Машиностроительный комплекс

Машиностроение - одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных вид од продукции.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Долгое время машиностроение развивалось темпами, опережавшими развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс и, в первую очередь, станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство средств вычислительной техники.

Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий. Так, был начат серийный выпуск новых гибких производственных модулей, автоматических линий для механообрабатывающего и кузнечно-штамповочного производства, переднеприводного микролитражного легкового автомобиля. Среди созданных образцов новых типов машин, приборов, средств автоматизации значительная часть продукции отвечает техническим требованиям, уровню лучших отечественных и зарубежных образцов, а некоторые из них даже превосходят этот уровень.

Однако несмотря на положительные тенденции в развитии машиностроения, его научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям интенсификации общественного производства. Велика доля оборудования, эксплуатирующегося десять, пятнадцать и более лет, в то время как сменяемость оборудования на предприятиях Японии составляет 6- 8 лет, а в европейских государствах - 10-12 лет. Поэтому для технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства республики и ускорения социально-экономического развития необходима широкая реконструкция предприятий машиностроительного комплекса.

Распад СССР как единого государства и образование независимых государств способствовали углублению спада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придало большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам конечной и комплектующей продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущие машиностроительному комплексу Советского Союза, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как самого Машиностроения, так и всего народного хозяйства. Особое место в этих связях занимает Украина.

С 1991 г. нарастала тенденция сокращения межрегионального обмена продукцией производственно-технического назначения. Нарушение вертикальных и отсутствие устойчивых горизонтальных связей способствовали снижению производства продукции базовых отраслей и в первую очередь машиностроения.

Кризисные процессы в машиностроении усугублялись высоким уровнем концентрации и монополизации производства. Среди 2/3 предприятий машиностроения каждое выпускает свыше 75% определенного вида продукции, т.е. является его монопольным производителем.

Конец 1980-х и особенно начало 1990-х годов сопровождались и распадом внешнеэкономических связей в области торговли машинами и оборудованием, которые складывались в течение нескольких десятилетий и способствовали определенному балансу в обеспеченности потребностей отраслей хозяйственного комплекса России современной техникой.

Структурная перестройка, происходящая в машиностроительном комплексе, позволила наладить производство 4000 наименований новых изделий. Однако структурные изменения происходят медленно не только из-за слабой адаптации машиностроительных предприятий к работе в новых экономических условиях, но и из-за отсутствия у предприятий оборотных средств.

В настоящее время практически все предприятия гражданского машиностроения стали акционерными обществами. Но на большинстве приватизированных предприятий пока еще не произошло существенных изменений в структуре, номенклатуре и объемах производства продукции. В результате экономический эффект от разгосударствления предприятий пока еще не получен.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. В структуре промышленного производства товарной продукции большинства районов на долю машиностроения приходится от 20 до 30%. Особенно высок уровень его развития в Центральном, Уральском, Поволжском экономических районах.

За последние десятилетия в структуре машиностроения произошли значительные изменения. Научно-технический прогресс способствовал выделению таких самостоятельных отраслей, как электроника, производство средств вычислительной техники и др.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенно воздействие экономических факторов, таких, как обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовлении, одного продукта, части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве. Специализацию в машиностроении подразделяют на предметную, технологическую и подетальную.

Развитие специализации является важным условием интенсификации производства машиностроения. Специализация производства дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации и роботизации производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда и повышает эффективность развития производства. Например, Камский автомобильный комплекс включает шесть крупнейших специализированных заводов: ремонтно-инструментальный, литейный, дизельный, прессоворамный, кузнечно-прессовый и автосборочный, оснащенных оборудованием и технологическими средствами, позволяющими сравнительно быстро, без дополнительных затрат перейти с производства одних видов автомобилей на другие.

Специализация промышленного производства обусловила широкие связи по кооперационным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства: химической, текстильной и другими. Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Например, Волжский автозавод связан по кооперационным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий из 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.

Производственно-технический потенциал отрасли характеризуется тремя основными показателями. К ним относят объем выпускаемой товарной продукции (измеряемый в рублях или натуральных показателях), размеры основных промышленно-производственных фондов (в рублях), численность промышленно-производственного персонала.

