Практические проблемы реализации фискальной политики. Эффект вытеснения
Вопрос 1.Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государственного бюджета
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – один из важнейших экономических инструментов, с помощью которого правительство может влиять на объем национального производства и занятость, а также на уровень инфляции.
В кейнсианской модели регулирования экономики фискальная политика выступает самым главным инструментом макрорегулирования. Классическая модель отдает предпочтение денежно-кредитной политике.
Одним из важнейших звеньев финансовой системы любого государства является государственный бюджет (см. рис. 10.1). Манипулируя расходами и доходами госбюджета, правительство может оказывать влияние на величину АD, а соответственно и на объем национального производства.
Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, местных органов власти, домашних хозяйств и т.д. Государственный бюджет возникает лишь при капитализме.
Принципы построения государственного бюджета:
1) единство – все расходы и доходы государства должны отражаться в госбюджете;
2) гласность и правдивость – бюджет подлежит обязательной публикации и представительному обсуждению в парламенте;
3) полнота – учет по каждой статье всех расходов и доходов.
Бюджетная политика государства основывается на учете бюджетных правил, которые включают в себя календарные сроки финансового года. В РБ финансовый год и календарный совпадают. В Великобритании, Японии, Канаде финансовый год начинается с 1-го апреля, в Швеции и Норвегии – с 1 июля, в США – с 1 октября.
Бюджетная политика помимо рамок финансового года включает в себя налоговую политику, а также политику изменения государственных расходов.
Через бюджетную политику можно влиять на следующие макроэкономические процессы:
1) структурную перестройку;
2) научно-техническую политику;
3) нормы накопления;
4) эффективность внешнеэкономических связей;
5) динамику ВНП;
6) уровень самообеспечения энергетическими ресурсами.
Основные функции государственного бюджета сводятся к следующим:
1) фискальная (перераспределительная);
2) стабилизирующая;
3) государственный бюджет выступает инструментом проведения социальной политики.
Структура госбюджета каждого государства предопределяется его административно-правовой формой государственного устройства, а также национальными традициями в финансовой политике.
В США госбюджет состоит из 2-х частей:
1) собственно правительственный бюджет;
2) доверительные фонды.
За счет последних осуществляется социальное страхование, строительство дорог, электростанций.
В Великобритании госбюджет также состоит из 2-х частей:
1) обычный госбюджет;
2) национальный фонд займов.
За счет последнего осуществляется содержание королевского двора, выплата процентов по государственному долгу и взносов в бюджет ЕС, а также жалование генеральному прокурору.
Исполнение бюджета осуществляется следующими субъектами:
1) Центральным банком – он осуществляет кассовое обслуживание правительства;
2) Минфином и казначейством;
3) Местными органами власти в лице областных исполнительных комитетов и райисполкомов.
Вопрос 2.Бюджетный дефицит и государственный долг
Бюджет государства состоит из 2-х частей, где отражаются, с одной стороны, доходы, а с другой – расходы (см. таблицу 10.1.)
Таблица 10.1