Типы организаций социально-культурной сферы
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством РФ.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Перечислим в качестве примера виды предпринимательской деятельности, которые вправе вести Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств без ущерба для основного назначения одного из старейших гуманитарных вузов России:
♦ подготовка специалистов на договорной основе сверх государствен
ного заказа, финансируемого из бюджета;
♦ производственно-посредническая деятельность в области культу
ры, образования, информации;
♦ редакционно-издательская деятельность;
+ проживание в общежитии на компенсационной основе;
♦ предоставление услуг, связанных с социально-культурной деятель
ностью;
♦ реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, в том числе принадлежащих на праве оперативного управления.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Следует предостеречься от таких типов организации, как наступательно-разрушительный, драматический, депрессивный, шизоидный, параноидный и принудительный, определяемых как патологический тип, на которые переносятся психопатологические критерии, применяющиеся в отношении отдельных личностей (34;114-120).
Наступательно-разрушительный тип организации покоится на этике силы, на руководстве, основанном частью на страхе, частью - на эгоистических интересах. Предприятиям этого организационного типа свойственны такие характеристики, как безответственный личный произвол сверху, узурпированная или передоверенная власть посередине и анархия по всей структуре.
Драматическим организациямпршсущи гиперактивность, импульсивность, непринужденность, для них драматургия деятельности, отвага, риск, самостоятельность важнее результата. Нравственные нормы искусственны и рассчитаны на внешнее впечатление, как и ореол человека, стоящего во главе, исполняющего заглавную роль в предприятии, как на сцене. Отсутствуют систематичность и размеренность в работе, средне - и долгосрочная стратегия предприятия, рано или поздно обреченного на банкротство.
Депрессивным организациям свойственно желание удержаться на сегодняшнем рынке за счет вчерашних товаров и услуг, в накатанном русле, сохранить статус-кво в вакууме кардинальных решений, при отсутствии осознанно проводимой стратегии и уверенности в будущем, одновременно с иллюзиями как-нибудь продержаться в условиях регулируемого рынка, без существенной конкуренции.
Шизоидные организации в перспективе обречены топтаться на месте, ибо их руководители, подобно "человеку в футляре", лишены контактов, беспомощны в житейских вопросах, замкнуты. В отсутствии четких указаний брешь в руководстве фирмой заполняется управляющими среднего звена, преследующими личные цели; создаются ревностно охраняемые "удельные княжества", информация становится инструментом власти.
Параноидным организациям характерен холодный, лишенный эмоций, рациональный климат чрезмерного контроля и недоверия. В них доминируют реактивные стратегии, люди проявляют консерватизм из страха показаться слишком гораздыми на выдумку. Реальность воспринимается зачастую в искаженнном виде, расчет производится в основном на защиту, стратегический стиль управления сводится к формуле: как-нибудь да выкрутимся.
В принудительных организациях все предписано, систематизировано, утверждено, ничто не отдается на откуп случаю или предвидению. Нежелание быть зависимым от обстоятельств или чьей-либо милости является движущей силой руководства и вызывает необходимость глубокого контроля. Отойти от однажды намеченного плана практически невозможно. Решающую роль играет иерархия и, как следствие, отношения подчиненности по служебной лестнице. Из страха совершить ошибку решения принимаются тяжело, однако с большой охотой откладываются, вследствие чего в подобных фирмах нередко утрачивается доминирующая идея.
Предпринимательский успех обеспечивается не только отказом от патологического типа организаций, но и выработкой средне - и долгосрочных перспектив развития производства, ценностных представлений и соображений, которые в идеале должны быть реализованы в повседневной практике. Успеху сопутствуют такие факторы, как развитие позитивных норм предпринимательской культуры, усиленного сотрудничества, многосторонней поддержки, разработка программ и проектов новых методов работы, способных улучшить такие показатели, как прибыль, оборот, качество, масштаб производства.
Предприятие высокой организационной культуры есть организация производительная ж созидательная. Ей свойственны следующие принципы:
1) точно поставленные идеалы или цели;
2) здравый смысл;
3) компетентная консультация;
4) дисциплина;
5) справедливое отношение к персоналу;
6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет рыночной
конъюнктуры;
7) вознаграждение за творческую и финансовую результативность.
Существуют и некоторые варианты классификации характеров, которые изначально разработаны для целей экономики (36;33—41). Согласно одной из градаций, стили руководства можно разделить на три варианта (автократичный; демократичный; либеральный), а стили лидерства - на два типа (сосредоточенный на работе и сосредоточенный на человеке).
В реальной социально-культурной действительности может быть использована классификация характеров, предложенная французским психологом Ле Сенном и представляющая совокупность следующих основных параметров -эмоциональность (Э), активность (А), первичность (П) и вторичностъ (В). «Первичность» и «вторичность» показывают, насколько долго работник способен ощущать, переживать то или иное психологическое состояние, сохранять впечатление от пережитого {вторичностъ) или тяготеет к сиюминутному восприятию жизни (первичность).
Комбинация изложенных параметров Э, А, П, В обеспечивает (по мнению исследователей) наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения (36;39):