Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и
общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии
морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний
самоконтроль человека.Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и
практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и
поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества.
Основные элементы системы образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные
принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в
современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика – 15 часов
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический
выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена
выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и
предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда
и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-
правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции
государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский
кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные
последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы
валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера – 6 часов
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и
малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный
конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Итоговое повторение – 1 час
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
Класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Политика и социальное управление – 11 часов
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные
направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления
правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования
гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право – 21 час
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие
нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система
законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.
Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура.
Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы
государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав
человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам
человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус
несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права
и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное
правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления.
Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право
на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Итоговое повторение – 1 час
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.