Удельный вес этих показателей по отдельной отрасли в общих показателях машиностроения позволяет определить ее направленность. Так, если удельный вес основных промышленно-производственных фондов (ОППФ) в данной отрасли значительно превышает долю занятых в ней, то такая отрасль относится к фондоемкой, но трудосберегающей, например тяжелое машиностроение. Если же удельный вес численности промышленно-производственного персонала значительно превышает долю ОППФ в отрасли, то эта отрасль принадлежит к числу трудоемких, но фондосберегающих, например, приборостроение, электронная промышленность.

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале ("Уралмаш" в Екатеринбурге), Сибири ("Сибтяжмаш" в Красноярске).

Размещение отраслей тяжелого машиностроения обусловлено тем, что для предприятий тяжелого машиностроения характерны производства, связанные с отливкой, механической обработкой и сборкой крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов, целых секций. Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования для доменного сталеплавильного и литейного производства. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

К металлоемким отраслям относят и производство оборудования для угольной промышленности. Крупные центры производства горношахтного оборудования созданы в Западной Сибири - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые широко используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефте- и газодобывающих районах - на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры. Одним из крупнейших центров по производству турбин для гидроэлектростанций является завод "Электросила" в Санкт-Петербурге; Таганрогский завод "Красный котельщик" производит половину всех паровых котлов РФ. Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной электроэнергетики потребовало организации производства оборудования для атомных электростанций; так, в Санкт-Петербурге выпускают атомные реакторы, крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускают небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России в зарубежных странах. Такие предприятия работают в Коломне (Центральный район), Воронеже (Центрально-Черноземный район), Новосибирске (Западно-Сибирский район).

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Строительство современных судов требует установки на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении большое развитие получило кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые агрегаты и секции судов. Основные Центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря - Санкт-Петербург, Выборг, специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов - атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом - Мурманск, специализирующиеся на производстве лесовозов.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где АО "Красное Сормово" выпускает суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река - море", суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Значительная металлоемкость определила размещение его вблизи металлургических баз. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Центральный район), электровозы - в Новочеркасске (Северо-Кавказский район), маневровые тепловозы - в Муроме и Людинове (Центральный район). В Демихово начато производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от импорта этой продукции из Латвии.

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этого фактора стало развиваться вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, Калининграде, Новоалтайске. На производстве изотермических вагонов специализируется Брянский завод тяжелого машиностроения; в Твери выпускают пассажирские вагоны дальнего следования и двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге и в Мытищах - вагоны для метрополитена. На производстве грузовых вагонов, контейнеров и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой промышленности. Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы.

Общее машиностроение включает группу машиностроительных отраслей, специализирующихся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости. Они размещаются там, где есть квалифицированные кадры.

Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперационным поставкам. Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической отраслей промышленности.

Одной из показательных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускает Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, автомобили малой грузоподъемности - Ульяновский (УАЗ) завод. Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде, малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган). По лицензии фирмы "Мерседес-Бенц" начата сборка автобусов различных модификаций на заводе ГолАЗ (г. Голицино Московской области)

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра (Москва) и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуются оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий. Без этого нельзя достичь технологического обеспечения развития экономики и участия страны в международном разделении труда в качестве полноправного партнера.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте структуру машиностроительного комплекса и назовите основные принципы размещения предприятий отрасли.

2. Выделите крупные экономические районы, специализирующиеся на машиностроении, и раскройте проблемы его развития в условиях формирования рыночных отношений.

3. Какова роль специализации и кооперирования в территориальной организации машиностроения ?

Химико-лесной комплекс

Значение химико-лесного комплекса в народном хозяйстве России огромно. Он играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза.

Сернокислотная промышленность - одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других отраслях. Сырьем для получения серной кислоты служат серный колчедан (пирит) и сера. Серная кислота также вырабатывается из сернистого газа, улавливаемого при плавке сульфидных руд, переработке сернистой нефти, сероочистке коксового и природного газа. Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах потребления серной кислоты. Основное сырье для ее производства (серный колчедан) приходится перевозить на дальние расстояния. Это объясняется тем, что серная кислота является малотранспортабельным грузом. В ряде районов получение серной кислоты совмещается с основными производствами на базе использования их отходов: например, серная кислота вырабатывается на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах цветной металлургии.

Сернокислотная промышленность развита почти во всех экономических районах. Важнейшие предприятия по производству серной кислоты размещены в центральных районах - Воскресенский, Щелковский (Московская область), Новомосковский (Тульская область), Чернореченский (Дзержинск, Нижегородская область) заводы; на Урале - Березниковский, Пермский заводы.

