Система высшего и послевузовского

профессионального образования России: структура и ступени

Согласно Федеральному закону «О высшем и полевузовском образовании»:

«Направления подготовки (специальности) определяются лицен­зией. Содержание образовательного процесса по каждому направле­нию подготовки (специальности), сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального обра­зования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соот­ветствующим государственным образовательным стандартом».

«Учебная и производственная практика, предусмотренная госу­дарственными образовательными стандартами высшего и послеву­зовского профессионального образования, осуществляется на осно­ве договоров между высшими учебными заведениями и предпри­ятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которы­ми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета» (гл. 11, ст. 3, п. 9).

«Требования к государственной итоговой аттестации (выпуск­ной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяют­ся государственными образовательными стандартами высшего и по­слевузовского профессионального образования. Контроль за вы­полнением указанных требований осуществляется в установленном законодательством порядке» (гл. 11, ст. 3, п. 10).

Эти положения предусмотрены во всех образовательных стан­дартах и являются столь же значимыми, как описание дисциплин, количество часов и другое.

Система высшего и послевузовского профессионального обра­зования представляет собой совокупность:

Ÿ государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

Ÿ имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

Ÿ научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветителькжих предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

Ÿ органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

Ÿ общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Ступени высшего профессионального образования.Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования, подтверждаемые при­своением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию:

Ÿ квалификации (степени) «бакалавр»;

Ÿ квалификации «дипломированный специалист»;

Ÿ квалификации (степени) «магистр».

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов уста­новленного образца. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

• для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее четырех лет;

• для получения квалификации «дипломированный специалист» — не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

Ÿ для получения квалификации (степени) «магистр» — не ме­нее шести лет.

Получение впервые образования по образовательным програм­мам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессио­нального образования.

Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражда­нину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Формы обучения.Основные образовательные программы высше­го профессионального образования могут осваиваться обучающи­мися в различной форме. Форма зависит от объема обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимися: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, в форме экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения высшего про­фессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионально­го образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается правитель­ством Российской Федерации.

Экстернат— самостоятельное изучение обучающимся дисцип­лин согласно основной образовательной программе высшего про­фессионального образования по избранному направлению подго­товки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и ито­говой) в высшем учебном заведении.

Лицам, завершившим обучение по образовательным програм­мам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответ­ствующем образовании.

Документы о профессиональном образовании.Устанавливаются следующие документы, которыми удостоверяется завершение выс­шего профессионального образования различных ступеней:

• диплом бакалавра;

• диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

• диплом магистра;

• диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

• справка установленного образца о незаконченном высшем
профессиональном образовании.

Лица, получившие документы государственного образца о выс­шем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (спе­циальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Наши рекомендации