Сколько же слоев отчуждения накопилось в предыстории человеческого общества? Каковы они?

Анализ всего имеющегося материала по истории человечества в «царстве естественной необходимости» позволяет вычленить 9 слоёв отчуждения, 9 закономерно сменяющих друг друга способов производства с присущими каждому из них основными производственными отношениями (ОПО), о чем уже было сказано выше. Подведем итоги:

Первый по времени СП логично назвать архаическим(миллионы лет развития). Это ступень перволюдей, ступень человеческого стада, в котором нет никакой организации, каждый сам по себе, дети после достижения определенного возраста перестают узнавать родителей (мать), а матери – детей. Основным производственным отношением (ОПО) на этой ступени является стереотипное поведение, обычай, который вырабатывается на основе инстинкта свободного подражания, который присущ в той или иной мере всем высокоорганизованным животным.

2-я ступень– первично-коллективный(десятки тысячелетий развития) способ производства (ПКСП). В связи с усложнением орудийной деятельности возникает потребность обучать детей её навыкам и правилам поведения в коллективе. Происходит выработка условного рефлекса – ритуалов орудийной деятельность и поведения. Этот процесс опирается на безусловный инстинкт подражания. Соблюдение ритуалов контролируется коллективом и поэтому ритуалявляется основным производственным отношением ПКСП.

3-я ступень (также десятки тысячелетий развития) – родовой строй – родовой способ производства. Его ОПО являются кровно-родственные связи, на основе которых легче вырабатывать и контролировать необходимые ритуалы поведения и производственной деятельности.

Теперь взглянем в целом на эту трёхступенчатую эпоху. Мы видим, что на первой ступени ОПО выступает как сила природы (инстинкт подражания). На второй - сила природы превращается в общественную силу (ритуал); на третьей ступени это превращение получает полное завершение.
Вторая ступень, таким образом, является переходной.

Ещё одна особенность: эта эпоха является преимущественно технологической. В этот очень протяженный период в обществе вырабатываются технологии обработки материалов природы и совершенствуется человеческая рука – её степени свободы.
4-ая ступень – первобытнообщинный способ производства. На смену родовой общине приходит соседская. Внутри общинной собственности возникает и развивается личная (семейная) собственность. Она и становится ОПО этого способа производства.
5-ая ступень –переходная- азиатский способ производства, возникновение азиатских деспотий, ядром которых становятся т.н. «королевские роды». Они подчиняют себе соседние и дальние племена и общины, грабят их, облагают данью, опираясь только на силу. Насилие пронизывает отношения и внутри самого королевского рода. Здесь никто не защищён. Насилие и является ОПО этого СП.

Ая ступень – рабовладельческий СП. «Голое» насилие непродуктивно. Поэтому общество совершает переход к регламентации насилия внутри господствующего класса с помощью писаных законов. Закон – ОПО рабовладельческого СП.

Снова перед нами эпоха из тесно связанных между собой трех СП. В целом это организационная эпоха. И снова: в первобытно общинном обществе организация общины складывается стихийно - как сила природы. В Аз.СП организационным началом становится ничем не ограниченное насилие. На ступени рабовладельческого СП насилие подвергается регламентации с помощью законов и окончательно превращается в общественную производительную силу.

7-ая ступень – феодальный СП. Его ОПО является ПРАВО в форме вассалитета. Право здесь еще не как система юридических законов, а именно ПО - способ урегулировать сложные отношения между феодалами. Эта ступень есть начало экономической эпохи.Экономические отношения на этой ступени проявляют себя как сила природы - в виде бесплатного труда крепостных крестьян, создающих прибавочную стоимость для феодалов, которые её по большей части проедают. Отсюда стремление к роскоши, пиры, пышные дворы, турниры, собачьи охоты и т.п.

8-ую ступеньможно назватьабсолютистским СП, поскольку с наибольшей законченностью она проявилась во Франции в эпоху абсолютизма. Это снова переходная эпоха, в ходе которой размывается плотина феодализма пока она не взрывается буржуазными революциями. Внутри феодальных обществ формируется третье сословие – буржуазия. Она владеет деньгами, в которых нуждаются феодалы. Буржуазия же нуждается в привилегиях, которыми владеет дворянское сословие. Начинается обмен ДЕНЕГ НА ПРАВО, а ПРАВА на ДЕНЬГИ. Крестьяне выкупаются у феодалов, города покупают у королей статус вольных городов… Поэтому товарно-денежные отношенияявляются ОПО этого переходного СП.


