Гуманитарный потенциал национальной экономики

интегральная характеристика человеческой деятельности, отражающая единство процессов производства благ и удовлетворения потребностей.

Он направлен на оценку качества трудового потенциала каждого работника и рабочей силы в целом.

Принято выделять аспекты анализа гуманитарного потенциала:

o Объем и качество потребляемых благ.

o Характеристика занятости национального работника и его профессионально-квалификационной структуры.

o Характеристика образовательного и культурного уровня национального работника.

o Состояние физического и психического здоровья национального работника.

o Характеристика уровня социальной гарантированности граждан.

Так как гуманитарный потенциал - это многокомпонентное явление, оценивают его размер при помощи комплексного показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).Величина ИРЧП представляет собой ∑ индекса продолжительности жизни, индекса достигнутого уровня образования и индекса скорректированного реального ВВП на душу населения. Изменяется от 0 до1.

26. Научно – технический потенциал национальной экономики

обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

- это способность национального работника создавать новое знание и трансформировать его в новые материальные и нематериальные блага.

Научно-технический потенциал формируется стихийно на базе реального сектора национальной экономики. Организационно он представлен в виде научно-технического комплекса.

Научный комплекс— это взаимосвязанная совокупность учреж­дений, организаций, видов деятельности, результатом которых явля­ется создание неосязаемого блага в виде нового научного знания, по­зволяющего оптимально решать текущие и перспективные задачи социально-экономического развития страны.

В наиболее общем виде ее осо­бенности заключаются в следующих чертах:

o Она строго индивидуальна как по процессу ее получения, так и по полученной конечной форме;

o Результат имеет вероятностный характер, причем степень не­определенности результата различна в зависимости от вида исследо­вательской работы;

o Продукция научного комплекса может быть использована в ка­чественно различных отраслях НЭ, разных видах деятельности.

o Занятость в научно-техническом комплексе очень ограничена, составляет она 1,5-2% экономически активного населения т.к. научно-техническая деятельность как творческий процесс требует большого объема специальных научно-технических знаний.

o В связи со стратегической важностью научно-технического комплекса государство выделяет на его развитие средства из бюджета. В среднем размер составляет 2-3,5% от ВВП.

Для оценки состояния и развития научно-технического потенциала используют следующие показатели:

· Доля затрат на НИОКР в ВВП

· Затраты на НИОКР на душу населения

· Численность научных кадров на 1000 человек трудовых ресурсов

· Патентная динамика

· Коэффициент изобретательской активности

· Индекс цитируемости научных работ

· Развитие российского научно- технического потенциала сопровождается объективными трудностями:

· Низкая инновационная активность большинства предприятий

· Отсутствие активного взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры

· Неэффективность механизмов трансфера знаний в производство

· Низкая капитализация научных результатов

· Отсутствие активного взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры

· Технологическая отсталость большинства перерабатывающих отраслей

· Слабая защита интеллектуальной собственности

· Недофинансирование исследований в стратегически важных отраслях науки

· Слабое развитие интеграционных процессов в связке «наука-образование-производство»

· Слабое развитие малого инновационного предпринимательства

27. Цели и задачи научно – технической политики

Научно-техническая политика рассматривается, как часть социально-экономической политики.

Государственная научно-техническая политика ориентирована наследующие цели:

o Развитие фундаментальных исследований, приоритетных прикладных научных направлений (био и нанотехнологии)

o Формирование национальной инновационной системы

o Повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности

o Сохранение и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса

Содержание научно-технической политики проявляется прежде всего в совокупности целей и задач. Для современных российских условий их можно сгруппировать в три блока.

Первый блок целей и задач направлен на сбережение и умножение научно-технологического потенциала России, на сохранение и развитие традиций научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ. Без этого невозможно решить задачу смены технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, обеспечить технологическую безопасность России.

Второй блок объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-технологического потенциала для формирования системных преобразующих инноваций-факторов. Речь идет о новых технических и технологических комплексах, способствующих созданию в России и СНГ единого технологического пространства. Эти комплексы образуют научно-воспроизводственную базу для воспроизводства продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды.

В третий блок входят цели и задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе. В их составе решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и прежде всего в предприятиях, объединениях, корпорациях. Они призваны также создавать необходимые предпосылки для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала России, для решения комплекса приоритетных социальных задач.

В обобщенном виде перечисленные выше цели и задачи научно-технической политики можно представить в виде интегрированной цели поэтапного перевода экономического развития России на инновационный тип развития.

Социальная сфера

Объекты:

Население(доход:соц.потенциал:состав семьи:профессия/квалификация:дееспосоность)

Субъекты:

Образование(основное:нач.профес.образ-е:среднее…:высшее проф.обр-е;переподготовка и повышение квалификации);здравоохранение(санаторно-курортные организации,фармация,спорт+ физкультура);культура(музеи,выставки,театры,филармонии,библиотеки,дом культуры);социальное обслуживание(соц.обеспечение,страхование,защита)

Механизмы:

Государственное финансирование: гос.инвестиции

Частное финансирование: частные инвестиции

Обществ благо:

· Полезны многим (степень пользы каждому неизвестна)

· Не платим

· Не исключаемо из постребения (благо не сокр по мнре его исп-я)

Частное благо:

· Надо платить

· Личн польза (можно измерить)

Исключаемость блага

Наши рекомендации