Содовая промышленность, продукция которой применяется в стекольной и химической, а также в цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, текстильной и в быту, размещается в Пермской области - Березниковский комбинат; в Башкортостане - Стерлитамакский; в Алтайском крае - Михайловский содовый комбинат.

Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений - фосфорных, калийных и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические заводы и комбинаты: Воскресенский (Московская область), Невский (Санкт-Петербург). Самым крупным является комбинат "Апатит" на Кольском полуострове. Большое внимание обращается на производство суперфосфата в гранулированном виде (т. е. в виде мелких зерен), выпуск концентрированных фосфорных удобрений. Особенностью в размещении суперфосфатной промышленности является то, что большинство суперфосфатных заводов России работает на хибинских апатитах. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья на большие расстояния. Однако следует иметь в виду, что хибинские апатиты даже в Сибири являются более дешевым сырьем, чем местные фосфориты.

Производство калийных удобрений представлено Соликамским и Березниковским комбинатами на Урале.

Азотная промышленность имеет более широкий ареал размещения. При производстве азотных удобрений основным сырьем является аммиак, исходными элементами для получения которого служат водород и азот. Существует несколько способов получения синтетического аммиака. При производстве аммиака способом конверсии кокса требуется большое количество угля, а при производстве электрическим способом (разложение воды на водород и кислород электрическим током) - большое количество электроэнергии. Поэтому предприятия, выпускающие аммиак, раньше размещались в районах угольных месторождений или у источников дешевой электроэнергии.

В настоящее время азотная промышленность в качестве сырья использует природный газ (технология получения аммиака из природного газа широко внедряется). Это позволит обеспечить наиболее рациональное размещение промышленности азотных удобрений по территории страны, приблизить производство к районам потребления, использовать местные виды сырья, топлива и дешевой энергии. Такие районы, как Поволжье, Западная Сибирь и Северный Кавказ, обладают весьма благоприятными условиями для развития этой отрасли промышленности.

Построены крупные азотно-туковые предприятия в важнейших угольных и металлургических центрах. На базе использования низких сортов угля сооружены Березниковский химический комбинат в Пермской области, Новомосковский химический комбинат в Тульской области (в настоящее время при производстве аммиака используется газ) и другие предприятия. На основе коксового газа построены азотно-туковые предприятия в Кузбассе (Кемеровский химический комбинат), на Урале и в некоторых других районах. В комбинировании с черной металлургией центрами производства азотных удобрений стали также Липецк и Череповец. Введен в действие азотно-туковый комбинат на Северном Кавказе (Невинномысск).

Важнейшими отраслями химии органического синтеза является производство синтетического каучука и резиновых изделий, пластмасс и химических волокон. Предприятия по производству синтетического каучука и резины находятся в Санкт-Петербурге - "Красный треугольник", Москве - "Каучук" и "Красный богатырь"; построены новые крупные заводы в Воронеже, Омске, Красноярске и других городах. Создан резино-асбестовый комбинат в Ярославле, имеются шинные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Кирове, Омске и других городах. Большое значение для быстрого развития резиновой промышленности имело создание отечественной базы производства синтетического каучука. В качестве исходного сырья при производстве непищевого спирта используются углеводороды нефти и газа, отходы лесопиления и деревообработки, отходы щелоков сульфит-целлюлозных заводов, ацетилен (из карбида кальция) и некоторые другие виды сырья. Применение непищевого сырья для производства синтетического каучука приносит народному хозяйству огромную выгоду. Так, например, на получение 1 т синтетического каучука расходуется около 3 т жидких газов вместо 9 т зерна или 22 т картофеля.

Так как для производства 1 т синтетического каучука требуется около 2 т спирта, то заводы синтетического каучука всегда размещались вблизи спиртового производства. В довоенный период спиртовые заводы (на пищевом сырье) и заводы синтетического каучука размещались главным образом в центральных районах (Воронеж, Ефремов, Ярославль). С переходом промышленности синтетического каучука на новые виды сырья (непищевого) появились большие возможности для развития этой промышленности в нефте- и газоносных районах (Поволожье, Северный Кавказ и др.), где получают синтетический каучук из углеводородного сырья. Производство синтетического каучука и синтетических материалов организуется также в районах нефтеперерабатывающей промышленности (Западная и Восточная Сибирь). Введены в действие Омский, Красноярский, Стерлитамакский, Волжский, Нижнекамский, Пермский и другие заводы синтетического каучука. В перспективе эта отрасль будет наращивать мощности в восточных районах страны, которые хорошо обеспечены водой и дешевым топливом.

