Предмет экономической науки будущего
Общие черты экономической науки будущего сегодня можно только предсказывать. Основой предположений служат публикации ученых и специалистов [1—32], изучение и обобщение которых позволяет наметить общую картину экономической науки будущего. В этой работе авторы предлагают собственную, а не общепризнанную характеристику экономического сообщества.
Характеризуют экономическую науку будущего новые экономические отношения, складывающиеся в Интернет-бизнесе и Интернет-экономике. Эти отношения существенно отличаются от традиционно развивавшихся. с целью их определения введено понятие «новая экономика». Следуя за уже сложившимися представлениями о новой Интернет-экономике, рассмотрим некоторые общие ее понятия и проблемы.
Прежде всего зададимся вопросом: «Существует ли эта новая Интернет-экономика вообще?». Специалисты электронного бизнеса России и мировых компаний утверждают: да. Возможности «новой экономики» подробно рассмотрены в книге: «Справочник по электронному бизнесу» [33]. Разумеется, как говорят в России: «Одно слово — не пословица!». Действительно, книга по Интернет-экономике — это еще не новая экономическая наука.
Современный Интернет заполнен информацией о «новой экономике». Объясняется, что явный избыток кредитных денежных ресурсов, скопившихся в мировой экономике, стремится к инвестированию в технологические Интернет-компании. Этот факт подтверждает, что в существование новой экономики поверили самые осмотрительные и осторожные — финансовые структуры. Страх опоздать с пересадкой на этот электронный, компьютерный поезд преследует преуспевающих производственников. Прогресс на фондовом рынке отражает веру рядовых граждан в существование новой экономики/Традиционная экономика отступает под натиском новой, в которой будут другие отношения между компаниями, иные структура компаний и стандарты управления ими. Меняющийся мир требует новых знаний и людей, способных эти знания генерировать и использовать.
Переход к новой экономике начался в 90-е годы XX в. Известны четыре фактора, послужившие толчком для данного перехода: либерализация рынков, мобильность капитала, глобализация стандартов, новое «цифровое» информационное пространство.
В традиционной экономике компания, производя добавленную стоимость, потребляет осязаемые ресурсы (труд и сырье) и неосязаемые (информация) и несет, при этом определенные затраты. Доля затрат на неосязаемые ресурсы, в том числе расходы на поиск информации, постоянный обмен ею с партнерами, регулярный мониторинг действий на рынках конкурентов и так далее, составляет существенную и увеличивающуюся часть издержек компании. Эти затраты называют расходами на взаимодействие — транзакционными расходами.
Исследования, показывают, что в США в 2000 г. доля расходов на взаимодействие в компаниях традиционной экономики составила 50% и более всех издержек. Это в среднем. Однако, если для добывающей промышленности (включая разведку полезных ископаемых) доля затрат на взаимодействие составляет 30—40% общих издержек, то у финансовых, кредитных и страховых компаний она нередко увеличивается до 60%.
В странах переходной экономики, к которым относится и Россия, ситуация усугубляется существованием бартера. Необходимость выстраивать длинные обменные цепочки, включающие массу посредников, поднимает расходы на взаимодействие до запредельных высот. Высокие затраты на взаимодействие с другими компаниями ограничивают рост фирм.
Наращивая производство, компания должна взаимодействовать со все большим числом поставщиков и потребителей. Ее цель — более жестко контролировать всю цепочку производства добавленной стоимости, в которой она участвует. Поскольку затраты на взаимодействие внутри компании все же значительно меньше, чем при работе со сторонними поставщиками и потребителями, компания пытается объединиться со своими контрагентами. Так создаются вертикально-интегрированные холдинги, каждый член которых неизбежно ограничивает себя в выборе партнеров по продуктам и по цене предлагаемого ими товара.
Успех компании в традиционной экономике определяют экспертиза, репутация, хорошие исполнители и устойчивые связи; многое зависит от интеллектуальной собственности, талантов, гибких альянсов. Защищаясь от конкурентов, компании стремятся повысить их затраты на взаимодействие. Так растут барьеры входа,на рынки, затрудняя для фирм выход из освоенной ими ниши на новое рыночное пространство. Как следствие, экономика страны закрывается от притока капитала извне.
Стандартизация деловых процессов, продукции, языка общения и форматов передачи данных, а также новое цифровое пространство, частью которого является всемирная компьютерная сеть Интернет, запустили механизм снижения затрат на взаимодействие между компаниями. Это, в свою очередь, снизило барьеры в конкурентной борьбе и привело к либерализации рынков, в следствие этого возросла мобильность капитала. Стоимость координации действий компании и людей упала ниже стоимости контроля, что и положило начало революционным изменениям во взаимоотношениях между всеми субъектами экономики. Если говорить о компаниях, то суть новой парадигмы состоит в переходе от управления осязаемыми активами, ресурсами и себестоимостью к управлению нематериальными активами, интеллектуальным капиталом, от связей через собственность к созданию альянсов, от воспитания послушных исполнителей — к поиску технологически мыслящих интернет-талантов.
Одним из основных принципов действия рынков в новой экономике становится отход от традиционного маркетинга, основанного на изучении запросов нескольких статично определенных групп потребителей. Получая возможность собирать детальную информацию о каждом клиентеи постоянно держать с ним связь, компания может персонализироватьлично для него и только с учетом особенностей его потребностей предлагаемые продукты и услуги. Теперь компания, а не посредник, владеет более полной информацией о клиенте, и это позволяет ей эффективно использовать каналы прямых продаж, тем самым значительно сокращая и свои издержки, и стоимость товара для конечного пользователя. Это модель нового рынка, ориентированного на потребителя,и использующего иные, чем прежде, схемы во взаимодействии компаний как друг с другом (business-to-business), так и с конечными потребителями (business-to-consumer или consumer-to-business).
Торговые площадки нового рынка существуют в нескольких видах, соответственно потребностям отрасли или участников рынка. Каталоги позволяют сводить большое количество покупателей и продавцов. Аукционы создаются для ликвидации излишков продукции у продавцов, на них взаимодействует много покупателей и несколько продавцов. Электронные биржи, как и традиционные, создаются для торговли стандартизированным товаром в одной отрасли. На Западе такие площадки организуются крупными компаниями нефтехимии, автомобильной, энергетической и других отраслей.
В условиях новой экономики знаниями и информацией в компании необходимо управлять на качественно ином уровне. Помочь здесь могут современные коммуникационные технологии, технологии совместного творчества (включая дистанционные), технологии искусственного интеллекта, а также технологии поиска и анализа данных.
В настоящее время лидеры новой экономики больше расходуют, чем зарабатывают. Но их доходы быстро вырастут, как только количество компаний новой экономики перейдет некую критическую черту. Современные создатели новой экономики — основные строители ее инфраструктуры, эксплуатировать которую потом будут все. Пока ещезанять свою долю нового рынка несложно, шанс не стать на нем аутсайдером есть и у российских компаний.
В России традиционная экономика еще долго будет очень сильна, потому что необходимый для новой экономики уровень интеграции с поставщиками и заказчиками требует невиданной доселе у нас прозрачности и открытости. Пока это интересно далеко не всем менеджерам, так как при этом усиливается контроль со стороны собственников, и неинтересно подавляющему большинству фирм и предпринимателей из-за невозможности манипулировать с уплатой налогов.
Однако надо четко понимать, что через несколько лет даже при минимальном уровне открытости российской экономики отечественные компании, оставшись традиционными, утратят всякую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными, в том числе и на собственном внутреннем рынке.