Ценообразование во внешней торговле
Основы и особенности ценообразования в торговле
ценообразование торговля мировая цена
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные.
От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации.
В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешней торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.
Общеэкономические- действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:
экономический цикл;
состояние совокупного спроса и предложения;
инфляция.
Конкретно экономические- определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:
издержки;
прибыль;
налоги и сборы;
предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические- действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
сезонность;
эксплуатационные расходы;
комплектность;
гарантии и условия сервиса.
Специальные- связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
государственное регулирование;
валютный курс.
Внеэкономические:
политические;
военные;
религиозные;
этнические и др.
Например, известно, что соотношение спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке.
Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми.
Производитель - продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей - это во-первых. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли.
Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
При этом Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм - поставщиков и покупателей.
И во внешней торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:
платежеспособный спрос покупателя данного товара - наличие денег;
объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
полезность товара и его потребительские свойства.
издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем).