Сравнительная характеристика причин банкротства различных предприятий

Типы предприятий Удельный вес в числе опрошенных предприятий Типичные характеристики
Рентабельность Собственные средства Заемные средства Темпы роста оборота Возможные причины банкротства
РЕНТАБЕЛЬНЫЕ: 62%     H5 K1m+glSVBDnBbIEpCJtaqh8Y9TBRMqy/b4hiGDUfBcg9CePYjiB3iMfTCA7q3LM69xBBASrDBqNh uzDD2Np0iq9riBQ6+Qppn2vFnYTt8xmy2j8smBqOyX7C2bF0fna3TnN4/hsAAP//AwBQSwMEFAAG AAgAAAAhANQI2TfYAAAAAQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FrwkAQhe9C/8MyBS+imxZa SsxGilAqUpDG6nnMjklodjZm1yT+e1cv7WUewxve+yZZDKYWHbWusqzgaRaBIM6trrhQ8LP9mL6B cB5ZY22ZFFzIwSJ9GCUYa9vzN3WZL0QIYRejgtL7JpbS5SUZdDPbEAfvaFuDPqxtIXWLfQg3tXyO oldpsOLQUGJDy5Ly3+xsFPT5pttvvz7lZrJfWT6tTstst1Zq/Di8z0F4GvzfMdzwAzqkgelgz6yd qBWER/x93rwXEIe7yDSR/8nTKwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAA AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAA AJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQC3k93NvgIA AM8FAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDUCNk3 2AAAAAEBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAABgFAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA HQYAAAAA " filled="f" stroked="f">    
“Уязвимое” предприятие 30% Слабая Недостаточные Значительные H5 K1m+glSVBDnBbIEpCJtaqh8Y9TBRMqy/b4hiGDUfBcg9CePYjiB3iMfTCA7q3LM69xBBASrDBqNh uzDD2Np0iq9riBQ6+Qppn2vFnYTt8xmy2j8smBqOyX7C2bF0fna3TnN4/hsAAP//AwBQSwMEFAAG AAgAAAAhANQI2TfYAAAAAQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FrwkAQhe9C/8MyBS+imxZa SsxGilAqUpDG6nnMjklodjZm1yT+e1cv7WUewxve+yZZDKYWHbWusqzgaRaBIM6trrhQ8LP9mL6B cB5ZY22ZFFzIwSJ9GCUYa9vzN3WZL0QIYRejgtL7JpbS5SUZdDPbEAfvaFuDPqxtIXWLfQg3tXyO oldpsOLQUGJDy5Ly3+xsFPT5pttvvz7lZrJfWT6tTstst1Zq/Di8z0F4GvzfMdzwAzqkgelgz6yd qBWER/x93rwXEIe7yDSR/8nTKwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAA AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAA AJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAROxybvgIA AM8FAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDUCNk3 2AAAAAEBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAABgFAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA HQYAAAAA " filled="f" stroked="f"> Любой повод (банкротство клиента, разорения на одной сделке или одном рынке сбыта)
“Излишне амбициозное” предприятие 11% Недостаточная Достаточные   Неуклонный рост Рискованные мероприятия (сверхкрупные инвестиции или сделки, приобретение убыточных производств)
“Солидное” предприятие 8% Достаточная Значительные Незначительные Неуклонный рост Крупная неудача (банкротство крупнейшего клиента, провал попытки диверсификации деятельности)
Предприятие “на подъеме” 5% Слабая Недостаток основных средств   Бурный рост Общеэкономическая депрессия, неблагоприятная конъюнктура рынка
Предприятие “с хроническим недостатком ликвидных средств” 4% Удовлетворит. Недостаточные Значительные (краткосрочные)   Ужесточение условий кредитования, задержка погашения дебиторской задолженности
Предприятие “с жесткой структурой” 4% Удовлетворит. Достаточные   Быстрый, потом замедляющийся рост Период минимальной активности (невозможность быстрого снижения постоянных затрат: на управление, на оплату труда, реорганизации)
НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЕ: 38%          
Промышленные предприятия 27% Хронический дефицит ликвидных средств       Заминка в поступлениях денежных средств
Строительные организации 11% Низкая норма прибыли Недостаток основных средств   Неритмичные Заминка в поступлениях денежных средств

http://www.nezhurina.ru/uefem_1.nsf/de690b92663763c4c3256544004d6a02/f770c73223b419f5832568f20055964a!OpenDocument

Вопрос 5. Финансовое планирование

Задачи финансового планирования.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной,

инвестиционной и финансовой деятельности;

• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени

рационального его использования;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет

экономного использования денежных средств;

• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и

кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план - это документ, который содержит ответы на следующие

вопросы:

- Сколько нужно денег?

- Откуда и в каком объёме поступают деньги?

- Когда они поступят?

- Для каких целей будут использованы деньги?

- Кто должен отвечать за рациональное использование денег?

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими

показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами

плана: производство продукции и услуг, научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления, повышение эффективности производства, капитальное строительство,

материально-техническое обеспечение, труда и заработная плата, себестоимость продукции и т. п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направлений использования финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Методы и этапы финансового планирования.

Методы планирования.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Таблица Методы финансового планирования

Метод содержание
экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия
нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и т. п.) рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.  
балансовых расчетов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
денежных потоков Метод носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.*  
экономико-математического моделирования позволяет количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.  
Примечание * Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.  

