Функции государственного регулирования экономики

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

• обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);

• ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

• поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).

Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:

• разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;

• демонополизация и поощрение конкуренции;

• приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Средства государственного регулирования экономики

Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).

По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.

Сущность приватизации.

Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических пПриватизация в переходной экономике является, во-первых, главной формой разгосударствления и, во-вторых, основной формой наделения граждан собственностью за счет перераспределения государственного имущества. Это перераспределение осуществляется путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий возникают фирмы различных форм собственности – от частных до смешанных государственно-частных. В этом состоит сущность приватизации.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации госпредприятий – производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале. Основные и оборотные средства, находящиеся в пользовании госпредприятий, превращаются в основной и оборотный капитал. Это превращение несет с собой коренное изменение в целях деятельности предприятий, их функциях, внутренних и внешних связях.

Зарождение и развитие отношений по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения капиталом коренным образом меняют коллективные и частные интересы в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. Вместо рабочих, инженерно-технических работников и служащих советского предприятия, «сохозяев» общественной собственности, появляются новые социальные группы – собственники (акционеры), управляющие (менеджеры), наемные работники. Эти изменения в первичном звене экономики являются основой для коренных изменений в социальной структуре общества. Они и определяют типы и результаты (успех или провал) рыночной трансформации экономики. К основным факторам, определяющим темпы и успех трансформации, относятся:

- экономическая политика государства;

- принципы и методы реформирования отношений собственности;

- рынок капиталов.реобразований.

Основные направления, конкретные способы приватизации зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество новым собственникам: платная или бесплатная передача; с учетом трудового вклада работника или без учета его; только членам трудового коллектива или всем, даже детям и заключенным; учитывать при этом бывших владельцев и их наследников или нет и т.д. При этом обязательным является соблюдение принципа социальной справедливости.

В России в основу приватизации был положен принцип – возвращение собственности народу. Именно в возвращении собственности народу, считали разработчики первой программы приватизации «500 дней» С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский, проявится социальная ориентация экономики: восстановление социальной справедливости; закрепление права человека на его долю в национальном богатстве страны. Считалось, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и она может быть предоставлена им бесплатно или за символическую плату.

В соответствии с этими принципами были определены цели, направления приватизации и ее этапы. Ставились задачи:

а) покончить с монополизмом государственной собственности;

б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс».

Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизированных предприятий – все граждане или только члены трудового коллектива, обладатели достаточных для выкупа капиталов; могут ли претендовать пенсионеры – бывшие работники предприятия. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим вопросам в постсоциалистических станах шли острые дискуссии. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Наши рекомендации