Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде
Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе деятельности государства в рамках данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряженности в подростковой и молодежной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации. Данное направление предлагает осуществление следующих мероприятий.
На федеральном уровне.
· Разработка и принятие федерального закона о молодежи, рассматривающего молодое поколение как стратегический ресурс нации, а молодежную политику как важный аспект деятельности по обеспечению национальной безопасности государства. В законе должны быть сформулированы основные подходы к формированию и реализации национальной молодежной политики, интегрирующей в себе деятельность государства и институтов гражданского общества по развитию молодых людей и их включению в социокультурное пространство современной России.
· Разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на повышение жизненных шансов молодого поколения: внедрение системы эффективной поддержки социально-незащищенных групп молодежи, квотирование учебных мест в престижных российских вузах для провинциальной молодежи, внедрение системы государственного кредитования молодых людей для получения высшего образования, создание системы квотирования рабочих мест для молодых специалистов, оптимизация системы ипотечного кредитования молодых семей.
· Разработка и внедрение в Российской Федерации ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создания современного правового поля их жизнедеятельности.
· Принятие Федерального закона об обязательном 12-летнем среднем образовании.
· Внесение в действующий Федеральный закон «Об образовании» изменений, касающихся целей воспитательной работы, формулирование в качестве эталона воспитания толерантной личности с развитыми патриотическими и гражданскими ценностями.
· Внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» с целью выделения молодежного экстремизма как особой формы экстремистской активности, ужесточения наказания за вовлечение подростков и молодых людей в экстремистскую деятельность.
· Внесение в Федеральный закон «О средствах массовой информации» изменений, ужесточающих ответственность руководителей и редакторов средств массовой информации за пропаганду агрессии, национализма, шовинизма, экстремистских проявлений в молодежной среде. Разработка нормативного механизма мониторинга и прекращения функционирования Интернет-ресурсов, содержащих информацию, провоцирующую подростков и молодежь к экстремистской активности.
· Внесение изменений в Федеральную Программу патриотического воспитания, предполагающих ее частичную переориентацию с военно-патриотической направленности в сторону развития гражданственности, толерантности, формирования ценностей культуры мира.
· Разработка и принятие Федеральной Программы профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде, основанной на результатах научных исследований и современных подходов к организации данной деятельности.
· Разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи с целью проведения регулярных обследований молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, негативных акцентуаций, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т.д.
· Внедрение обязательной (один раз в пять лет) сертификации педагогов, социальных работников, психологов, работников молодежной сферы, направленной на выявление психических проблем, связанных с их профессиональным «выгоранием» и повышением уровня агрессивности, а также разработка и внедрение системы профилактики подобного поведения и последующей реабилитации специалистов.
На региональном уровне.
· Внесение изменений в региональные законы, регламентирующие реализацию молодежной политики, их переработка в соответствии с особенностями современного этапа развития российского общества, разработка моделей и механизмов эффективного включения молодежи региона в реализацию государственной молодежной политики.
· Разработка и принятие региональной стратегии реализации молодежной политики, включающей в себя основные подходы к развитию и использованию потенциала молодого поколения в рамках конкретного региона, разработка системы мер, направленных на снижении социальной напряженности в молодежной среде в соответствующем субъекте Российской Федерации.
· Разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде.
· Разработка или внесение изменений в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодежных общественных объединений и предусматривающие введение в юридический оборот понятий: неформальное молодежное объединение, молодежная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.
· Разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодежи, находящихся в «зоне риска».
На местном уровне.
· Внесение изменений в Уставы муниципальных образований, закрепляющих нормативно-правовой статус органов по делам молодежи, запрещающих их сокращение или ликвидацию (введение в действие Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привело к ликвидации в ряде муниципальных образований органов по делам молодежи или их объединению с органами управления спортом, культурой, образованием и т.д.).
· Разработка муниципальных программ профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде.
· Разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодежи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления.