Оценка респондентами значимости качеств личности, влияющих на ее самоопределение и успешную самореализацию в жизни

(в баллах по 7-ми балльной шкале)

№ пп Качества личности Сту- денты Работа-ющая молодежь Уча- щиеся В среднем по массиву
1. Образование 6,09 6,09 6,32 6,15
2. Профессионализм, мастерство 6,09 6,16 6,17 6,14
3. Ответственность 6,0 6,17 6,0 6,05
4. Активная жизненная позиция 5,6 5,67 6,83 6,03
5. Собственная семья 5,98 6,11 6,0 6,03
6. Материальная обеспеченность 5,86 5,98 6,01 5,94
7. Деньги и другие материальные блага 5,81 5,87 5,96 5,88
8. Общая культура личности 5,71 5,92 5,74 5,79
9. Трудолюбие 5,7 5,94 5,71 5,78
10. Полезные связи 5,68 5,83 5,85 5,78
11. Честность, принципиальность 5,69 5,75 5,73 5,72
12. Положение родителей 5,63 5,55 5,83 5,67
13. Способность критически оценивать себя, свои возможности 5,58 5,65 5,66 5,63
14. Хорошие отношения с людьми, обладающими властью 5,33 5,38 5,34 5,35
15. Красота 5,06 4,88 5,18 5,04
16. Физическая сила 4.89 4,83 4,84 4,85
17. Вера в бога 4,62 4,61 4,61 4,61

Немаловажное значение для успешного жизненного развития имеют оценки собственных возможностей в самоопределении и самореализации человека. Как известно, самореализация выступает как синтез цели и результата процесса формирования личности и в то же время как критерий ее успешности. Он включает в себяиндиви-дуальный успех и самосохранение личности в социуме.

Самореализация предполагает умение самостоятельно принимать решения и быть ответственным за него, наличие способности к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту, самоуправлению, самосовершенствованию, творчеству.

Как оценивают свои способности к самореализации и самоопределению молодые россияне? В нашем социологическом исследовании респондентам было предложено оценить по 7-ми балльной школе значимость для себя различных качеств, позволяющих им успешно развиваться, сохранять уверенность в себя, обеспечив собственное благополучие и самостоятельность. Результаты отражены в табл. 2, построенной в соответствии с рейтингом оценок по всему массиву.

Из данных таблицы следует, что почетные первое и второе места респонденты безоговорочно отдали образованию и профессионализму, которые тесно связаны между собой.

Несколько неожиданным, на наш взгляд, оказалось то, что ответственность заняла столь высокое (3-е) место в обозначенной системе качеств. Особенно высоко ее оценила работающая молодежь. Нам представляется, что в молодежном сознании, в отличие от других категорий населения, наблюдается активный переход от патерналистских ценностей к индивидуалистическим, среди которых обязанность, необходимость отвечать за свои действия и поступки, быть ответственным за них всегда превалировала над другими качествами. В то же время не следует и обольщаться на этот счет, поскольку мысль и поступок не всегда находятся в согласии, особенно у молодежи.

В ходе социологического опроса была сделана попытка выяснить, какие черты в наибольшей степени характерны для молодежи современной России, т.е. создать некий обобщенный социальный портрет молодого человека глазами самих молодых людей. И через призму предпочтительных черт и качеств создать ценностный образ современного представителя российской молодежи (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Какие черты, по-Вашему мнению, в наибольшей степени характерны для молодежи современной России?» (%)

№ пп Варианты ответов Сту-денты Работа-ющая молодежь Уча- щиеся В среднем по массиву
1. Повышенная творческая энергия, вера в свои силы 13,7 15,0 15,3 14,7
2. Раскованность, стремление показать свою индивиду-альность 33,3 38,9 35,9 36,0
3. Романтизм, вера в идеалы 7,8 8,4 7,6 7,9
4. Целеустремленность, стремление к осуществле-нию жизненных целей 21,8 22,0 26,7 23,5
5. Высокая социальная активность, стремление к реализации социальных инициатив 7,4 6,6 5,2 6,4
6. Патриотизм, стремление приложить усилия для обеспечения процветания России 5,9 5,8 9,2 7,0
7. Иждивенчество, потреби-тельство, отсутствие желания прикладывать усилия для достижения намеченных целей 21,2 23,6 20,3 21,7
8. Эгоизм 31,9 26,4 38,3 32,2
9. Стремление к матери-альному успеху любым путем 31,0 35,6 12,3 26,3
10. Пессимизм, неверие в собственные силы 9,6 7,7 14,2 10,5
11. Экстремизм, стремление решать проблемы сило-выми методами 7,2 5,6 15,6 9,5
12. Национализм, нетерпи-мость к людям иной национальности 10,7 7,8 11,3 9,9
13. Криминализация, неуваже-ние к закону 14,0 10,8 33,4 19,4
14. Стремление выделиться, стать крутым 27,6 24,8 5,7 19,4
15. Чувство долга 3,3 3,3 18,2 8,3
16. Стремление стать личностью, проявить свою индивидуальность 19,7 17,8 3,6 13,7
17. Законопослушание 1,1 1,4 0,9 1,1
18. Другое 1,1 1,1 - 1,1

Из приведенных данных следует, что современной молодежью больше всего ценятся такие качества, как раскованность, стремление показать свою индивидуальность. Более трети опрошенных в целом по всем группам респондентов оценили эту черту как наиболее приоритетную у других молодых людей.

Наличие подобной черты лично у себя зафиксировало практически вдвое меньше респондентов (табл.4).

Таблица 4

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие из перечисленных ниже качеств характерны непосредственно для Вас в наибольшей степени?»

№ пп Варианты ответов Сту-денты Работа-ющая молодежь Уча- щиеся В среднем по массиву
1. Повышенная творческая энергия, вера в свои силы 26,5 28,8 38,7 31,3
2. Раскованность, стремление показать свою индивидуаль-ность 17,4 18,2 21,8 19,1
3. Романтизм, вера в идеалы 27,4 25,3 25,5 26,1
4. Целеустремленность, стрем-ление к осуществлению жизненных целей 45,3 44,1 50,4 46,6
5. Социальная активность, стремление к реализации молодежных социальных инициатив 10,7 5,3 5,6 7,2
6. Патриотизм, стремление приложить усилия для обеспечения процветания России 12,1 10,0 15,7 12,6
7. Нежелание прикладывать усилия к достижению наме-ченных целей 5,9 4,3 3,0 4,4
8. Пессимизм, неверие в собственные силы 5,1 4,6 6,3 5,3
9. Стремление решать любые проблемы силовыми методами 6,2 3,7 4,6 4,8
10. Нетерпимость к людям иной национальности 3,7 2,5 4,0 3,4
11. Эгоизм 6,2 8,4 9,9 8,2
12. Стремление к материаль-ному успеху 6,2 12,4 9,9 9,5
13. Стремление выделиться, стать «крутым» 5,4 2,9 3,9 4,1
14. Чувство долга 19,5 18,5 16,7 18,2
15. Индивидуальность, ощущение себя личностью 34,3 34,9 31,5 33,6
16. Законопослушание 11,8 19,1 15,5 15,5
17. Другое 1,4 1,9 1,9 1,7

На второе место среди важнейших черт личности молодежи современной России вышел эгоизм (в целом около трети опрошенных). Однако лично к себе это качество отнесло всего 8,2% респондентов. Третье, почетное, место заняло стремление к материальному успеху любым путем. Около трети респондентов (студенты, работающая молодежь и учащиеся) признали, что такая характеристика присуща современной молодежи, но только не персонально данному респонденту. Лично он вовсе не стремится во главу угла в своей жизни поставить на первое место стремление к материальному успеху, так как для него характерно целеустремленность, стремление к осуществлению жизненных целей, повышенная творческая энергия, вера в свои силы и даже романтизм и вера в идеалы, в отличие от всей остальной молодежи, которая весьма далека, с точки зрения респондента, от романтических и творческих устремлений и насквозь пропитана духом практицизма и рационализма. Важно подчеркнуть, что треть респондентов считают, что они индивидуальность и личность, а все остальные молодые россияне намного отстают по такому параметру.

О чем говорят эти данные? В первую очередь о том, что отдельный респондент не идентифицирует себя с общей массой своих ровесников. О том, что себя он идеализирует в соответствии с некоей идеальной моделью «хорошего» человека, которая присутствует в его сознании и в наибольшей степени соответствует общечеловеческим ценностям.

Интересно отметить, что критичность старших по отношению к молодым существовала во все времена. Новым, на наш взгляд, оказалось то, что молодые еще более критичны к своему собственному поколению, чем старшие.

Приведенные результаты опроса с очевидностью указывают на то, что в ценностных ориентациях молодежи существует четкое определение того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Респонденты подсознательно выбирают для себя одобряемые обществом ценности. В своих ответах они дистанцируются от большинства. Отсюда следует вывод, что для современной российской молодежи «я» и «мы» - понятия далеко не тождественные. Феномен этой достаточно хорошо изучен психологами и свидетельствует о кризисе индивидуального общественного сознания, характерном для нестабильных обществ.

Одной из важнейших ценностей мира людей выступает роскошь человеческого общения. В иерархии ценностей молодежи общение всегда имело высокий рейтинг. На какой основе строят взаимное общение молодые россияне сегодня? (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Что, по-Вашему, мнению, является основой для общения молодых людей между собой?» (%)

№ пп Варианты ответов Сту-денты Работа-ющая молодежь Уча- щиеся В среднем по массиву
1. Взаимопомощь 22,9 23,8 22,5 23,1
2. Желание поделиться своими переживаниями, посоветоваться 24,3 20,2 28,2 24,2
3. Единство интересов, увлечений 56,3 53,3 58,2 55,9
4. Совместное времяпрепро-вождение 31,7 35,6 35,7 34,3
5. Личная привязанность, взаимные симпатии 36,0 31,7 41,4 36,4
6. Выпивка 16,7 15,3 11,7 14,5
7. Любовь 26,7 27,2 32,5 28,8
8. Секс 15,4 17,3 18,7 17,0
9. Бизнес, деловые отношения 8,9 15,2 6,4 10,2
10. Единство политических взглядов 2,4 2,5 3,1 2,7
11. Совместная социально значимая деятельность 7,8 6,9 3,3 6,0
12. Общие религиозные убеждения 2,4 1,4 1,5 1,8
13. Чувство одиночества, желание быть членом группы 11,0 10,9 9,8 10,6
14. Другое 1,1 0,2 0,7 0,7

Первые шесть индикаторов, отмеченные наибольшим количеством опрошенных, а именно (данные приводятся по мере убывания):

  • единство интересов, увлечений (55,9%);
  • личная привязанность, взаимные симпатии (36,4%);
  • совместное времяпрепровождение (34,3%);
  • любовь (28,8%);
  • желание поделиться своими переживаниями, посоветоваться (24,3%);

· взаимопомощь (24,2%) являются традиционным набором в ответах на подобный вопрос. Может меняться только место в иерархии перечисленных индикаторов. Сам же перечень, в основном, остается неизменным. Но совершенно новым по сравнению с подобными исследованиями десяти- двадцатилетней давности можно считать в ответах респондентов выбор таких основ для общения, как секс (почти каждый пятый респондент, наибольшее количество – среди учащихся!), совместная выпивка (наибольшее количество – среди студентов!), чувство одиночества, желание быть членом группы сверстников (каждый десятый респондент!).

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в ходе исследования была выявлена еще одна, на наш взгляд, новая тенденция в молодежном сознании: приоритет позитивных ценностей над негативными. В частности, речь идет о предпочтениях в выборе значимых для себя ориентаций, связанных с такими общечеловеческими ценностями, как трудолюбие, честность, принципиальность, общая культура, способность критически оценивать себя и свои возможности.

Хорошие отношения с людьми, обладающими властью, а также физическая сила и красота (имеется в виду внешность) наделены не слишком высокими оценками. Не исключено, что респонденты в своих ответах конструируют идеальную модель современного молодого человека, что отнюдь не в полной мере соответствует жизненным реалиям.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. Ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими особенностями:

· формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс;

· в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;

· среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;

· все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;

· духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека;

· образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием, что свидетельствует об утилитарном отношении к нему;

· молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;

· в российской ментальности по-прежнему серьезное значение имеют семейные ценности;

· высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество, как ответственность;

· в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.

2. Мировоззренческий дуализм молодых россиян, состоящий в противоречии между преимущественно позитивной ценностной ориентацией мировоззрения большинства и девиантными формами поведения и общения, демонстрируемых меньшинством, обусловлен:

· особенностями социального времени, содержание которого определяется перманентными реформами;

· ситуацией ценностной неопределенности, сложившейся в российском обществе;

· противоречивостью требований институционализированных и неинституционализированных социокультурных пространств;

· влиянием замещающей внеобразовательной и внесемейной социализации негативной направленности;

· особенностями молодежной субкультуры;

· возрастными и психологическими особенностями молодежи.

3. Ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентации, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии общественного идеала и общенациональной идеи.

Досуг молодежи

Модернизационные процессы в обществе были всегда непосредственно связаны с процессами социокультурного воспроизводства подрастающих поколений, которые стали предметом особой заботы властных структур в Европе уже в начале XX в., осознавших, что главным капиталом любого процветающего общества является молодежь, от уровня знаний которой, ее политических симпатий и общей направленности жизненных планов зависит будущее не только страны, но и всей планеты.

В настоящее время социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и современных культурно-досуговых центров. Молодёжь - социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формированием мировоззрения, духовного облика, становлением характера, предрасположенностью к инновациям, нетерпимостью к рутине, динамизмом, импульсивностью. Перед молодыми людьми встает проблема выбора жизненных ценностей. Они стремятся сформировать свою внутреннюю позицию, отношение к себе, другим людям, самоопределиться относительно таких категорий, как «добро», «зло», «честь», «достоинство», «право», «долг».

Основные потребности этой возрастной группы: общение, выбор профессии, поиск будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного разрешения тех или иных проблем. Со­циализация молодежи в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд, так как предполагает социальное воспитание личности, ее творческое, интеллектуальное, духовное развитие.

В научной литературе понятие «досуг» интерпретируется в связи с понятием «свободное время». Как правило, досуг понимается как часть свободного времени, заполненная занятиями с целью восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. В зависимости от выбора конкретных форм деятельности досуг может заключать возможности самосовершенствования и развития.

Можно выделить следующие виды досуговой деятельности:

· занятия, целью которых является потребление культурных ценностей индивидуального или коллективно-зрелищного характера; физически активный отдых, в том числе занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью; пассивный отдых; общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки; занятия антикультурного характера – употребление спиртных напитков, азартные игры и др.;

· занятия творческого характера, не связанные с профессиональной деятельностью (любительский труд по различным ремеслам и пр.).

Поскольку досуг является одной из важнейших сфер жизни человека, то культура досуга выступает неотъемлемой составной частью культуры общества. Культура досуга – это отражение внутренней культуры человека, проявление личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время, это система ценностных ориентаций и форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время, готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности.

В системе ценностей современной молодежи досугу отведено одно из ведущих мест, так как во время досуга появляется возможность реализовать социокультурные потребности молодых людей. Досуг предстает в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий.

Изменения в содержании и структуре досуга происходят в результате воздействия социокультурных трансформаций: смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Воспитание молодежи за пределами школы, колледжа, вуза продолжается в быту, в свободное от учебы время, что оказывает влияние на ее сознание, поведение. Разнообразные каналы взаимодействия молодых людей с макро- и микросоциумом, со средствами массовой информации, с произведениями культуры и искусства, друзьями, родителями имеют большое значение. Например, средства массовой информации сегодня играют значимую роль в качестве фактора воспитания молодого поколения. Телевизионный образ обладает ярко выраженным эмоционально-психологическим воздействием на все сферы сознания молодежи, в том числе и на ее ценностные ориентации, замещая при этом такие институты социализации, как семья и система образования.

Функции социализации молодежи во время досуга осуществляются как через общение в группе сверстников, так и посредством деятельности учреждений культуры и других организаций (кинотеатры, дискотеки, клубы и пр.). Достаточно часто молодое поколение (в соответствии со своими социокультурными потребностями) время досуга посвящает общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи.

Для молодежного образа жизни характерно интенсивное общение. Группа сверстников представляет собой общество в миниатюре, где открывается возможность «отрепетировать» свои будущие социальные роли, адаптироваться к обществу, самореализоваться. Именно здесь в процессе общения складываются представления о хорошем и плохом, добре и зле. Тяга к самовыражению посредством внутригруппового общения была свойственна молодежи во все времена. Но в современных условиях, когда ослабевают воспитательные функции ряда социальных институтов, ее роль как социальной силы, оказывающей влияние на формирование личности, принимает особый характер. Усилению процессов стихийной социализации способствует неорганизованный досуг определенной части молодежи. Это создает условия для распространения антисоциальных видов деятельности молодых людей. Одной из основных причин, побуждающей молодежь употреблять наркотики, наряду с неорганизованностью свободного времени и уходом от разрешения общественных и семейных проблем, является интенсивное влияние сверстников. Возрастание влияния сообщества сверстников происходит по мере увеличения времени, проводимого юношей или девушкой вне семьи и школы.

