Лекция 1. теоретико-методологические основы экономики физической культуры и спорта

Тексты лекций

Происходящие перемены в социально-экономическом устройстве России с начала 90-х годов прошлого века, обусловившие реформирование всей социальной сферы, предполагают коренные изменения систем управления на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Переход сферы физической культуры и спорта на условия существования в новых экономических условиях обусловливает формирование управленческой и экономической инфраструктур, успешное функционирование которых невозможно без изменения всей системы управленческих и предпринимательских отношений, на что указывали ещё в начале 90-х ведущие специалисты по управлению в сфере физической культуры и спорта (Л.В. Аристова, С.П. Шпилько, 1996; В.В. Алёшин, 1999; Л.Г. Вакалова, 2005; В.А. Васин, 2000; П.А. Виноградов, 1996-1997;В.В. Галкин, 2003, 2006; В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов 1994-2005; М.И. Золотов, 1998-2003; Ю.А. Зубарев, 1995-2007; В.Т. Камалетдинов, 2000; В.В. Кузин, 1993-2003; М.Е. Кутепов, 1992-1999; В.И. Михалёв, 1998; В.В. Новокрещенов, 2006; И.И. Переверзин, 2004; А.Н. Попов, 2005 и др.).

Позднее стали появляться исследования, рассматривающие такие понятия и категории, как предпринимательская деятельность, природа и характер экономических отношений в сфере физической культуры и спорта, рынок физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, спортивный маркетинг, спонсорство и контрактирование в спорте.

Обзор литературных данных, анализ нормативной правовой базы, обобщение практического опыта, предварительное социологическое исследование показали, что в теории экономики и управления сферой физической культуры и спорта проблеме взаимодействия отведено мало места, на практике, это направление деятельности играет важную роль в процессе экономической и управленческой деятельности спортивных менеджеров разного уровня.

Экономика физической культуры и спорта изучает процессы, отношения, причинно-следственные связи, возникающие в связи с оказанием физкультурно-спортивных услуг. Совокупность этих процессов и связанных с ними отношений образуют экономическую систему физической культуры и спорта. Для сферы физической культуры и спорта особую значимость приобретает планомерная форма координации хозяйственной деятельности, представляющую систему взаимосвязанных звеньев, в числе которых: прогнозирование, разработка целевых программ и планов, установление социально-экономических нормативов, способы достижения намеченных результатов.

При изучении экономики ФКиС используются не только положения общетеоретических дисциплин, но и их методология. Метод экономики ФКиС означает совокупность приёмов, способов познания экономических процессов и явлений. Таким образом, современный хозяйственный механизм ФКиС представляет собой совокупность современных приёмов и способов координации экономической деятельности физкультурно-спортивной организации, при этом он основывается на новых условиях хозяйствования.

ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1.1 Введение в курс «Экономика физической культуры и спорта»

С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.

Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.

Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности, но их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.

В экономической литературе существует ряд определений отрасли на-родного хозяйства как экономического понятия, одним из наиболее распространенных среди которых является следующее.

Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.

Приведенное определение относится, прежде всего, к отраслям производственной сферы, однако, его правомерно перенести на любую отрасль народного хозяйства, так как в нем содержатся главные признаки, лежащие в основе, с одной стороны, объединения в отрасль различных хозяйственных единиц, а с другой стороны - отличия одной отрасли от другой. В основе объединения различных хозяйственных единиц в отрасль лежат в первую очередь:

а) особенности труда работников предприятий (организаций), выполняющих специфические функции в системе общественного разделения труда;

б) особенности используемых средств труда;

в) специфическая форма результата труда.

Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления. Вместе с тем отрасль может совпадать или не совпадать с границами отраслевых министерств (ведомств). Ситуация «несовпадения» весьма характерна для отрасли «физическая культура и спорт».

Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Федеральное агентство по ФКиС. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются др. министерствами (ведомствами). Так, управление современной системой спортивных школ характеризуется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в ведении Министерства образования Российской Феде-рации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму-16,4%; профсоюзов - 13,6%; других министерств (ведомств) - 6,2%.

* Общий объем платных физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых населению, составлял около 1460 млн. руб., или 0,3% от объема всех платных услуг, а объем платных физкультурно-спортивных услуг на душу населения - 7,2 руб.

* Объем финансирования из государственного бюджета составлял более 750 млн. руб., или 0,09% расходной части бюджета по его функциональной классификации.

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:

- прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

- систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

Оценить подробнее характер динамики основных показателей развития физической культуры и спорта за более длительный промежуток времени не представляется возможным в связи с введением в 1998 г. новой формы государственной статистической отчетности и несовпадением в связи с этим содержания ряда ее показателей.

Вместе с тем развитию физической культуры и спорта на протяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а также невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.

В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений. Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации ещё в 1996г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт».

Наши рекомендации