитать снижение себестоимости СМР по дорожно-строительному управлению за счет повышения уровня механизации земляных работ. Исходные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Расчетные данные
Наименование показателя | Единица измерения | 2001 г. | 2002 г. |
Общий объем земляных работ | тыс.м3 | ||
Уровень механизации земляных работ (отрывка и транспортировка грунта) | % | ||
Средняя себестоимость отрывки и транспортировки 1 м3 грунта (прямые затраты) при способе производства работ: механизированном вручную | тыс. р. | 0,6 1,2 | 0,58 1,2 |
Удельный вес себестоимости земляных работ в общем объеме СМР | % |
1 Средняя себестоимость единицы отдельного вида работ, выполняемых механизированным способом и вручную, для двух периодов составляет:
, (13)
где Ср – средняя себестоимость единицы отдельного вида работ, выполняемых вручную;
Ум – уровень механизации, %;
См – средняя себестоимость единицы работ, выполняемых механизированным способом.
2 Общая экономия в отчетном году по сравнению с предыдущим
, (14)
где Q – объем работ в соответствующем периоде, м3.
3 Снижение средней себестоимости отдельного вида работ в отчетном году (2002) по сравнению с предшествующим (2001)
. (15)
4 Общий процент снижения себестоимости СМР по дорожно-строительной организации за счет повышения уровня механизации
, (16)
где С – снижение средней себестоимости отдельного вида работ, %;
Ус – уровень себестоимости отдельного вида работ в сметной стоимости объема работ в отчетном году, %.