Методика подготовки к практическим занятиям
Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия по гражданскому процессу имеют целью помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности. Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение студентов правильно в своей профессиональной деятельности применять и руководствоваться гражданским процессуальным законодательством. Практические занятия дают возможность доработать со студентами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить студентов правильно применять нормы действующего законодательства при рассмотрении спора.
Практические занятия по гражданскому процессу проводятся в форме решения задач, составления процессуальных и иных юридических документов, связанных с рассмотрением спора в суде. При подготовке к практическому занятию студенты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач либо подготовке к другим формам проведения практических занятий необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведении практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к тексту закона, постатейному материалу, к соответствующим главам, статьям Гражданского процессуального кодекса Украины, иным нормативным актам, судебной практике, записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.
Для краткого письменного изложения решения задач, составления проектов процессуальных документов студентам рекомендуется иметь отдельные тетради. Во время подготовки к практическому занятию надо записывать решение задач. В кратких письменных решениях нужно делать необходимые ссылки на соответствующие статьи Гражданского процессуального кодекса Украины и др. нормы права, теоретические положения и судебную практику, четко формулировать ответы на поставленные в задании вопросы.
Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие у студентов письменных решений заданий. Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.
В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит студента докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения по заданию, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты Украины, постановления Пленума Верховного Суда Украины, судебную практику, материалами учебной литературы и т.п. При этом особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания гражданского процессуального закона, правильному применению общих положений закона к конкретным жизненным фактам, изложенным в задаче.
После выступления студента по конкретной проблеме, ему могут быть заданы вопросы как преподавателем, так и другими студентами. Потом могут высказать свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенному решению, а также его мотивированию (обоснованию) другие студенты, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии по решению задачи подводятся преподавателем. Он же дает оценку выступающим студентам по решению задачи, высказанным мнениям и их обоснованности.