Анализ излишков потребителя и производителя

На нерегулируемом конкурентном рынке потребители и производители покупают и продают по преобладающей рыночной цене. Но мы помним, что для некоторых покупателей ценность товара превышает эту рыночную цену: если бы понадобилось, они заплатили бы за товар больше. В итоге они получают выгоду, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той ценой, которую они платят.

анализ излишков потребителя и производителя - student2.ru

f t

Потребитель^ Потребитель С

Потребитель 8

Количество

Рис. 9.1. Графическое изображение потребительского излишка

Например, предположим, что рыночная цена за едини­цу товара 5 долл., как показано на рис. 9.1. Некоторые потребители, вероятно, оценивают данный товар очень высоко и заплатили бы за него куда больше, чем 5 долл. Потребитель А, например, заплатил бы за него 10 долл. Однако так как рыночная цена составляет лишь 5 долл., он получает чистую выгоду 5 долл.: величина 10 долл., в которую он оценивает товар, минус 5 долл., которые он должен заплатить, чтобы получить его. Потребитель В оценивает товар несколько ниже. Он готов за него заплатить 7 долл., и его чистая выгода составит 2 долл. Наконец, оценка товара потребителем С в точности сов­падает с ценой на рынке — 5 долл. Ему безразлично, покупать или не покупать товар, и если рыночная цена была бы на 1 цент выше, он воздержался бы от покупки. Следовательно, потребитель С не получает никакой выгоды.

Потребительский излишек — это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобре­тения товара. Для потребителей в совокупности это площадь между кривой спроса и линией рыночной цены (т.е. заштрихованная площадь на рис. 9.1). А так как потребительский излишек измеряет совокупную чистую вы-

Цена

излишек 'потребителя

анализ излишков потребителя и производителя - student2.ru

Количество

Рис. 9.2. Графическое изображение излишка потреби­теля и производителя

году всех потребителей, мы можем определить эффект от государственного регулирования путем измерения ито­говых изменений излишка потребителя.

Излишек производителя представляет аналогичный по­казатель для производителя. Для некоторых производи­телей издержки на единицу продукции равны рыночной цене. Однако для других производителей издержки мо­гут быть меньше рыночной цены. Производители, сле­довательно, получают выгоду (излишек) от продажи это­го товара. Для каждой единицы товара данный излишек представляет собой разницу между рыночной ценой, полу­чаемой производителем, и предельными издержками при ее выпуске. Он представляет собой прибыль на единицу продукции плюс любая рента, накапливающаяся на фак­торы производства.

Для рынка в целом излишек производителя является площадью над кривой предложения, вплоть до линии ры­ночной цены. Это общая прибыль плюс рента на фак­торы производства, которую получают производители с более низкими издержками от продажи продукции по ры­ночной цене. На рис. 9.2 это нижний заштрихованный треугольник. А так как излишек производителя изме­ряет совокупную чистую прибыль производителей, мы мо­жем определить дополнительную выгоду или убытки от го­сударственного вмешательства, измеряя итоговые измене­ния излишка производителя.

Наши рекомендации