Реструктуризация системы управления земельным фондом в России
Как известно, проведение земельной реформы в сфере аграрного производства было обусловлено необходимостью передачи земли в собственность тем, кто на ней работает. В связи с этим почти все сельскохозяйственные угодья страны, которые были исключительной собственностью государства, подлежат передаче в собственность крестьянам.
Первый этап реформы: передача сельскохозяйственных угодий в коллективную собственность
С целью создания условий для приватизации сельскохозяйственных земель в 1992 г., наряду с государственной, были введены коллективная и частная формы собственности на землю. Соответственно законодательству Российской Федерации, приватизация сельскохозяйственных земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства, осуществлялась двумя путями (смотри нижнюю схему).
Путь осуществления приватизаций сельскохозяйственных земель | ||
Первый | Второй | |
Характеристика | Государство начало передачу гражданам в частную собственность сельскохозяйственных угодий с земель запаса и земель резервного фонда для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства | Государство инициировало осуществление комплекса мероприятий с предоставлением членам сельскохозяйственных предприятий статуса собственников земель, которые находились в пользовании этих предприятий. |
В России на момент упразднения в 1992 г. исключительной государственной собственности на землю практически все пригодные для ведения сельскохозяйственного производства земли находились в пользовании КСП, в которые были преобразованы почти все колхозы и совхозы. Поэтому приватизация сельскохозяйственных земель, находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, стала основной целью земельной реформы в России. В основу приватизации таких сельскохозяйственных земель была положена идея организации сельского хозяйства на основе объединения преимуществ крупнотоварного сельскохозяйственного производства (то есть такого, которое осуществляется на больших земельных массивах) с преимуществами, которые вытекают из предоставления крестьянину статуса собственника земли и передачи ему средств производства.
На первом этапе земельной реформы в России делалась попытка реализации этой идеи через передачу земли в коллективную собственность. Как раз, поэтому 13 марта 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил новую редакцию Земельного кодекса Украины, то есть вводилась коллективная собственность на землю. В России начался первый этап земельной реформы. Основной задачей на этом этапе была передача земель в коллективную собственность КСП и некоторых иных сельскохозяйственных формирований. Было проведено разгосударствление земель сельскохозяйственного назначения (кроме тех, что остаются в резервном фонде) путем их передачи из государственной собственности в коллективную собственность КСП. На 1 января 1999 г. 99,5 % КСП получили землю в коллективную собственность. Это означает, что 27,6 млн. гектаров сельскохозяйственных земель, то есть 45,7 % земельного фонда России, перешли из государственной в коллективную собственность.
Второй этап реформы: получение членами КСП сертификатов на право на земельную часть (пай).
Однако практика показывала, что передача земли в коллективную собственность КСП не превращает его членов в настоящих хозяев земли. Поэтому в 1994 г. была сделана попытка укрепить правовой статус членов КСП как совладельцев земель, переданных в коллективную собственность. С выходом Указа Президента РФ «О неотложных мероприятиях по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» от 10 ноября 1994 г. земельная реформа стала осуществляться в направлении паевания сельскохозяйственных угодий, которые находились в коллективной собственности. Паевание предусматривает выделение каждому члену КСП земельной части (пая), право на что заверяется сертификатом. Собственники земельных частей (паев) получили право распоряжаться ими вплоть до выделения земельной части (пая) в натуре в виде земельного участка, право на что заверяется государственным актом на право частной собственности на землю.
Следовательно, целью второго этапа земельной реформы было паевание сельскохозяйственных земель, которые находились в коллективной собственности. Этот этап практически завершен. На сегодняшний день во всех КСП, которые получили землю в коллективную собственность, проведено паевание сельскохозяйственных угодий. Почти 6 млн. граждан, которые были или являются членами около 11000 КСП, получили сертификаты на право на земельную часть (пай).
Третий этап реформы: выдача государственных актов на право частной собственности на землю и реструктуризация КСП с созданием предприятий рыночного типа.
Однако паеванием земель коллективной собственности также не была достигнута основная цель земельной реформы - преобразование членов КСП в «работающих собственников», хозяев земли и имущества своих предприятий. Члены КСП, даже после распаивания земли и имущества, остаются наемными работниками. Кроме того, несмотря на выход упомянутого указа, паевание земли и имущества осуществлялось вяло, часто формально. Во многих случаях сертификаты на право на земельную часть (пай) крестьянам длительное время не выдавались, а хранились в сейфах председателей КСП. Коллективная собственность на имущество и землю КСП рассматривалась как собственность самого предприятия, а не его членов.
Для того, чтобы обеспечить передачу земли и имущества в частную собственность членов КСП, необходима реструктуризация предприятия и создание на его основе одного или нескольких хозяйственных структур рыночного типа. Таким образом, для успешной реализации третьего этапа земельной реформы необходима реструктуризация всех КСП.
Проблемы управления земельным ресурсом в России