Экономическая теория прав собственности
Права собственности реализуются как поведенческие нормы, регулирующие отношения между людьми по поводу редких благ. Это своего рода «правила игры», согласно которым протекает экономическая деятельность в обществе. «Права собственности — это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять при этом затраты и выгоды между субъектами. Именно права собственности — или то, что, по мнению людей, является существующими правилами игры, — определяют, каким образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса». Устанавливая место человека в мире редких благ и его отношение к этим благам, принятые «правила игры» предотвращают социальные конфликты, делают экономическую среду более упорядоченной, организованной и предсказуемой.
В рамках правовой науки развились два основных направления, изучающих права собственности, — континентальное и англосаксонское.
Континентальная традиция абсолютизирует концентрацию прав собственности на объекты присвоения у одного владельца. Ее классическим воплощением является Кодекс Наполеона. В рамках этой традиции частная собственность провозглашалась не только «священной и неприкосновенной», но и «единой и неделимой». Рассредоточение прав собственности на одни и те же объекты среди нескольких лиц в рамках этой традиции рассматривается как феодальный пережиток и как эрозия частной собственности. Такое понимание прав собственности вполне соответствовало эпохе мелкотоварного и раннекапиталистического производства. Однако оно препятствовало развитию более сложных организационно-экономических форм хозяйствования — акционерных обществ, транснациональных компаний и т.п.
Своеобразной реакцией на эту потребность явилось возникновение англосаксонской традиции в описании прав собственности. Расщепление собственности на полномочия нескольких лиц в англосаксонской традиции рассматривалось не как эрозия частной собственности, а как нормальное функционирование экономики, преследующей цель извлечения максимальной выгоды из благ и ресурсов. В рамках этой концепции убедительно доказывалось стремление всех экономических решений к абсолютной частной собственности и сосредоточению в одном лице максимума прав собственности. Аренда земли часто выгоднее ее покупки, лизинг может быть выгоднее приобретения оборудования, прокат автомобилей и аренда жилья иногда выгоднее приобретения на них абсолютных прав и т.д.
Англосаксонская правовая концепция оказала влияние на экономическую науку и послужила основой формирования теории прав собственности. У истоков этой теории стояли два известных американских экономиста — Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991 г., почетный профессор Чикагского университета, и А. Алчян, профессор ЛосАнджелесского университета. В дальнейшем в разработке и практическом использовании этой теории принимали активное участие Й. Барцель, Г. Демсен, Д. Норт, Р. Познер и др.
Особенность подхода авторов этой, по их словам, «универсальной метатеории» к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа состоит в том, что в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас термином «собственность», а термином «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок, или доля прав на использование ресурса — вот что составляет собственность»[3]. Чем шире «пучок правомочий», определенным данным ресурсом, тем выше его ценность. Существуют различные варианты классификации прав собственности, в т.ч. очень обширные и дробные. В литературе чаще всего приводится классификация А. Оноре[4]:
– права владения;
– права пользования;
– права управления;
– права на доход;
– права на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, изменение, уничтожение);
– права на безопасность, т.е. права на защиту от экспроприации благ и от вреда, причиненного внешней средой;
– права на передачу благ в наследство;
– права на бессрочность обладания благом;
– запрет на использование благ способом, наносящим вред внешней среде;
– права на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
– права на остаточный характер, т.е. права на использование правил и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.
Чем более рассредоточены права собственности, тем шире возможности осуществления сделок по их передаче. Рынок немыслим ни при полном отсутствии прав собственности, ни при абсолютной их концентрации в руках отдельного субъекта, например государства.
Таким образом, авторы экономической теории прав собственности раскрыли сам механизм рождения рынков: рынок заработает, как только будут разграничены права собственности и появится возможность для заключения сделок по обмену ими по взаимоприемлемым ценам. С точки зрения авторов данной теории, распределять права собственности на ресурсы, а значит, отчуждать других от свободного доступа к ним означает специфицировать права собственности.
Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.
«Если права на совершение определенных действий могут быть куплены или проданы, — пишет Р. Коуз, — их, в конце концов, приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или распределения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность»[5].
Следовательно, основная задача спецификации, т.е. четкого определения прав собственности, заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения. В то же время собственность есть не только присвоение прав на данный ресурс как на объект собственности, но и выполнение обязательств и ответственности по обслуживанию этих прав.
Передача прав собственности связана с отчуждением их у одного лица и передачей другому. Таким образом, можно сказать, что собственность — это отношение между людьми по поводу отчуждения и приобретения прав собственности на ограниченный ресурс.
Различают субъекты и объекты собственности (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Субъекты и объекты собственности
Субъекты собственности представляют лица, которые вступают в отношения собственности. Это физические и юридические лица, государства. Объекты собственности объединяет то, по поводу чего возникают отношения собственности.
Опыт многих стран показал, что для создания эффективной рыночной системы, основанной на конкуренции, необходимо законодательное закрепление трех типов объектов собственности, а именно: недвижимого имущества (недвижимости), движимого имущества (движимости), интеллектуальной собственности.
К недвижимому имуществу относятся: производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры. Одним из важнейших объектов недвижимости является земля. Частная собственность на землю — основа большинства личных состояний в рыночной экономике.
Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение: машины, станки, оборудование, инструменты, мебель и т.д.
Интеллектуальная собственность выступает в виде изобретений, программного обеспечения электронной техники, рукописей, достижений в искусстве и других продуктов интеллектуального труда.
В настоящее время в России объекты собственности могут иметь различный правовой статус. Это может быть имущество в собственности, в полном хозяйственном ведении, в оперативном управлении, в доверительном управлении, арендованное и т.п. (рис. 3.2)[6].
Рис. 3.2. Правовой статус имущества в Российской Федерации
При анализе объектов собственности используется также такой критерий, как место пребывания имущества. В России имущество с учетом этого критерия подразделяется на следующие виды:
– имущество на территории РФ;
– имущество за рубежом;
– имущество в странах СНГ;
– имущество в других странах.