Этапы планирования.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

Таблица Этапы финансового планирования

№ этапа Содержание этапа
анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс доходов и расходов.
предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств и др. которые относятся к перспективным финансовым планам и плана предприятия.
уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
осуществляется оперативное финансовое планирование.
  Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Виды финансового плагирования и документы финансового плана.

Финансовое планирование (в зависимости от содержания назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Таблица Виды финансового планирования

Вид планирования содержание
Перспективное определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. охватывает период времени от одного года до трех лет. включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  
Текущее Разработка годового финансового плана – баланса доходов и расходов
Оперативное включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В числе основных документов финансового плана рассмотрим:

- баланс доходов и расходов,

- платёжный календарь,

- кассовый план

- целевые финансовые фонды.

Разработке документов финансового плана предшествует выполнение следующих целевых расчётов: : а) потребности в оборотных средствах и источники ее покрытия (запасы основных материалов, конструкций и деталей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, незавершенное производство, расходы будущих периодов, денежные средства); б) прироста норматива собственных оборотных средств; в) прироста устойчивых пассивов; г) амортизационных отчислений; и др.

5.3.1. Баланс доходов и расходов.

Баланс доходов и расходов является обобщающей частью финансового плана, он отражает в стоимостном выражении результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по разделам: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом.

Содержание двух первых разделов баланса доходов и расходов представлено в таблице

Сравнительная характеристика причин банкротства различных предприятий - student2.ru

В разделе кредитных взаимоотношений отражается получение и погашение кредитов, уплата процентов за пользование банковским кредитом, который выдается предприятиям на капитальные вложения, , на внедрение новой техники, восполнение недостатка собственных оборотных средств и другие цели.

Взаимоотношения с государственным бюджетом отражаются в виде уплаты налогов и платежей в бюджет и получения из бюджета ассигнований и субсидий.

Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

5.3.2. Платёжный календарь.

Неотъемлемое условие существования современного предприятия - создание эффективного механизма управления денежными потоками, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины, ускорение оборачиваемости денежных средств и т.д.

Платежный календарь как инструмент оперативного управления финансами направлен на практическое решение поставленных задач. Платежный календарь является декомпозицией плана движения денежных средств на краткосрочный период и помогает осуществлять контроль над выплатами в рамках установленных заданий (см. рис.1.)

Сравнительная характеристика причин банкротства различных предприятий - student2.ru

Рис. Пример платёжного календаря

Процедура составления платежного календаря выполняется в следующей последовательности:

Прогнозируются денежные поступления (выручка от продаж, продажи основных фондов и др.) в отчетном периоде. Для расчета объема возможных денежных поступлений предприятия отслеживают средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета. Исходя из этого, можно рассчитать, какая часть выручки за реализованную продукцию поступит в отчетном периоде, а какая в следующем. Более точный расчет предполагает классификацию дебиторской задолженности по срокам ее погашения.

Прогнозируются оттоки денежных средств (расчеты с поставщиками, покупка основных средств; текущие расходы и др.) в отчетном периоде. Отток денежных средств осуществляется в основном за счет погашения кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачивает свои счета вовремя, хотя может отсрочить платеж. Процесс задержки платежа называют «растягиванием» кредиторской задолженности; отсроченная кредиторская задолженность в этом случае выступает в качестве дополнительного источника краткосрочного финансирования. К другим выплатам денежных средств относятся заработная плата, налоги, административные и коммерческие расходы, покупка основных средств.

Рассчитывается чистый денежный поток (излишек/недостаток) за отчетный период. Данный шаг является логическим продолжением двух предыдущих: путем сопоставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат рассчитывается чистый денежный поток.

Определяется совокупная потребность в краткосрочном финансировании в отчетном периоде. При расчете рекомендуется принимать во внимание желаемый минимум денежных средств на расчетном счете, который целесообразно иметь в качестве страхового запаса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов.

Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.

Кассовый план

Этот план показывает движение наличных денег через кассу.

Кассовый план предприятия рассчитывается на квартал и передается предприятием в обслуживающий его банк. Каждому предприятию устанавливается лимит денежной наличности в его кассе. Все денежные средства сверх этого лимита сдаются в обслуживающий банк.

Согласно инструкции кассовый план имеет четыре раздела: источники поступления наличных денег; расходы; расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда; календарь выдач заработной платы рабочим и служащим по установленным срокам (суммы выплат наличными деньгами, получаемыми в банке). Однако, в связи с переводом выплат заработной платы через банкоматы реально речь идёт только о первых двух разделах.

В первом разделе кассового плана предприятия отражаются поступления наличных денег в кассу предприятия, за исключением наличных поступлений из банков. К таким поступлениям относятся: торговая выручка и выручка местного транспорта, платежи рабочих и служащих данного предприятия за товары, приобретаемые со склада предприятия, оплата услуг по ремонту квартир, перевозке грузов, путевок в санатории и дома отдыха и т.п.

Во втором разделе кассового плана предприятия показаны направления расходования наличных денег на предприятии. К ним относятся командировочные расходы, расходы на хозяйственные нужды.

(Управление организацией: Энцикл. слов.-М., 2001)

Наши рекомендации