Наконец, 9-ая ступень – капитализм. ЕгоОПОявляетсяКАПИТАЛ – высшая форма в развитии отношений собственности. Капитал, в отличие от всех предыдущих форм, самовозобновляющееся производственное отношение, поскольку прямое принуждение на этой ступени заменяется экономической зависимостью работающего от владельца средств производства.

Кроме того капитал обладает свойством самовозрастания (Д –Т- Д1)

Феодализм, абсолютизм и капитализм составляют три ступени экономической эпохив развитии общества.
Существенным обстоятельством для понимания закономерностей развития в «царстве естественной необходимости» является то, что начиная с 4-ой ступени (первобытнообщинный СП) все отношения строятся как способы присвоения чужой личной собственности.

Насилиеесть способ отобрать личную собственность.

Закон есть способ регулирования насилия внутри класса рабовладельцев в интересах их самих.

Право – способ урегулирования отношений феодалов по поводу присвоения ими плодов труда крепостных крестьян.

Товарно-денежные отношения есть способ обменять деньги, полученные путем эксплуатации наёмного труда на привилегии феодалов, т.е. на ПРАВО, а ПРАВА – на деньги.

Наконец, капитал есть система экономического рабства, способ присвоения результатов неоплаченного наёмного труда с помощью экономической зависимости в рамках права и регламентации законами, с использованием прямого насилия, а также и кровно-родственных отношений, и освящённых обычаем ритуалов, и выработкой нужных эксплуататорам стереотипов поведения масс.

Капитал как самовозобновляющееся отношение лишен способности к дальнейшему развитию. Поэтому на этой ступени общество закономерно приходит к стадии самоотрицания прежнего типа развития как смены формаций.

Процесс самоотрицания капитала в ХХ веке принял несколько неожиданную форму «элитаризма». Капитал устоял в 20-е годы ХХ века, а в 30-е годы - после мирового экономического кризиса финансовая олигархия пошла в Германии и США по пути своеобразной конвергенции капитализма и социализма. В этих странах олигархия захватила в свои руки все рычаги власти и стала управлять экономикой через государственный аппарат как единым целым, применяя методы индикативного планирования и регулирования в общенациональном и международном масштабе с определенным учётом интересов большинства.

В Германии и Италии, где были сильные и многочисленные левые партии (социал-демократическая и коммунистическая), «элитаризм» принял форму национал-социализма и (или) фашизма. В США финансовая олигархия («элита») пошла по пути расширения рамок демократии: признание прав профсоюзов, всеобщее избирательное право, социальные программы. Она также прибегла к государственному планированию и регулированию экономики, осуществлению социальных программ. Одновременно были созданы, вернее, усовершенствованы, тайные механизмы власти для противодействия и подавления самоорганизации масс, их претензий на провозглашенные буржуазией свободы.

Создание этих двух различных форм элитаризма - национал-социализма и рузвельтовского Нового курса -было реакцией на огромные успехи в развитии в СССР, а после войны – на успешное развитие всего лагеря социализма.

Таким образом, возникло эксплуататорское общество, формационно отличное от капитализма на стадии империализма, сочетающее господство частной собственности с более-менее широкими социальными программами и сравнительно высокой оплатой труда трудящихся этихстран. Но за счёт жестокой эксплуатации отсталых народов других стран, а также за счёт высокой, но искусно скрытой, степени эксплуатации собственного наёмного персонала. Ведь возможности новой НТР позволяют собственникам присваивать себе всю или большую часть новой прибыли, получаемой за счет новых технологий. Вот одна из причин, почему обновление основных средств производства ускорилось до нескольких лет, тогда как при классическом капитализме оно растягивалось на десятилетия.