Пластические массы находят широкое применение в самых разнообразных отраслях промышленности как заменители металлов (в особенности дефицитных цветных металлов - меди, никеля и т.д.), а также стекла, дерева и других материалов. Для производства пластических масс используется различное углеводородное сырье, получаемое в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, коксохимическом производстве, газосланцевой и лесохимической промышленности. Большие заводы пластических масс построены в Центре (Москва, Владимир, Орехово-Зуево) и на северо-западе (Санкт-Петербург). Организованы новые крупные базы промышленности пластических масс в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Салават, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск), на Северном Кавказе (Грозный) и в других районах страны.

Производство волокон включает вискозные и ацетатные волокна. Вискозное волокно производится химической переработкой целлюлозы древесных пород. Сырьем для ацетатного волокна служит хлопковый линт. По прочности эти волокна превосходят хлопковую пряжу и находят широкое применение. Синтетические волокна (нейлон, капрон, лавсан, анид и др.) обладают очень высокой прочностью на разрыв и объемной эластичностью. Эти волокна широко используются при изготовлении различных высококачественных тканей и мехов, трикотажных и ковровых изделий, корда для шин, парашютного щелка, рыболовных сетей, кожаных изделий и многих других видов продукции.

При выработке искусственных и синтетических волокон потребляется большое количество сырья и материалов, топлива, воды. Для производства 1 т вискозного волокна требуется, например, 1,1 т целлюлозы, для обработки которой в свою очередь необходимо значительное количество химикатов -около 2,5-3 т (едкий натр, серная кислота, сероуглерод) и 7-15 т условного топлива. На изготовление 1 т капрона расходуется свыше 1 т бензола и большое количество серной кислоты, аммиака и других вспомогательных материалов. Вот почему главным фактором в размещении производства химических волокон является близость к источникам топлива и воды.

До недавнего времени основными производителями химических волокон были центральные и северо-западные районы, в которые, как известно, завозится большое количество топлива. Заводы искусственного волокна размещаются в Твери, Рязани, Балаково (Саратовская область), Барнауле, заводы синтетического волокна - в Курске, Красноярске, Волжском, Саратове.

В условиях становления рыночных отношений структурная перестройка хозяйства России должна включать приоритетное развитие химической промышленности для решения социальных проблем, научно-технического прогресса в строительстве, машиностроении, АПК. Намечается строительство крупных химических комплексов в регионах, обладающих богатыми ресурсами углеводородного и горно-химического сырья, топлива, воды, прежде всего в Западной и Восточной Сибири, создание крупного экспортного потенциала полимерных материалов импортозамещающих производств. Большое внимание уделяется развитию Томского и Тобольского нефтехимических комплексов, расширению производства полиэтилена высокого давления, изобутилена и бутилкаучука. На Красноярском ПО "Химволокно" расширяется производство капроновых нитей для кордных тканей и технических изделий. Особое внимание обращено на развитие полимерной химии.

Россия - крупнейшая лесопромышленная страна мира, в которой сложился мощный лесохимический комплекс, включающий заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины.

России принадлежит первое место по лесопокрытой площади, составляющей более 750 млн га. Она превосходит лесопокрытую площадь таких крупных лесных стран мира, как Канада, США, Швеция, Норвегия и Финляндия вместе взятых. В лесах России сосредоточено свыше половины мировых запасов ценнейших хвойных пород. Общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд м3 - это более чем в три раза превосходит запасы США, Канады. В лесах России произрастает около 1500 видов деревьев и кустарников, господствуют ценные хвойные породы, составляющие 9/10 всех запасов. При заготовке древесины используют в первую очередь спелые и перестойные насаждения (возраст спелых пород от 80 до 100 лет, перестойных свыше 100 лет). Спелые и перестойные леса занимают в настоящее время более 65% всей лесопокрытой площади и свыше 95% их сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке.

Наибольшее количество древесины в России дают сосна, ель, лиственница. Древесина хвойных пород используется в значительной степени для строительства и в целлюлозно-бумажной промышленности. Древесина лиственных пород - дуба, бука, березы, осины, липы и других широко используется как поделочный материал.

Наши рекомендации