Данные социологического исследования, проведенного в 2006г. в десяти регионах Российской Федерации сотрудниками Института молодежной политики и социальных технологий «МАТИ» - Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского, подтверждают усиление влияния сверстников на формирование поведенческих установок и ценностных ориентаций молодежи (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, по вашему мнению, является основой для общения молодых людей между собой?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)

№ пп Варианты ответов Студенты, % Работающие, % Учащиеся, % В среднем по массиву, %
1. Взаимопомощь 22,9 23,8 22,5 23,1
2. Желание поделиться своими переживаниями, посоветоваться 24,3 20,2 28,2 24,3
3. Единство интересов, увлечений 56,3 53,3 58,2 55,9
4. Совместное времяпрепровождение 31,7 35,6 35,7 34,3
5. Личная привязанность, взаимные симпатии 36,0 31,7 41,4 36,4
6. Совместное употребление спиртных напитков 16,7 15,3 11,7 14,5
7. Любовь 26,7 27,2 32,5 28,8
8. Секс 15,4 17,3 18,7 17,0
9. Бизнес, деловые отношения 8,9 15,2 6,4 10,2
10. Единство политических взглядов 2,4 2,5 3,1 2,7
11. Совместная социально значимая деятельность 7,8 6,9 3,3 5,9
12. Общие религиозные убеждения 2,4 1,4 1,5 1,8
13. Чувство одиночества, желание быть членом группы сверстников 11,0 10,9 9,8 10,6
14. Другое 1,1 0,2 0,7 0,7

Большинство опрошенных в качестве основы общения молодых людей называют единство интересов, увлечений. Затем выступают личная привязанность, взаимные симпатии, совместное времяпрепровождение, любовь, желание поделиться своими переживаниями, посоветоваться; взаимопомощь.

Как правило, основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные, и только незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Говоря об образовательных инициативах в структуре свободного времени и досуга молодежи, необходимо отметить тенденцию к сближению сферы образования и сферы досуга: образование перестает быть прерогативой только учебных заведений.

Большое значение для формирования личности молодого человека имеет спорт. Неоспорима его роль не только в физическом, но и в духовном совершенствовании человека, а молодого - особенно. Важно подчеркнуть роль коллектива в социализации подрастающего поколения. Спортивные коллективы способствуют становлению личности посредством воздействия норм и установок группы. Спортивные занятия позволяют выработать внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации, настойчивость в достижении поставленной цели, умение организовать время. Однако социально-экономическая ситуация 90-х гг. существенно повлияла на приоритетность позиций массового доступного спорта в обществе, что обусловило спад состояния физического воспитания молодежи и сказалось на ухудшении ее здоровья. Отрадно наблюдать изменение этой тенденции в последние годы. Меняется состояние спортивных площадок во дворах, открываются новые спортивные центры, катки, функционирующие даже летом в качестве скейтдромов, постепенно появляются трассы для любителей роликовых коньков, в лесопарках организуются оздоровительные туристические маршруты. Все это укрепляет надежду на дальнейшую популяризацию спорта.

Важно учитывать финансовые возможности молодежи в аспекте развития массового молодежного спорта. Часто именно недостаток средств является причиной того, что молодые люди не занимаются спортом. Далеко не каждый может позволить себе регулярно заниматься в секции, работающей на коммерческой основе. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования (табл. 2, 3). Среди причин, препятствующих активным занятиям физкультурой и спортом, респонденты также выделяют отсутствие свободного времени.

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос: «Почему молодежь недостаточно активно занимается физкультурой и спортом?» (вопрос предполагал возможность выбора не более 3-х вариантов ответов)

№ пп   Варианты ответов Студенты, % Работающие, % Учащиеся, % Среднее по массиву, %
1. Недостаточно собственных финансовых средств (дорогие билеты, инвентарь, спортивная форма и т.д.) 44,7 51,5 42,3 45,3
2. Отсутствие привычки заниматься физкультурой и спортом 50,5 53,4 54,3 52,3
3. Это непопулярно в молодежной среде 14,5 13,6 13,2 13,8
4. На это не хватает времени 41,2 44,3 44,2 43,2
5. Поблизости от дома нет спортивных клубов и центров, спортплощадок 25,3 26,4 26,8 25,5
6. Мало хороших инструкторов и тренеров 12,1 9,8 11,3 11,1
7. Недостаток информации о действующих секциях, спортивных клубах и центрах 19,1 15,9 20,3 18,4
8. Другое 2,7 2,3 4,9 3,3

Таблица 3

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для того, чтобы молодежь стала более активно заниматься физкультурой, спортом, туризмом?»

Наши рекомендации