Венчурная филантропия. Социальное предпринимательство. Вхождение представителей организаций-доноров в правление благотворительных организаций

Филантропия (от лат. phileo – люблю и anthropos – человек) – человеколюбие, помощь неимущим, благотворительность.

Стратегическая филантропия – философия корпоративной благотворительности, когда решение социальных проблем продиктовано стратегическими целями компании. Средства жертвуются для достижения коммерческих целей

В 2000-е гг. годы успешно распространяется венчурная филантропия - вид поддержки, при которой донор вкладывает не только значительные средства, но и время, интеллектуальные и другие ресурсы в долгосрочные партнерские отношения с выбранной компанией (чаще всего это НКО) для достижения конкретных измеримых результатов в обозримом будущем. Конечная цель венчурной филантропии, в отличие от социального инвестирования, лежит не в сфере экономической эффективности, а в сфере социального реформирования.

Социальное предпринимательство – ведение бизнеса таким образом, чтобы: 1) миссия компании обеспечивала создание и стабильное поддержание социального эффекта; 2) распознавать и постоянно преследовать новые возможности для реализации миссии; 3) включение в непрерывный процесс создания инноваций, адаптации и обучения; 4) действовать решительно и без учета фактора ограниченности ресурсов, имеющихся в наличии на текущий момент; 5) испытывать повышенное чувство ответственности за свою целевую группу и за достигнутые результаты. Это может быть коммерческая или некоммерческая организация, ее деятельность направлена на решение социально значимых проблем, она является социально ответственной.

Вхождение представителей организаций-доноров в правление благотворительных организаций. В настоящее время формы традиционной финансовой помощи приобретают все более организованный характер. Образуются новые некоммерческие организации (НКО), целью которых является сделать благотворительность эффективной, такие НКО стремятся увеличить объем пожертвований, работают над созданием благоприятных условий для развития филантропии, оказывают содействие благотворительным организациям и тем, кто их поддерживает. В свою очередь благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Вхождение представителей организаций-доноров в правление благотворительных организаций – для повышения эффективности работы фонда, а также с целью усиления контроля за целевым использованием средств фонда сотрудники организаций – доноров являются членами правления благотворительных фондов.

Вопросы для самопроверки.

1. Дайте определение понятия «социальная ответственность бизнеса».

2. Дайте определение понятия «корпоративная социальная ответственность».

3. Что такое социальные обязательства?

4. Что такое социальное реагирование?

5. Что такое «корпоративный имидж»?

6. Какова роль КСО в создании положительного имиджа корпорации?

7. Какова роль КСО в поддержании деловой репутации корпорации?

8. Дайте определение понятию «заинтересованная сторона» (стейкхолдер)?

9. Какова роль стейкхолдеров в деятельности корпорации?

10. Охарактеризуйте основные группы заинтересованных сторон.

11. В чем суть эффективного диалога корпорации с заинтересованными сторонами?

12. Назовите основные принципы КСО.

13. Какова роль ОЭСР в разработке принципов корпоративного управления?

14. Какие виды КСО Вы знаете?

15. Что такое «триединый итог» КСО?

16. Какие критерии классификации форм проявления КСО Вы знаете?

17. Что такое благотворительные пожертвования?

18. Что такое спонсорская помощь?

19. Назовите основные проблемы развития спонсорской деятельности в России?

20. Назовите основные проблемы развития благотворительной деятельности в России?

21. Для чего создаются корпоративные фонды:

22. Что такое социальные инвестиции?

23. Что такое социально значимый маркетинг?

24. Что такое венчурная филантропия?

25. Что такое социальное предпринимательство?

[1] Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 г. в США и затем дополнялись и расширялись. В настоящее время в мировой практике их формулируют следующим образом: 1. Право выбора в условиях достаточного разнообразия по конкурентным ценам и при ограничении монопольного воздействия на потребителя. 2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца. 3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товара, помогающих сделать разумный выбор. 4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба от их использования. 5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов. 6. Право на потребительское просвещение, т.е. приобретение знаний и навыков, облегчающих принятие решения о приобретении. 7. Право на здоровую окружающую среду. В России защита основных прав потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потребителей», деятельностью Госстандарта РФ, Министерства по антимонопольной политике, организациями потребителей.

[2] ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития, занимается вопросами анализа и выработки политики государств в целях повышении качества жизни их граждан. Члены ОЭСР имеют прямой и практически неограниченный доступ к опыту управления рыночной экономикой, накопленному передовыми странами за длительный период (в том числе и к конфиденциальной информации). Российская Федерация не является членом ОЭСР, однако, 30 ноября 2007 г. на 1163-й сессии Совета ОЭСР была подписана «дорожная карта» о присоединении РФ к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определила процедуру, позволяющую странам-членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации. Участие России в ОЭСР способствует развитию более тесных контактов с наиболее развитыми странами мира и дальнейшей интеграции ее в мировое сообщество.

Наши рекомендации