Использование элементов социализма позволило олигархии («элите») смягчить антагонистические противоречия между трудом и капиталом, между общественным характером производства и частным способом присвоения. А это, в свою очередь, позволило использовать плоды научно-технического прогресса и резко ускорить развитие экономики капиталистических стран, начиная с 60-х годов ХХ века.
Этот строй, знаменующий прорастание социализма через поры капиталистического способа производства, можно назвать олигархическим или «элитаризмом», поскольку эти общества жестко управляются и регулируются верхушкой («элитой») класса буржуазии – финансовой олигархией.
Механизм смены одного СП другим, более прогрессивным выглядит достаточно ясным. Естественно, что эксплуататорские классы при любом способе производства стремятся сохранить всё, как есть. То есть не только сохранить неизменными господствующие производственные отношения, но и усовершенствовать их, что равно неосознанному стремлению выйти на уровень общественно-экономической формации. Но производительные силы, в первую очередь – орудия труда и люди, их изготавливающие, постоянно совершенствуются и обгоняют возможности производственных отношений приспосабливаться к новым условиям. Развиваются существующие технологии и возникают совершенно новые. Орудийная деятельность стремительно усложняется, растет и уровень образования и культуры трудящихся, усиливается их протест против эксплуатации и стремление изменить мир к лучшему. Формационный подход к историческому процессу позволил сделать абсолютно научный вывод о механизме развития общества. Прежние формы господства и подчинения по мере ускоренного развития ПС становятся всё большей помехой, сковывают производительные силы, приводят, наконец, все сферы общества в кризисное состояние. И когда производительные силы в своём развитии окончательно становятся несовместимыми с существующими производственными отношениями, возникает революционная ситуация, и угнетённые классы и слои так или иначе свергают старых господ… И получают новых!

Приход к власти очередного класса эксплуататоров означает установление господства новых ПО, с превращением бывших ПО в свой подчиненный уклад, т.е. в производительную силу победившего способа производства. И только свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата запускает трудный и длительный процесс уничтожения всякой эксплуатации.

Причины огромных трудностей строительства в СССР социалистического общества являются как объективными, так и субъективными. Первые связаны с тем, что первоначально пролетарская революция победила в такой, сравнительно отсталой капиталистической стране, как Россия, тогда как в высокоразвитых странах капитализм устоял, более того, преобразился, прибегнув к опыту социализма в СССР, перешел на ступень формационно отличного от обычного капитализма общества. Это открыло ему пути развития, закрытые для его империалистической формы. А поскольку мир капитала до 1941 года был в экономическом и военном отношении, при условии его единства, гораздо сильнее мира социализма, то борьба двух миров не могла не принять драматических форм. Но и после окончания Второй мировой войны мир капитализма оставался в экономическом отношении могущественнее СССР и его союзников.

К субъективным трудностям развития СССР по пути социализма относится прежде всего неразработанность теории движения общества через слои отчуждения, то есть теории движения по социалистическому пути после решения задач первого переходного периода. Ведь до середины 50-х годов трудящиеся СССР решали другие задачи, не связанные с «непосредственным переходом к социализму», хотя и в оболочке социализма. Это были задачи ускоренного создания современных производительных сил и обеспечения более благоприятных условий для вхождения в коммунистический тип развития. А с середины 50-х годов оказалось, что созданный в 30-е годы механизм ГМС (государственно-монополистического социализма) не поддается попыткам его демонтажа силами самой партбюрократии и отторгает попытки отдельных обществоведов продолжить работу, начатую Марксом, Энгельсом и Лениным по созданию развитой теории коммунистического развития.

Когда задачи первого переходного периода были полностью выполнены, отсутствие теории социалистического типа развития, механизмов перехода к новому типу общественного развития стало роковым.

4.
КОММУНИЗМ – АБСОЛЮТНО НОВЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В коммунизме как «царстве осознанной необходимости» (К.Маркс) действуют совсем иные закономерности, чем в эпохе самотчуждения. «Непосредственный переход к социализму» (Ленин) есть совершенно иной, чем до этого, тип общественного развития, так как из него последовательно и целенаправленно устраняется всякая стихийность. Не общественное бытие теперь является определяющим по отношению к общественному сознанию, а сформированное правящей марксистской партией (которая действительно руководствуется научной теорией) общественное сознание «тащит» за собой общественное бытие. Каждый шаг вперед в эпохе коммунизма, начиная с его низших ступеней (социалистических) должен планироваться и просчитываться на основе теории «действительного коммунистического действия» (К.Маркс). Ведь любое проявление стихийности отбрасывает общество назад, на пройденные ступени.

