Правовые основы обеспечения конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений
Основное назначение информации, составляющей коммерческую тайну, - получение обладателем такой информации определенных экономических преимуществ перед своими конкурентами и извлечение прибыли из факта ее обладания. Если ваша компания тоже хочет заполучить "секрет фирмы", то есть научно-техническое, технологическое, производственное, финансово-экономическое или иное решение, признанное коммерческой тайной, у вас всего два законных пути.
Первый - нанять в штат фирмы высококвалифицированных специалистов, профинансировать проведение изыскательских работ, иными словами, выработать необходимое "знание" внутри своей организации.
Второй путь - получение необходимых конфиденциальных сведений по договору со сторонним лицом - первоначальным создателем коммерчески значимой информации. При этом подходе между фирмой (частным предпринимателем), заинтересованной в использовании информации, составляющей коммерческую тайну, и законным обладателем такой информации должен быть заключен гражданско-правовой договор. Такая возможность предусмотрена, в частности, пунктом 4 статьи 7 Закона "О коммерческой тайне", где устанавливается право обладателя коммерческой тайны вводить ее в гражданский оборот на основании договоров. К сожалению, в указанном законе отсутствует четкая регламентация договорных отношений по передаче прав на использование коммерческой информации. Приводятся только некоторые принципиальные требования к условиям их заключения. Основное внимание уделяется обязательствам по сохранению конфиденциальности, которые являются лишь одним из существенных условий таких договоров. Согласно пункту 7 статьи 3 Закона "О коммерческой тайне", передача осуществляется "в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором". Такое "емкое" определение не дает никакого ответа на вопрос, какие предусмотрены виды передачи информации, составляющей коммерческую тайну. Можно только предполагать, как это делает большинство цивилистов, что речь идет как об уступке коммерческой тайны, так и о ее предоставлении в целях использования (лицензионном договоре). Однако некоторые правоведы считают, что передача возможна и по другим видам договоров, таким как договор купли-продажи, дарения, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Такая точка зрения выглядит несколько странно с учетом того, что, по действующему законодательству, обладатель коммерческой тайны передает ее контрагенту для использования на определенных условиях, но при этом обладатель остается обладателем коммерческой тайны. Если же согласиться с возможностью передачи секретов по договору купли-продажи, то получается, что "продавец" должен "забыть" всю ту информацию, которую он передал по договору. Зачастую в хозяйственных договорах встречаются формулировки о "передачи прав на ноу-хау". Такая формулировка не совсем точно отражает суть договора. По своей правовой природе договорные отношения, связанные с коммерческой тайной, представляют собой не акт передачи прав на использование конфиденциальной информации. Они строятся на предоставлении контрагенту доступа к сведениям на определенных условиях.
По мере того, как договорные отношения, связанные с коммерческой тайной, перестанут быть экзотикой и прочно войдут в практику делового оборота, проявится еще один существенный пробел законодательства в регулировании рассматриваемых правоотношений. Речь идет о переходе коммерческой тайны (в основном это касается ноу-хау) в общепринятый способ производства. При заключении большого количества договоров о предоставлении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, ее обладатель сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, ему все труднее становится осуществлять контроль за своим "секретом", так как это связано с необходимостью отслеживать и пресекать случаи нарушения контрагентами принятых договорных обязательств по соблюдению конфиденциальности. Во-вторых, важно не перешагнуть определенный количественный предел, после которого говорить о неизвестности информации третьим лицам будет уже невозможно. Согласно пункту 2 статьи 39 Соглашения ТРИПС, именно неизвестность информации широкому кругу профессионалов, обычно работающих с подобной информацией, делает ее конфиденциальной. Как уже отмечалось в главе 1, если большинство производителей в каком-либо секторе экономики используют один и тот же "промышленный секрет", то он приобретает статус общепринятого способа производства. В связи с отсутствием в законодательстве четких критериев оценки общеизвестности конфиденциальной информации, определять этот количественный предел придется в каждом конкретном случае с участием судебных органов.
