Развитие местного хозяйства и самоуправления

1) история формирования местного хозяйства

2) местное хозяйство и самоуправление за рубежом

[1]

Муниципальное хозяйство формировалось в результате естественного исторического процесса. Истоком МСУ послужила крестьянская община. Постоянный поиск связи между развитием местных сообществ и государством в результате длительного исторического процесса привел к созданию муниципального сектора экономики.

Прообразом современных органов МСУ является Бурмистирская палата. Она создана в Москве в конце 17 века.

Петр I недоверял органам МСУ, а Екатерина II расширяла роль городов в части самоуправления. Губернское самоуправление сочеталось с уездом в земствах и городским самоуправлением.

В губернское земство входили: губернское земское собрание, губернская земская управа, специальные комиссии. Губернская земская управа избиралась в составе председателя и 2 властных.

В начале 17 века временное правительство пыталось укрепить государство на основе общественного договора с уездным земством, губернским и городским самоуправлением.

В начале периода военного коммунизма предприятия и административные единицы превратились в цеха или подразделения единого национального хозяйства. Они не обладали самостоятельностью без разделения прав и ответственности по вертикали и горизонтали.

Все национализированное имущество образовало фонд, принадлежащий 1 собственнику – государству. Все государственные организации, за которыми было закреплено имущество, не являлись его собственниками. За ними признавалось только право оперативного управления.

Государственной властью в автономных областях, краях, районах и городах стали советы народных депутатов.

Местное хозяйство стало самостоятельным объектом управления и планирования в период НЭПа. Изменение структуры МСУ произошло в новейшей истории в 1990 г. в связи с принятием закона «Об общих началах МСУ и местного хозяйства в СССР». Именно с этого года в законодательстве появилось новое определение – Местное самоуправление.

6 июля 1991 г. – закон о местном самоуправлении в РСФСР. В рамках данного закона МСУ осуществлялось в границах районов, городов, поселков, через представительные органы власти, местную администрацию, через местные референдумы и собрания граждан.

После событий августа 1991 г. съезд народных депутатов РСФСР принял постановление «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы», в соответствии с которым был издан указ президента «О порядке назначения глав администраций». Согласно указу президент получил право назначать и смещать глав краевых и областных администраций. Таким образом была создана вертикаль государственной власти, звенья которой (главы администраций) полностью зависели от того, кто их назначал и смещал – т.е. от вышестоящего исполнительного руководителя.

Изменения в Конституции в апреле 1992 г. утвердили МСУ в качестве самостоятельного уровня власти. Далее последовали новые указы (о реформе представительных органов власти и органов МСУ и о реформе МСУ в РФ) от 26 октября 1993 г. Это положило начало новому этапу президентской реформы МСУ.

Современный этап развития муниципального хозяйства и МСУ начался с принятия закона 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ». Закон имеет справочный характер, т.к. установление порядка организации МСУ находится в совместном ведении регионов и РФ. Сегодня местное хозяйство функционирует под воздействием рыночных отношений. Именно рынок определяет направления развития местного хозяйства, подстраивает под себя экономику и политику, в т.ч. экономическую базу МСУ. Характерен курс на ограничение масштабов муниципальной собственности и преобразования ее в частную.

В настоящее время происходит рационализация муниципального хозяйства в рамках оптимизации состава муниципальной собственности и отчуждения объектов, не связанных с осуществлением функций МСУ.

Важно подчеркнуть, что экономика любого предприятия не может развиваться вне среды, создаваемой муниципальным сектором.

17.03.14

[2] местное хозяйство и самоуправление за рубежом

Германия. Приняты 5 уровней территориального управления: федерация, земли, округа, районы, города. МСУ представляют общины, районы и города. Они имеют много особенностей, т.к. единых требований к МСУ нет. Например, общины выполняют административно-регулирующие функции, пользуются услугами государственных и частных предприятий, а сами выступают в роли предпринимательских структур. За их деятельностью надзирают президенты правительственных округов.

Органами МСУ являются избираемый населением местный совет и глава администрации. Исполнительный аппарат МСУ не имеет единой организационной структуры и обладает свободой действия. Сельские общины и города входят в состав районов.

Среднее звено составляют земли (регионы). Высшее звено – федерация.

Муниципальное планирование охватывает одновременно коммунальное хозяйство и частный сектор, в которое планирование индикативно.

США. Характерной чертой государственного устройства является децентрализация власти. Штаты имеют автономию и широкие полномочия. У каждого штата есть своя конституция, где отражены формы устройства и МСУ.

Каждый штат имеет законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Губернатор штата управляет, подчиняясь конституции. Деятельность МСУ осуществляется по 2 направлениям:

- общие функции

- исключительно социальные функции

Графства – административно-территориальная единица штата, которая охватывает преимущественно не городскую территорию. Совет графства избирается населением. Территория США делится на специальные округа по отраслевому признаку. Всего в США 19 типов округов:

- пожарные, по водоснабжению, энергоснабжению, здравоохранению, школьные.

Коммунальное обслуживание осуществляют гос. структуры или местное управление при государственном регулировании.

Франция. Органами государственного управления являются административные округа, региональные органы, департаменты и коммуны. Деление на функции (государственные и муниципальные) отсутствуют. Административно-территориальные единицы обладают статусом – муниципальное образование. Гос. власть в департаменте представляет комиссар республики. Высший орган коммуны – муниципальный совет.

Управление коммунальным хозяйством осуществляется 2 способами:

- с непосредственным финансированием объекта

- по контракту

Муниципальная власть действует параллельно с префектурами – территориальными органами исполнительной государственной власти. Функции префекта:

- проведение государственной политики в регионе

- распоряжение финансами для реализации гос. политики в разных областях

- курирование получения средств европейских фондов в регионе

Эффективность работы префектур рассчитывается с помощью бух. программ, включающих 100 показателей. Бюджет префектур утверждается на 3 года.

Япония. Существует 2-х уровневая система управления – префектура и поселения. Кроме того, функционируют особые административные единицы – специальные города и районы, ассоциации районов. Деятельность муниципальных органов осуществляется по 22 направлениям: поддержание общественного порядка, здравоохранение, управление дорогами, газо и водоснабжение.

Великобритания. МСУ представлено графствами и округами. Во главе их стоят советы, состоящие из председателей и советников. Управленческая деятельность осуществляется через специальные комиссии. Графства составляют долгосрочные планы, а окружные советы их детализируют.

Лекция 6.

Наши рекомендации