П.ч. Значит исторический материализм отменяется?

Нет, конечно. Но формационная теория не может выступать в роли теории развития общества в коммунистической эпохе - «царстве осознанной необходимости». Материалистическое понимание истории полностью сохраняется. Просто объективные закономерности развития, будучи познанными, сознательно используются обществом в интересах своего планомерного развития.

Статья VII СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ В «ЦАРСТВЕ ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ»

Анализируя развитие общества в предыстории - «царстве естественной необходимости», мы обнаружили три эпохи самоотчуждения человека: технологическую, организационную и экономическую. (Это, напомним, означает лишь то, что в каждую эпоху доминирующей является одна из сторон жизни общества, а не то, что другие стороны отсутствуют).
Каждая эпоха, как выяснилось, включает в себя три ступени - три способа производства - три последовательно сменяющих друг друга слоя самотчуждения. На каждой ступени производительные силы подчинены своему основному производственному отношению (ОПО). Напоминаем. что в нём в снятом виде содержатся в виде подчиненных укладов ОПО предыдущих ступеней.

То есть общество на всех ступенях развития в «ЦЕН» является многоукладным.


В каждой эпохе на первой ступени ОПО выступает как сила природы. Вторая ступень является переходной: на этой ступени сила природы начинает превращаться в отчужденное общественное производственное отношение. Третья ступень эпохи есть завершение процесса формирования очередного слоя отчуждения.
Таким образом, в «царстве естественной необходимости наличествуют ТРИ ЭПОХИ и девять способов производства – девять слоев самоотчуждения. Столько же должно быть и коммунистических способов производства (если процесс снятия отчуждения начинается с капитала). В отличие от предыстории содержанием коммунистических способов производства является последовательное, научно обоснованное, пользующееся СОЗНАТЕЛЬНОЙ поддержкой большинства, а затем и всех граждан снятие накопившихся слоев самотчуждения, то есть производственных отношений, начиная с верхнего слоя отчуждения.

Коммунистические способы производства имеют содержанием не ускоренное развитие производительных сил при господстве отчужденных производственных отношений, а последовательное снятие слоёв отчуждения и устранение общественных производительных сил. Последнее утверждение (об устранении общественных ПС) может показаться странным, но только это только кажется. Ведь вытеснение человека из сферы производства в качестве источника физической и умственной энергии (за счёт комьютеризации и роботизации производства) и означает превращение, в конце концов, технологического комплекса в аналог природы - во вторую, техногенную природу, гармонизированную с природной средой.

Теоретически, в абстракции, процесс движения через слои отчуждения выглядит следующим образом.
1. Капитал как основное производственное отношение упраздняется и превращается в подчиненный экономический уклад. На этой ступени капитал остаётся одной из форм собственности при диктатуре пролетариата в виде мелкотоварного, частнокапиталистического и госкапиталистического укладов. То есть наёмный труд сохраняется не только на частных предприятиях, но и по форме и на государственных. Рабочий класс выступает на госпредприятиях в качестве наёмной силы у самого себя как класса, организованного в государство. Однако трудовые коллективы через профсоюзные, партийные и другие общественные организации осуществляют контроль за капиталом на частных предприятиях, так и на государственных (за администрацией предприятий), а также участвуют в принятии всех важных решений в сфере организации и совершенствования производства и социальных программ предприятия.

Основным производственным отношением на первой ступени социализма является отношение распределения изымаемой государством существенной части общественной прибавочной стоимости, которая используется в интересах трудящихся слоев общества и в общегосударственных интересах: для дальнейшего развития производительных сил и роста качества жизни населения.

Рабочий класс на этой ступени овладевает искусством управления производством, принимая все более активное участие в управлении предприятиями в рамках единого государственного плана и обязательных государственных нормативов. Мирное соревнование между государственной, кооперативной, с одной стороны, и частной формами собственности, с другой, при содействии государства должно закончиться экономической победой государственной и кооперативной форм собственности.

Наши рекомендации