Рассмотрим, какие общие требования к договорам, связанным с передачей коммерческой тайны, установлены действующим законодательством. Во-первых, передаваемая информация должна быть обязательно зафиксирована на материальном носителе. Передача коммерческой тайны в устной форме, даже при осуществлении такой передачи на возмездной основе, не может считаться гражданско-правовым договором, и, соответственно, на нее не распространяются меры правовой защиты, предусмотренные законом.
Основным требованием, касающимся договоров о передаче коммерческой тайны, является сохранение конфиденциальности предоставляемой информации. Согласно статье 12 Закона "О коммерческой тайне", в договор в обязательном порядке должны быть включены следующие положения:
1) условия охраны конфиденциальности информации, в том числе, в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора;
2) обязанность контрагента незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известным факте разглашения или угрозы разглашения, незаконного получения или незаконного использования коммерческой тайны третьими лицами (даже если такое положение не фигурирует в тексте договора, эта обязанность контрагента вытекает напрямую из закона);
3) обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.
В указанной статье дважды затрагивается вопрос ответственности контрагента за разглашение полученной по договору информации. Согласно части 2 статьи 12 Закона "О коммерческой тайне", в договоре должна быть установлена обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору. Отсюда можно сделать вывод, что, если в тексте договора не будет предусмотрена такая обязанность, контрагент не обязан возмещать убытки. В то же время, в части 6 вышеуказанной статьи закреплено: "сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором", следовательно, обязанность возмещения убытков контрагентом устанавливается законом априори и можно не включать данное положение в договор. Налицо явное противоречие, причем, что называется "не отходя от кассы" - в тексте одной и той же статьи. Предпринимателям остается посоветовать во всех случаях включать данный пункт в договоры во избежание в дальнейшем возможных недоразумений.
В случае если иное не установлено договором между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и контрагентом, контрагент в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет способы защиты коммерческой тайны, переданной ему по договору. Законодательство устанавливает общеобязательный минимальный набор мер по защите конфиденциальности коммерческой информации (эти меры мы рассмотрим в главе 6), однако зачастую их может быть явно недостаточно. Поэтому законодатель предусмотрел возможность заранее согласовать перечень охранных мер и включить в договор те из них, на которых настаивает обладатель информации. По смыслу закона можно предположить только одно ограничение на их количественный и качественный состав: обладатель коммерческой тайны может потребовать от контрагента исполнения мер по защите информации только в том объеме, в каком он сам их обеспечил. И это понятно - нет никакого смысла принимать повышенные меры безопасности в одном месте, если интересующие сведения злоумышленник легко может получить в другом.
Законодатель побеспокоился и о защите прав контрагентов. Согласно пункту 5 статьи 12 Закона "О коммерческой тайне", обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать эту информацию, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено договором. Следует особо еще раз подчеркнуть, что данное требование действует даже в том случае, если компания - первоначальный обладатель реорганизуется или даже ликвидируется. В случае реорганизации обязанность по обеспечению мер информационной безопасности возлагается на компанию-правопреемника в объеме, предусмотренном договором. При ликвидации обладатель обязан принять все возможные меры для предотвращения разглашения переданной контрагенту информации: уничтожить материальные носители (либо по согласованию с контрагентом передать ему все относящиеся к договору конфиденциальные информационные ресурсы), с бывшим персоналом, допущенным к коммерческой тайне, должны быть заключены договоры о ее неразглашении как минимум на период действия договора.
Кроме перечисленных выше обязательных требований в договор по передаче коммерческой тайны, в соответствии с принципом свободы договора, могут быть включены дополнительные условия, касающиеся таких вопросов, как право обладателя информации самому использовать эту информацию и передавать ее другим контрагентам, территория, на которой может быть использована переданная информация и так далее. В частности, определение территории действия договора может быть обусловлено желанием сторон избежать конкуренции при использовании одного и того же ноу-хау контрагентом и первоначальным обладателем коммерческого секрета на одной и той же территории (стороны хотят поделить "зоны влияния").