Экономическая характеристика СЗХ
СЗХ Показатели | ||||||
Рост рынка, % | ||||||
Относительная доля рынка, ед. | 0,2 | 1,8 | 3,0 | 2,2 | 0,7 | |
Объем реализации, тыс. ДЕ | ||||||
Покрытие затрат, тыс. ДЕ |
Варианты 1, 2, 3.
В вариантах меняются значения показателей относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 0.
№ варианта | Относительная доля рынка СЗХ | |||||
0,6 | 0,4 | 0,44 | 0,2 | 1,2 | 1,2 | |
1,2 | 0,46 | 2,1 | 1,2 | 0,8 | 2,1 | |
0,8 | 1,8 | 0,2 | 1,6 | 0,4 | 0,8 |
Варианты 4, 5, 6.
В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 0.
№ варианта | Рост рынка СЗХ, % | |||||
Вариант 7.
Экономическая характеристика СЗХ
СЗХ Показатели | ||||||
Рост рынка, % | ||||||
Относительная доля рынка | 2,7 | 2,0 | 6,0 | 0,5 | 0,33 | 0,4 |
Объем реализации, тыс. ДЕ | ||||||
Покрытие затрат, тыс. ДЕ |
Варианты 8, 9, 10,11.
В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.
№ варианта | Рост рынка СЗХ, % | |||||
Варианты 12, 13, 14.
В вариантах меняются значения показателя относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.
№ варианта | Относительная доля рынка СЗХ | |||||
0,9 | 1,5 | 1,2 | 0,3 | 0,1 | ||
1,4 | 0,8 | 1,2 | 1,8 | 0,1 | 0,6 | |
1,8 | 0,3 | 0,8 | 0,3 | 1,4 | 0,5 |
Порядок решения
1. Построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ. В качестве критериев оценки СЗХ принимаются темпы роста рынка и относительная доля рынка.
В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0. т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице планируемые объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов, диаметр которых пропорционален объему реализации по данному СЗХ. Сектором в этих кругах показывается доля покрытия затрат.
2. Определить покрытие затрат - величину,получаемую после вычета переменных затрат из выручки от реализации (или удельных переменных затрат из цены). Величина покрытия затрат предназначена для покрытия постоянных затрат за определенный период (например, за год). Эту величину необходимо максимизировать так, чтобы она была больше или равна сумме постоянных затрат и запланированной прибыли для предприятия.
Доля покрытия затрат - это относительная долявеличины покрытия затрат в объеме выручки от реализации. Этот показатель характеризует внутрипроизводственное соотношение между ценой и производительностью. Доля покрытия затрат показывает прибыльность каждого продукта. Оптимизация этого показателя возможна путем изменения ассортимента продукции, а также улучшения организационно-технологических условий производства.
3. На основе анализа матрицы БКГ сформировать портфельную (продуктовую) стратегию предприятия. Продуктовая стратегия предприятия формируется по отдельным зонам хозяйствования (СЗХ) и может содержать следующие стратегические решения:
· изменение объемов реализации (цены или количества);
· снижение уровня постоянных затрат;
· снижение уровня переменных затрат и т.п.
· исключение из продуктового "портфеля" предприятия;
· изменение относительной доли на рынке;
· увеличение инвестирования;
· введение жесткого контроля инвестиций и перераспределение денежных средств между отдельными видами бизнеса и т.п.
При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:
· "звезды" оберегать и укреплять;
· по возможности избавляться от "собак", если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
· для "дойных коров" необходимы жестокий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;
· "дикие кошки" подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в "звезды";
· комбинация продуктов "кошки"," звезды" и "коровы" приводит к наилучшим результатам функционирования - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
· комбинация "кошки" и "звезды" ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
· комбинация "коровы" и "собаки" ведет к падению продаж и рентабельности.