Организационно-правовые формы предприятия

Можно выделить три основные организационно-правовые формы предприятия.

1. Индивидуальное предприятие – это небольшая фирма, владелец которой одновременно является и ее служащим (например, бухгалтером, директором). Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу. Он управляет им самостоятельно и по своему усмотрению. По всем возникающим обязательствам предприниматель несет личную ответственность.

К преимуществам индивидуальных предприятий относятся:

1) упрощенное ведение хозяйственной деятельности;

2) независимость владельца предприятия;

3) возможность самостоятельно принимать решения;

4) сосредоточение всего размера прибыли у хозяина предприятия.

Недостатки индивидуальных предприятий:

1) имущественная ответственность распространяется на все имущество, в том числе и личное;

2) полная и единоличная ответственность за последствия своих решений.

Формы индивидуальных предприятий:

1) индивидуальная трудовая деятельность(основана на собственном труде);

2) индивидуальное частное предприятие (используется труд наемных рабочих).

2. Акционерное общество – это предприятие, основанное на объединении капиталов участников предприятия. Гарантом вложения капитала в предприятие является акция. Держателя акции называют акционером. Акция дает акционеру право на получение дохода от деятельности и участие в управлении акционерным обществом.

Преимущества акционерного общества: 1) возможность привлечения масштабных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства;

2) выход из акционерного общества одного из участников не приводит к остановке производства;

3) используют наемных управляющих, способных эффективно и профессионально решать любые вопросы;

4) акционерная компания является обществом с ограниченной ответственностью. В случае банкротства предприятие-акционер теряет только денежную сумму, которую он вложил в это предприятие. Это гарантирует акционерам снижение риска. При этом сохраняется возможность большей прибыли.

Недостатки акционерного общества:

1)организация и ликвидация предприятия выливается в большие денежные затраты;

2) участие акционеров в управлении и контроль за ними слабее власти хозяина малого предприятия;

3) сложная организационная структура акционерного общества провоцирует бюрократизацию.

3. Товарищество – деятельность, основанная на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая записывается в свидетельстве, и его владелец имеет право получать прибыль. Также он имеет право голоса на собрании.

Формы товарищества:

1) полные товарищества. Организация полного товарищества базируется на принципах полной и солидарной ответственности. Данная форма применяется на предприятиях, где преобладает интеллектуальный капитал (аудиторские, адвокатские компании). Участники отвечают по обязательствам не только имуществом предприятия, но и личным;

2) товарищества с ограниченной ответственностью. Основаны на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства участники теряют только свой пай;

3) смешанные товарищества. Включают полных участников и вкладчиков. Ответственность вторых ограничена размером пая.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятие существует в сложном мире, оказывающем на него многостороннее воздействие. Факторы, которые влияют на внешнюю среду предприятия, можно разделить на две группы: факторы прямого и косвенного развития.

Факторы прямого воздействия:

1) капитал. Он необходим для нормального функционирования предприятия. Капитал может быть собственным и заемным;

2) рабочая сила является наиболее важным фактором внешней среды предприятия. От уровня квалификации, от работоспособности зависит, насколько успешно будет предприятие;

3) сырье и материалы. Они должны быть обеспеченно высокого качества и в требуемых объемах. На предприятии должна быть отлажена система входного контроля качества поставок, тщательно отработана система снабжения, транспортировки соответствующих грузов, складирование;

4) ресурсы. В качестве ресурсов выступают капитал, сырье, материалы, рабочая сила и т.д.;

5) потребители. В качестве потребителей продукции выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия. От изучения своего потребителя во многом зависит благополучие предприятия, уровень прибыли, конкурентоспособности;

6) конкуренты. Главным объектом конкуренции являются потребители. Конкурентную борьбу также приходится вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уровень конкуренции зависит от способности предприятия эффективно соперничать с производителями аналогичной продукции. Чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо улучшать условия труда, создавать благоприятные условия инвестирования, улучшать качество производимого продукта; 7)органы государственного и муниципального управления. Должны обеспечивать правопорядок и защиту предприятий и их собственности от преступных посягательств (мошенников, взяточников). Государство своевременно информирует предприятие обо всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах.

Факторы косвенного воздействия:

1) политика. Наличие стабильной политики, органов власти и законодательства создает благоприятный фон для развития предприятия, способствует привлечению инвестиций. С политической обстановкой связано наличие дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересованы предприятия. Политика определяет отношение властей к частной собственности и предпринимательской деятельности;

2) экономика. Экономический подъем, спад, кризис оказывают глубокое влияние на предприятия. Экономика определяет валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг. Экономические обстоятельства формируют спрос и цену на товар. От состояния экономики зависит возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита). Внешние и внутренние займы на предприятии напрямую зависят о экономической ситуации в стране;

3) культура и социум. Влияние культуры и социальных факторов жизни на предприятии связано с определенной системой ценностей общества, традициями, стереотипами поведения. Система ценностей определяет практику деятельности организации, указывает, что наиболее важно для предприятия (например, «главное для нас – довольный потребитель»).

Наши рекомендации